По поводу замечания Бориса Голутвина

Наум Сагаловский
Мой коллега по сайту Стихи.ру Борис Голутвин откликнулся на опубликованную мною заметку “Русофобия и юдофобия” таким пространным замечанием (грамматика замечания сохранена):

“Здравствуйте, г-н Сагаловский.

Вот Вы пишете: "злобный дух юдофобский, советский, не ушёл и вовек не уйдёт". Если Вы, равно как и большинство Ваших соплеменников, утверждаете, что в СССР имели место проявления "антисемитизма и юдофобии", то Вы, верно, не сочтете за труд для себя ответить на следующие вопросы.

Почему, к примеру, В.И. Ленин одной рукой пишет о "реакционной сущности сионизма еврейской буржуазии", а другой Декрет СНК РСФСР от 12.04.1918 "О борьбе с антисемитизмом и еврейскими погромами"?

Почему из "Толкового Словаря Живаго Великорусскаго Словаря", в советской редакции, изъято слово "жид"?

Почему, если "антисемитизм и юдофобия" в СССР были на государственном уровне, евреи были так широко представлены "от физиков до лириков"?

Почему в фильме Л.И. Гайдая, "Бриллиантовая рука", в монологе управдома тов. Плющ ["И я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж, тайно, посещает синагогу"] слово "синагога", было заменено на "любовницу"?

Почему "антисемитский и юдофобский советский режим", "проглядел" реакцию еврейской творческой интеллигенции, на строки А. Маркова, как реакцию на "Бабий Яр", Е. Евтушенко?

"Поэт Алексей Марков написал Евтушенко: «Какой ты настоящий русский, / Когда забыл про свой народ, / Душа, что брюки, стала узкой, / Пустой, что лестничный пролёт». Маркову ответили поэты Самуил Маршак и Константин Симонов, композитор Дмитрий Шостакович, певец Леонид Утесов. В частности, Маршак сравнил Маркова с известным черносотенцем Марковым вторым, а Утёсов написал в адрес Маркова, что «антисемитизм - есть социализм идиотов»". Википедия.

Почему был запрещён выход в широкий прокат советского документального фильма "Тайное и явное. Цели и деяния сионистов", который вызвал болезненную реакцию тогдашнего председателя Госкино Ф. Ермаша?

Не путаете ли Вы, г-н Сагаловский, "антисемитизм и юдофобию" с антисионизмом и не согласны ли Вы с выражением, что "нет большего антисемита, чем сам еврей"?

Что касается уровня "бытового". Я с огромным уважением отношусь к евреям, которые с уважением относятся ко мне и моему народу, но я не могу и не хочу с уважением относится к тем, кто замечая "антисемитизм и юдофобию", не замечают "русофобию", как явление имеющее место быть не только в современной России. И да, по странному стечению обстоятельств, большинство русофобствующих [и, кстати, юдофобствующих тоже], к сожалению, сегодня - евреи.”

Конец замечания.

Постараюсь, не сочтя “за труд для себя”, ответить на вопросы г-на Голутвина.

Прежде всего, должен сказать, что антисемитизм и юдофобия - это не два понятия, а одно, антисемитизм и есть юдофобия.

В своих  многочисленных тирадах по любому поводу г-н  Голутвин на своей странице затрагивал уже эту тему и написал однажды коллеге Семёну Кацу: “Может быть Вам неизвестно (а судя по тому, что Вы применяете оба термина, неизвестно) юдофобия - это конкретное понятие, выраженное в неприятии евреев (разной степени ненависти), антисемитизм же, неприятие семитов вообще, а к ним, напомню, относятся и арабы, и эфиопы, и мальтийцы.” 

Бедные арабы, эфиопы, и мальтийцы туда же! Они, как и г-н Голутвин, не знают, что, согласно русским словарям и Википедии, “антисемитизм -  одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе.” Именно - к евреям, а не к семитам. А юдофобия - это синоним антисемитизма.

И я отнюдь не путаю антисемитизм с антисионизмом. Скорее, сам г-н Голутвин не разбирается в этих вещах.

Что такое “сионизм” вообще? Замечательный “Словарь русского языка” С Ожегова 1986-го года (времена перестроечные, но всё же советские) гласит:

“СИОНИЗМ - возникшее в XIX в. среди еврейской буржуазии реакционное движение, проводящее политику буржуазного национализма и антикоммунизма под лозунгом общности интересов и объединения всех евреев, независимо от их социального положения и места проживания.”

А если взглянуть на “сионизм” с точки зрения нынешней, столь приятной г-ну Голутвину, Википедии, то она трактует это дело несколько иначе:

“Сионизм - (от названия горы Сион в Иерусалиме) - политическое движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине - в Израиле (Эрец-Исраэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается.” 

И далее та же Википедия обращает внимание на ошибочное использование термина:

“Часто сионизмом ошибочно называют любое еврейское движение, имеющее национальный характер. Например, требование культурно-национальной автономии, проект создания еврейской автономии в Крыму, право на эмиграцию в другие страны, помимо Израиля, даже любую борьбу за равноправие евреев. Термин “сионизм” используется также сторонниками конспирологической теории “жидо-масонского заговора” (см. Сионистское оккупационное правительство), которая носит антисемитский характер. Также сионизм следует отличать от территориализма - стремления части евреев иметь своё государство вне зависимости от конкретного места нахождения. В то время как сионизм - это стремление евреев возродить своё государство именно на Земле Израиля.”

Возьму на себя смелость утверждать, что г-н Голутвину ближе определение сионизма по С.Ожегову, иначе он понимал бы, что оправдывать антисемитизм антисионизмом нелепо, потому что и тот, и другой - явления позорные и бесчеловечные. Я же придерживаюсь общепринятого понятия о том, что сионизм есть “движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине - в Израиле.”

Что плохого в желании евреев жить в своём государстве, говорить и петь на родном нам языке, строить, сеять и жать среди единоверцев? Г-н Голутвин называет моих единоверцев “соплеменниками”. Нет, г-н Голутвин, евреи - это не племя, как считали советские идеологи и как считаете Вы, мы - народ, древний народ, сохранивший за тысячелетия свой язык и культуру.

Вы, вероятно, человек православный и, судя по Вашим эскападам в адрес Трампа и Порошенко, законопослушный житель России. Никто не запрещает Вам жить в своём государстве “под лозунгом общности интересов и объединения всех (заменим слово) русских, независимо от их социального положения и места проживания.”  Ваш “антисионизм” - это дешёвая попытка прикрыть антисемитизм.

А что такое антисемитизм, поясню г-ну Голутвину на личном, как говорится, историческом примере.

Меня, семнадцатилетнего, лишили объявленной золотой школьной медали, потому что она понадобилась какой-то украинской девушке. С медалью серебряной меня не приняли в Киевский (по месту жительства) политехнический институт, устами секретаря приёмной комиссии сообщив: “У нас таких много”.  Для учёбы мне пришлось уехать из родного города.  В двадцать два года, закончив с отличием Новочеркасский политехнический институт, я не смог получить выбранного места для работы, потому что начальник этого места заявил мне в лицо, что “один Шварцман” у него уже есть и я ему (ему, а не нашему многонациональному СССР!) не нужен. Не стану говорить о мытарствах (своих и мне подобных) в поисках работы, в продвижении по службе и об отношении власть имущих и соседей по жизни. Не говорю уже о своих детях, с юных лет знакомых с русским выражением “жидовская морда”.

Что это - антисионизм? В семнадцать лет я был комсомольцем и вообще не знал, что такое сионизм, я не был “буржуазным националистом”, зато хорошо понимал, куда ведут дела врачей и расстрелы еврейских писателей. Это и был “злобный дух юдофобский, советский”, за упоминание которого  г-н Голутвин меня упрекает и которого он, разумеется, не ощущал.

А теперь - ответы на вопросы по порядку.

В.Ленин осуждал сионизм по причине своего коммунистического людоедского мировоззрения, а с антисемитизмом боролся по причине порядочности, как и подобает русскому интеллигенту.

Из русских словарей советского периода обидное слово “жид” действительно исчезло, но не потому, что оно не использовалось в “живом великорусском языке”, - ещё как использовалось! - а потому, что лицемерной власти стыдно было прилюдно признаться в своём антисемитизме. Зато теперь, в демократической России, на уровне Государственной думы, ставится вопрос о “возвращении” этого слова в русский язык, поскольку без него пропадает большая часть русской же культуры в виде пословиц и поговорок о “жидах”.

И тут замечательный сакраментальный вопрос г-на Голутвина: “Почему, если "антисемитизм и юдофобия" в СССР были на государственном уровне, евреи были так широко представлены "от физиков до лириков"?”

Ответ очень прост: потому что советская власть не могла без этих “физиков и лириков” обойтись. Вспомним Ландау, Харитона, Зельдовича, Будкера, вспомним Блантера, Дунаевского, Фельцмана, Фрадкина, вспомним Эренбурга, Слуцкого, Самойлова, Левитанского. Вспомним Ботвинника и Купермана. Любимая песня в День Победы написана евреем, песня о родимом русском поле -  тоже, и так далее. В семидесятых годах, когда начался массовый исход евреев из Советского Союза, партийные товарищи, по слухам, сильно обеспокоились утечкой еврейских мозгов и решили подсчитать, сколько времени понадобится для того, чтобы полностью перейти на “самообслуживание”, оказалось, что для этого понадобится 50 лет. Пока что без евреев Россия обойтись не может. Срок не настал. Есть ещё Кобзоны, Жванецкие, Хазановы, Спиваковы, Турецкие и иже с ними.

Что же касается замены слова “синагога” на “любовницу” в фильме “Бриллиантовая рука”, то г-н Голутвин при желании мог бы знать, что в послевоенные годы из русской литературы изымались еврейские имена, что само слово “еврей” было чуть ли не бранным, предпочтительным был эвфемизм “лицо еврейской национальности", не говоря уже о “синагоге”. Не мешало бы г-ну Голутвину порыться в столь любезной его сердцу Википедии.

Вот он спрашивает: “Почему "антисемитский и юдофобский советский режим", "проглядел" реакцию еврейской творческой интеллигенции, на строки А. Маркова, как реакцию на "Бабий Яр" Е. Евтушенко?” Проглядел, потому что “реакция еврейской творческой интеллигенции” была, по сути говоря, подпольной, стихи Маршака и высказывания Утёсова нигде не публиковались, равно как и стихотворение Маркова. Советская власть предпочитала помалкивать по этому поводу, боясь реакции зарубежной прессы. Так начинался Самиздат.

Не знаю, почему был запрещён к показу фильм "Тайное и явное. Цели и деяния сионистов", из-за чего сильно переживал тов. Ермаш. Но знаю, что в продаже были антисемитские книжки Шевцова, Солодаря и прочих “специалистов” по еврейскому вопросу.

Г-н Голутвин пишет, что большинство русофобов в наше время - евреи. Но это, мягко говоря, просто ложь. Русофобами, кстати, были большинство именитых русских классиков, известны их высказывания о русских и о России.. А что касается евреев, то не надо претензии к антисемитизму считать русофобией. Если я говорю о советском государственном,  равно как и о “народном”, антисемитизме, то это не значит, что я русофоб, что я без уважения отношусь к русскому народу и его стране.

Среди евреев, как и среди русских, есть и предатели, и бандиты, и жулики. Они есть у каждого народа. И я ненавижу их независимо от национальности. Беда в том, что люди, подобные г-ну Голутвину, вину еврейских бандитов переносят на весь еврейский народ. Это и есть антисемитизм. Евреи-антисемиты существуют тоже, со времён Торквемады до товарища Примакова, удивляться тут нечему:  в семье не без урода.

Деспоты Сталин и Берия были грузинами, но никто не винит в их злодеяниях грузинский народ. Бандиты Хрущёв, Подгорный, Щербицкий были украинцами, но никто и не думает, что в их делах виноват народ украинский. Русский Ленин, армянин Микоян, азербайджанец Алиев принесли неисчислимые страдания людям, но народы их ничем не виноваты. Зато всему еврейскому народу вменяют в вину большевистские деяния Троцкого, Зиновьева, Каменева. Что это как не антисемитизм?

Даже за убийство еврея Иисуса несёт, якобы, ответственность весь еврейский народ, хотя Иисус погиб по Божьему предопределению и истинными убийцами были римские легионеры с Понтием Пилатом во главе.
 
Очень жаль, что в новой, постсоветской России или Украине сохраняется, и даже культивируется, прежний - дореволюционный и советский - антисемитизм, все эти “Бей жидов!” и “Юден - геть!”. И жаль, конечно, что приходится получать замечания от антисемитов вроде г-на Голутвина. Но я благодарен сионистам - за то, что есть у нас государство, где “жидовские морды” не зависят от отношения к ним “титульных наций”, они, эти “морды”, и есть титульная нация. И ещё я счастлив оттого, что меня никак не трогает мнение г-на Голутвина по “еврейскому вопросу”.

Пусть лучше пишет стихи, хотя поэтом назвать его трудно.