Ответы без вопросов - к 1й части

Лидия Кузьмина-Сапогова
1я публикация на Стихи ру 2017 05 16
Редакция 2017 05 15

NB
ТОЛЬКО ДЛЯ
читавших
публикацию 1й части (100 вопросов)
на Стихи ру 2017 05 14 (редакция 2017 05 15)


1я публикация 100 ответов 2017 05 14 
Редакция 2017 05 15
(заменены вопросы №43 и №87 из 1й части)


Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим,
т.е. фрагментарно изменён, дополнен,
найденные ошибки исправлены и т.д. –
см. выше дату "ближайшей редакции".


Лидия Кузьмина-Сапогова

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
(100 ответов к 100 вопросам – к 1й части,
из материалов архива
моего отца
Николая Георгиевича Сапогова) –


********По следам публикации 2017 05 14

ВОПРОСЫ – ПОКА БЕЗ ОТВЕТОВ******* 


-----------------100 ОТВЕТОВ


Приношу извинения, если вкрались ошибки.
Старалась быть внимательной.
Обнаружу – исправлю.


1—Василий

2—Годунов (оперы «Хованщина», «Борис Годунов»)

3—Юдифь (Библия)

Саломея (5 год или 14 год — между 62 и 71) — иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета (однако там она упомянута лишь как дочь Иродиады Мф. 14:6).
Мать Саломеи, Иродиада, состояла в связи с братом своего мужа (и отца Саломеи) Филиппа (Ирода Боэта), за что публично осуждалась Иоанном Крестителем. Осуждение, вероятно, и послужило причиной заключения, а в дальнейшем и казни Иоанна Крестителя. По Марку, Ирод Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6:20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады (она не названа им по имени) выполнить любое её желание. Однако, по Матфею, Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5). Танец юной Саломеи на праздновании дня рождения Ирода Антипы (его дата рождения неизвестна) привёл к тому, что Антипа согласился выполнить любое её желание, и, будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и после казни ей была принесена на блюде его голова.

Юдифь, или Иуди;фь (ивр.Йехуди;т, женский вариант имени Иуда, «хвала Иегове») — персонаж ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев.
Иудейская героиня, патриотка и символ борьбы иудеев против их угнетателей в древности на Ближнем Востоке[1], «красива видом и весьма привлекательна взором» (Иудифь. 8:7). После того, как войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасен. Библейская энциклопедия архимандрита Никифора считает датой этого подвига примерно 589 год до н.э.[2]
Начиная с эпохи Возрождения образ пользовался чрезвычайной популярностью в искусстве и имел как героические, так и эротические коннотации


4—Вральман (Фонвизин «Недоросль»)

5—Баран

6—«Пилигрим» («Остров сокровищ» Стивенсона, «15летний капитан» Ж.Верна)

7—Хлестаков («Ревизор»)

8—Кромвель

9—Бизе (опера «Кармен»)

10—Ермолай (Лопахин - из «Вишнёвого сада» Чехова) 

11--Рюмин

12—Охотник (миф)

13—Железняк

«Партизан Железняк»

Музыка: Матвей Блантер
 Слова: Михаил Голодный

«В степи под Херсоном высокие травы,
В степи под Херсоном курган.
Лежит под курганом, обросшим бурьяном,
Матрос Железняк - партизан.
Лежит под курганом, обросшим бурьяном,
Матрос Железняк - партизан.

Он шел на Одессу, он вышел к Херсону,
В засаду попался отряд,
Налево застава, махновцы направо,
И десять осталось гранат.
Налево застава, махновцы направо,
И десять осталось гранат.

"Ребята,"- сказал, обращаясь к отряду,
Матрос-партизан Железняк,
"Херсон перед нами, пробьемся штыками,
И десять гранат - не пустяк!"
"Херсон перед нами, пробьемся штыками,
И десять гранат - не пустяк!"

Ребята сказали - "Пробьемся штыками,
И десять гранат - не пустяк!"
Штыком и гранатой пробились ребята...
Остался в степи Железняк.
Штыком и гранатой пробились ребята...
Остался в степи Железняк.

Веселые песни поет Украина,
Красивая юность цветет,
Подсолнух высокий, и в небе далеко
Над степью парит самолет.

В степи под Херсоном высокие травы,
В степи под Херсоном курган.
Лежит под курганом, обросшим бурьяном,
Матрос Железняк - партизан.
Лежит под курганом, обросшим бурьяном,
Матрос Железняк - партизан.
(1936)


14—Лабиринт (миф)

15—Монастыря

Уточнение: 2х монастырей. Никон был извержен из священства: не только патриаршего достоинства, но из епископского сана и стал простым монахом. Монах Никон после соборного суда и извержения был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; после смерти Алексея Михайловича был переведён под более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

Аббат Фариа (персонаж из «Графа Монте-Кристо» Дюма) томился в замке Иф в соседстве с Эдмоном Дантесом.

16—Уинстон (Черчилль – премия 1953)

17— Ярославль (заложен князем Ярославом Мудрым в период его ростовского княжения (988—1010) на мысе над Стрелкой на месте или около языческого поселения Медвежий Угол)

18—Амстердам

19—Окулист

20—Капитан («Бэла»)

21—Селезёнки (псевдоним «Человек без селезёнки)

22—Твист (Диккенс «Приключения Оливера Твиста»

23—Горький («В людях»).

24—Князь

25—Щигровского («Гамлет Щигровского уезда»)

26—Халат
(повесть Пушкина «Барышня-крестьянка», картина П. Федотова «Свежий кавалер»)

27—Стене («Золотой жук», Библия)
Мене, мене, текел, упарсин
(по-арамейски означает буквально «мина, мина, шекель и полмины» (меры веса), в церковнославянских текстах «мене, текел, фарес») — согласно библейскому преданию — слова, начертанные на стене таинственной рукой во время пира вавилонского царя Валтасара незадолго до падения Вавилона от рук Кира. Объяснение этого знамения вызвало затруднения у вавилонских мудрецов, однако их смог пояснить пророк Даниил:
  @Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам@.
(Дан. 5:26-28)
 
В ту же ночь Валтасар был убит, и Вавилон перешёл под власть персов. Вероятно, библейский рассказ основывается на реальных событиях, сопровождавших вступление персидской армии в Вавилон в ночь на 12 октября 539 до н. э. (по крайней мере, отголоски истории пира Валтасара можно обнаружить в других ближневосточных и античных источниках)


28—Граф

29—Татьяна (Татьянин день)

30—Татар

31—Сергей (Есенин)

31—Ганнибал

32—Севилья

33—Витраж

34—Земляника
(Выражение из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836), д. 5, явл. 8; письмо Хлестакова к Тряпичкину:
«Надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке».)

35—Шекспир

36—Сажень

37—Архангельский (Москва, Кремль)

38—Ялта

39—Нерон

40—Мюнхен, старая пинакотека
(Прим. – речь об автопортретах)

41—Молоко 

Жан де Лафонтен
 
@Молочница и кувшин с молоком@

«Перетта с кувшином молока на голове
Поверх платка
Спешила в город быстрым шагом.
Она нарочно была налегке -
Простая юбка, низкие башмаки;
А на ходу
Наша молочница прикидывала в мыслях,
Сколько дадут за молоко,
Как на эти деньги купит она сто яиц,
А это - целых три выводка;
"Если постараться,- рассуждала она,-
То будет совсем не так трудно
Развести курочек полон двор;
И даже самый хитрый лис
Тогда не помешает мне купить за них свинью;
А откормить свинью - еще того легче;
Когда свинья разжиреет в самый раз,
Я и ее продам за хорошие деньги;
И разве тогда по нынешним ценам
Я не заведу и коровку и теленка?
То-то он будет скакать в стаде!"
И от радости Перетта подскочила сама,
Кувшин упал -
Прощайте и коровка, и свинка, и курочки!
Хозяйка стольких богатств
Печальным взглядом обводит свою прибыль
И бредет объясняться к мужу,
Опасаясь, что быть ей битой.
Из этого рассказа был сделан фарс:
Он называется "Кувшин молока".
Кто в мечтах не выигрывал битв?
Кто не строил воздушных замков?
Пикрохол, и Пирр, и наша молочница,
И безумцы, и мудрецы -
Все мы грезим наяву в свое удовольствие,
Всех нас обольщает утешный обман:
И целый мир у наших ног,
И все почести, и все красавицы;
Когда я один - никто против меня не устоит,
Я низлагаю падишаха,
Я царь, меня любит народ,
Венец горит на моем челе;
Но чуть что-то стряслось, и я пришел в себя - ,
И я все тот же Жан-бедняга».

42—Инцитат (лат. Incitatus — быстроногий, борзой) — любимый конь императора Калигулы, согласно легенде, назначенный им римским сенатором.
В переносном смысле — пример своевластия правителя; сумасшедших приказов, которые, тем не менее, приводятся в исполнение; назначения на должность человека, совсем не подходящего для неё по всем параметрам.

43—Вопрос от 2017 05 14 заменила (ответ был бы «Нерон»), т.к. не смогла найти подтверждающий источник.

Теперь вопрос №43:

--Франсиско Гойя на одной из картин изобразил расстрел, а Эжен Делакруа - …

(ответ см. в конце)

44—Левша
(Бажов «Каменный цветок», Лесков «Левша»)

45—Полк («Слово о полку Игореве»)

46—Александра (Второго)

47—Пуэрто-Рико

48—Оренбург
(«Метель», «Капитанская дочка»)

49—Эдмон

50—Поляков

51—Такси (фильм «Три тополя на Плющихе»)

52—Сахалин

53—Питер

54—Тунис

55—Филипп

56—Копейка

57—Выбросившись из окна

(Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие. Впоследствии он страдал приступами нервного расстройства и в возрасте 33 лет совершил самоубийство, бросившись в лестничный пролёт (т.к. падение было с небольшой высоты, смерть наступила лишь после нескольких дней агонии). Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга)

(Борис Викторович Савинков (19 [31] января 1879, Харьков — 7 мая 1925, Москва) — революционер, террорист, российский политический деятель — один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров. Участник Белого движения, писатель (прозаик, поэт, публицист, мемуарист; литературный псевдоним — В. Ропшин).
Известен также под другими псевдонимами.
 [По официальной версии, 7 мая 1925 в здании ВЧК на Лубянке Савинков покончил жизнь самоубийством, воспользовавшись отсутствием оконной решетки в комнате, где он находился по возвращении с прогулки, выбросился из окна пятого этажа во двор).

58—100 рублей

59—Дротик

60—Ниоткуда («Дорога в никуда», фильм  «Человек ниоткуда»)

61—Жуан

62—Днепр 
(«Лорелея», «Русалка»)

63—Три пальмы

«По Муромской дорожке»
(вариант, музыка и слова народные).

«По Муромской дорожке стояли три сосны,
Прощался со мной милый до будущей весны.
Он клялся и божился одну меня любить,
На дальней на сторонке меня не позабыть.
И на коня садился, умчался милый вдаль,
Оставил в моём сердце тоску лишь да печаль.

Однажды мне приснился такой ужасный сон,
Что милый мой женился, нарушил клятву он.
А я над сном смеялась, подругам говоря,
Да разве может статься, чтоб мил забыл меня.

Я у ворот стояла, когда он проезжал,
Меня в толпе народа он взглядом отыскал.
Увидел мои слёзы, глаза он опустил,
Изменщик догадался, что жизнь мою сгубил.

По Муромской дорожке стояли три сосны,
Прощался со мной милый до будущей весны».



«Три пальмы»
(Восточное сказание)

«В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
Вот к пальмам подходит шумя караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним».

Михаил Лермонтов
 

64—Платон

(С латинского: Amicus Plato, sed magis arnica Veritas (амикус плато, сэд ма-гис амика вэритас).
В мировой литературе впервые встречается в романе (ч. 2, гл. 51) «Дон Кихот» (1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547—1616). После выхода романа в свет выражение стало всемирно известным.
Первоисточник — слова древнегреческого философа Платона (421— 348 до н. э.). В сочинении «Федон» он вкладывает в уста Сократа такие слова: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». То есть Платон советует ученикам выбирать истину, а не веру в авторитет учителя.
Похожая фраза есть и у Аристотеля (IV в. до н.э.), который в своем сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее».
Таким образом, история знаменитого выражения парадоксальна: его фактический автор — Платон — стал одновременно и его «героем», и именно в этом, отредактированном временем виде слова Платона вошли в мировую культуру. Это выражение послужило основой для формирования однотипных фраз, самая известная из которых — слова немецкого церковного реформатора Мартина Лютера (1483—1546). В своей работе «О порабощенной воле» он написал: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть».
Смысл выражения: истина, точное знание — это высшая, абсолютная ценность, а авторитет — это не аргумент).

65—Купчиху
(картины «Боярыня Морозова», «Купчиха за чаем»)

66—Бутылка (Стивенсон «Остров сокровищ», Ж.Верн «Дети капитана Гранта»)

67—Три (два Алексеевича и Фёдорович)

68—Ахмат

69—Омут
(«Вечер. Золотой Плёс" 1889
«У омута" 1892)

70—Прага
Прим. - Прошу прощения… не нашла чёткого указания.
Китай-город – известен, думаю, всем.
Про варшавскую Прагу у меня уверенности нет – называют ли именно «город"?
Возможно, вопрос заменю (или .формулировку).

71—Ильич («лампочка Ильича»)

72—Тюльпан («Чёрный тюльпан»)

73—Солдатик («Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»)

74—Лейтенантский («сын лейтенанта Шмидта» «Золотой телёнок»)

75—«Псковитянка» (произведение и опера – «Арлезианка» тоже)

76—Моська
(Крылов «Слон и Моська»))

77—Софья
(Софья Фоминична Палеолог, она же Зоя[2] Палеологиня (ок. 1455 — 7 апреля 1503) — Великая княгиня Московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана Грозного. Происходила из византийской императорской династии Палеологов.

Анна Ярославна (Анна Киевская, Агнесса Русская; родилась по разным источникам: около 1032[2] или 1036[3][4] — 1075/1089) — младшая из трёх дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции.)

78—Эйфелевой башней

79—Бес («бес попутал»)

80—Револьвер

--Дмитрий Владимирович Каракозов (1840, с. Жмакино, Саратовская губерния[1] — 3 [15] сентября 1866, Санкт-Петербург) — русский революционер-террорист, совершивший 4 апреля 1866 года одно из неудачных покушений на российского императора Александра II.
4 апреля 1866 года стрелял в Александра II у ворот Летнего сада, однако промахнулся. Был арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. По официальной версии, причиной промаха Каракозова стало то, что его руку оттолкнул крестьянин Осип Комисаров, который был возведён в дворянское достоинство с фамилией Комиссарова-Костромского.
В прокламации «Друзьям-рабочим!», которую Каракозов распространял накануне покушения (один её экземпляр обнаружили в кармане террориста при аресте), революционер объяснял мотивы своего поступка: «Грустно, тяжко мне стало, что… погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ. Удастся мне мой замысел — я умру с мыслью, что смертью своею принес пользу дорогому моему другу — русскому мужику. А не удастся, так всё же я верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути. Мне не удалось — им удастся. Для них смерть моя будет примером и вдохновит их…»

--Игнатий Якимович (Акимович) Гриневицкий (1856, имение Басин, Минская губерния — 1 [13] марта 1881, Санкт-Петербург) — революционер, член подпольной революционно-террористической организации «Народная воля», один из первомартовцев. Наиболее известен как непосредственный убийца императора АлександраII.
1 марта (13 марта) 1881 участвовал в убийстве царя АлександраII. Именно он бросил бомбу, взорвавшую его вместе с царём. При взрыве получил тяжёлые ранения. Скончался около 10 часов вечера в день покушения в придворном Конюшенном госпитале, перед смертью ответив на вопрос об имени и звании «не знаю».

81—Римом


--------------------------------Следующие три ответа –
по материалам французской энциклопедии
QUID (20 век).

82—Екатерина II Алексеевна Великая
(урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская
1729, Штеттин, Пруссия — 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год.
Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.
Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства.
При Екатерине Великой границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа).

83—Распутин
(Григо;рий Ефи;мович Распу;тин (Но;вых);1869 — 17 [30] декабря 1916) — крестьянин села Покровское Тобольской губернии. Приобрёл всемирную известность благодаря тому, что был другом семьи российского императора Николая II. В 1910-е годы в определённых кругах петербургского общества имел репутацию «царского друга», «старца», прозорливца и целителя. Негативный образ Распутина использовался в революционной, позднее в советской, пропаганде. До сих пор вокруг личности Распутина и его влияния на судьбу Российской империи ведутся многочисленные споры.


84—«Станционный смотритель»

-----------------


85—Демон (Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Демон» Лермонтова)

86—Этого («Ты этого хотел, Жорж Данден»)

«Жорж Данден, или Одураченный муж» (фр. George Dandin ou le Mari confondu) — трёхактная театральная комедия Мольера.
Главный персонаж Данден стал синонимом простака, попавшего впросак и страдавшего оттого, что его неразумные желания были исполнены.
Фраза «Ты этого хотел, Жорж Данден!» («Tu l’as voulu, Georges Dandin!»[1]) из этой пьесы стала крылатой
В оригинале Данден обращается к себе на «вы»: «Vous l’avez voulu!» («Вы сами этого хотели!»).
Употребляется в смысле: «сам виноват в этом», «некого винить, кроме себя самого». Vous l’avez voulu, Georges Dandin.

Богатый крестьянин Жорж Данден захотел породниться с аристократами и именоваться «господином де ла Дандиньером». И вот, вместо того чтобы жениться на доброй честной крестьянке, он берёт себе в жены красавицу Анжелику, дочь барона де Сотанвиля. Разорившиеся Сотанвили, получив за дочь изрядную сумму денег, таким образом совершили выгодную сделку. На Дандена же, напротив, обрушивается множество неприятностей. Высокородные тесть с тещей постоянно поучают его, попрекают тем, что он плохо воспитан, а жена-дворянка смотрит свысока и стыдится носить его имя, давая понять, что при всем своем богатстве он не достоин чести быть её мужем. Ко всем этим огорчениям на голову бедного Дандена сваливается ещё одно: за Анжеликой начинает волочиться красивый молодой человек по имени Клитандр, носящий титул виконта.

87— Вопрос от 2017 04 14 заменён, т.к. совпадал с №1
Теперь  вопрос №87

Кузьма Водкин нарисовал красного коня, а Василий Кандинский – синего …
(Ответ см в конце)

88—Петрарка встретил Лауру

89—Святейший Синод

90—Гранит
(Предназначался для памятника победы над русскими… сгодился на облицовку нескольких домов на Тверской улице)


-------NB
В архиве отца ссылки на источник нет, найти сама не смогла.
Заменять вопрос всё же не стала –
думаю, ошибки быть не должно,
а такой факт важно знать.
Но на всякий случай оговариваю. -------

91--«Последний день Помпеи», «Неравный брак», «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах»)

92--Родились в 1818 , умерли в 1883

93—От галлов

94—Роза
(Из «Романа о розе» - аллегорической поэмы 2х авторов 13 века)

95—Учение (обучение)

Библия (греч. ;;;;;; — мн. ч. от ;;;;;;; — «книга», греч. ;;;;;; — папирус, производился в городе Библ) — собрание текстов, являющихся священными в иудаизме и христианстве[.

Коран  — священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».

Талмуд (ивр. «обучение») — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма,

96—Молчанием

97— Степан (Стива)
(Л.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»)

98—В апреле написал свои тезисы Ульянов, а в мартобре свои записки - …
(Достоевский «Записки сумасшедшего»)

99—Инженер.
Сент-Экзюпери.

100—Мысли.

(Блез Паскаль "Мысли о религии"

Статья II
 
IX.
«Я легко могу представить себе человека без рук, без ног, без головы, так как только опыт научает нас, что голова нужнее ног; но я не могу вообразить себе человека без мысли: это был бы камень или животное.
Следовательно, мысль отличает существо человека, и без нее нельзя себе его представить. Чем именно мы ощущаем удовольствие? Пальцами ли? Рукою ли? Мышцами ли, кровью ли? Понятно, что это ощущающее в нас должно быть нечто невещественное.
X.
Не в пространстве, занимаемом мною, должен я полагать свое достоинство, а в направлении моей мысли. Я не сделаюсь богаче чрез обладание пространствами земли. В отношении пространства, вселенная обнимает и поглощает меня как точку; мыслью же своею я обнимаю ее».
 XI.
Человек самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая. Не нужно вооружаться всей вселенной, чтобы раздавить ее. Для ее умерщвления достаточно небольшого испарения, одной капли воды. Но пусть вселенная раздавит его, человек станет еще выше и благороднее своего убийцы, потому что он сознает свою смерть; вселенная же не ведает своего превосходства над человеком.
Таким образом, все наше достоинство заключается в мысли. Вот чем должны мы возвышаться, а не пространством и продолжительностью, которых нам не наполнить. Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности.
XII.
Очевидно, человек создан для мышления; в этом все его достоинство, вся его заслуга, и весь долг его мыслить, как следует, а порядок мысли . начинать с себя, со своего Создателя и своего назначения.
А о чем думает свет? Он никогда об этом не думает: он помышляет о танцах, музыке, пении, стихах, играх и т. д., думает как бы подраться, сделаться царем, не задумываясь при этом, что значит быть царем и что значит быть человеком.
XIII.
Все достоинство человека в мысли. Мысль, стало быть, по природе своей есть нечто удивительное и несравненное. Чтобы сделаться достойной презрения она должна была обнаружить странные недостатки; да она и, на самом деле, имеет их, и самые смешные.
Как величественна она по своей природе! Как жалка она по своим недостаткам!
XIV.
Опасно слишком много указывать человеку на его сходство с животными, не показывая ему его величия. Опасно также слишком часто обращать его внимание на его величие, не напоминая о его ничтожестве. Опаснее всего оставлять его в неведении того и другого. Напротив, весьма полезно представлять ему то и другое.
Не следует человеку думать, на что он равняется животным, ни что он равен ангелам, и нельзя допускать, чтобы он не ведал ни того, ни другого; следует ему знать и то и другое одновременно.
XV.
Пусть человек узнает теперь цену себе. Пусть он любит себя, так как в его природе есть способность к добру; но пусть он ради этого не любит присущих ему злых сторон. Пусть презирает себя, так как эта способность праздная; но не презирает для этого и своей естественной наклонности к добру. Пусть ненавидит, пусть любит себя: он носит в себе способность познавать истину и быть счастливым; но самой истины, постоянной и удовлетворяющей, в нем нет.
Поэтому мне хотелось бы возбудить в человеке желание отыскать эту истину, довести его до свободы от страстей и готовности последовать за истиной туда, где найдет ее. Зная, насколько его познание затемнено страстями, мне бы хотелось, чтобы он возненавидел в себе чувственность, управляющую его волею, чтобы она не ослепляла его при выборе и не в силах была бы остановить его, когда выбор будет сделан.
 
XVI.
По мере вразумления нашего мы открываем в человеке более и более величия и низости.
Сперва обыкновенный уровень людей, затем идут люди более образованные, наконец, философы; последние составляют предмет удивления обыкновенных людей.
Высшая затем степень . христиане; им дивятся философы.
Что же удивительного после этого, что религия основательно знает то, что дается по мере просвещения?
XVII.
Я сознаю, что мог бы совсем и не быть, ибо мое «Я» заключается в моей мысли; стало быть, я, который мыслю, не существовал бы, если б мою мать убили прежде, чем я получил душу; следовательно, я существо не необходимое. Равно, я ни вечен, ни бесконечен; но я ясно вижу, что есть в природе Существо необходимое, вечное и бесконечное.
 

==================== 2017 05 16 


Прим. автора


1-—Заменён вопрос №87 от 2017 05 14
 – дублировал 1й
Ответ теперь: Всадника
(«Купание красного коня», «Синий всадник»)


2-—Заменён вопрос №43 от 2017 05 14–
не нашла подтверждающего источника
Ответ теперь: Резню
(«Расстрел повстанцев», «Резня на Хиосе»)



======================= 2017 05 16



LLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLL