Этапы Истории

Андрей Незбайло
Этапы Истории.
Для того, чтобы грамотно смотреть в будущее, нужно грамотно понимать прошлое. Ибо без этого понимания любое построение будущего будет сводиться только к одному - к «борьбе со своим прошлым».
   Многочисленные примеры этой безумной борьбы мы видим, в том числе, и в наши дни на всем постсоветском пространстве, и даже в самой России, где драпируют Мавзолей на 9 мая.
 «Мавзолей, к стенам которого советские солдаты-победители бросали нацистские штандарты. Мавзолей, принадлежащий человеку, основавшему Советский Союз, победивший нацистскую Германию».
Почему его драпируют, почему кто-либо позволяет себе стыдиться  человека, который создал страну, добившуюся этой победы?
Можно быть любых политических взглядов, но не признавать величайших заслуг Советской эпохи просто невозможно. Как невозможно не признавать заслуг Царской России или Московского княжества в построении Российской государственности.
Но почему для меня, «коммуниста», принятие достижений феодальной эпохи или монархической эпохи никоим образом не является насилием над собой, а для монархистов и близких к ним людям, «Ленин и Советская эпоха» - как застрявшая кость в горле?
Почему  это так?
«А потому, что, в отличии от различных реконструкторов, которые страдают от любви к какой-то конкретной эпохи, я уже давно понял, что История делится на исторические этапы, и у каждого из них есть свой определенный отрезок исторического времени. И в рамках этого исторического времени, та или иная система, является актуальной и жизнеспособной, а за рамками этого исторического времени она становится анахронизмом, и в конце концов сходит на нет, уступая свое место следующей, так же, как когда-то забрала это место у предыдущей эпохи».
Именно поэтому в моих глазах эпоха раннего монархизма Петра Первого является прекрасной эпохой, хотя и наполнена всевозможными ужасами и кошмарами. Но уже через сто лет эта же система становится нежизнеспособной, ибо в Российской Империи после смерти Петра, после победы над Наполеоном, так и сохранилась самоубийственная форма самодержавия и крепостного права. Когда в тоже самое время многочисленные страны Европы уже давно стали создавать королевскую форму правления- фактически парламентскую республику. Где король играл только номинальную роль правителя страны, подчиняясь запросам народа, модернизируя государство согласно духу времени. Таким образом, сумев спасти монархизм, сделав его формальной оберткой, за которой скрывалась истинная суть государства соответствующая духу времени.
Но правители Российской Империи стояли до последнего в своем нежелании модернизироваться, не желая менять страну согласно запросам времени и естественным процессам истории. И что с ними стало? Они рухнули, рухнули вместе со всей страной, не пожалев ни ее, ни себя, ни народ, потеряв все под напором прогресса, "не захотев идти в ногу, полетев за ним кубарем".
А вслед за Российской Империей полетели и все остальные европейские монархии, которые придерживались политики абсолютизма, не желая развиваться согласно духу времени.

Но такие ошибки свойственны не только монархической или феодальной эпохе, ибо отказ от развития присущ всем системам, хоть тоталитарным, хоть демократическим, ибо "нет такой системы, которая смогла бы спастись от дураков при власти".   
Тот же  Советского Союза, который в начале своей исторической эпохи был высшим проявлением авангарда и актуальности. Но  не прошло и 50 лет с момента его создания, как его развитие остановилось, и система очень скоро превратилась в анахронизм, пока однажды не рухнула под напором обстоятельств.
Фактически, погубив страну по той же самой причине, по которой погибла Российская Империя.
Не из-за каких-то проклятых внешних или внутренних врагов, а по собственной недальновидности, не желая перестраиваться и развиваться согласно духу времени, отвечать тем запросам, которые присуще приходящей эпохе.
Опыт Российской Империи, опыт Советского Союза показал, что с прогрессом нет никакого смысла бороться. Ибо у каждой эпохи есть свой отрезок исторического времени, внутри которого система актуальна, но стоит выйти за его пределы, как наступает хаос и бедлам.
Но что делают эти глупцы при власти, когда понимают, что их время кончилось?
Они начинают бороться с естественными процессами, сопротивляясь прогрессу истории. Таким образом, порождая повсеместную катастрофу и потрясения, ибо вместо развития они начинают бороться за пережитки прошлого.  Фактически заставляя прогресс истории выдавливать их силой, но уже вперед ногами, сопровождая этот процесс всеми радостями жизни рухнувшего Вавилона. Из раза в раз повторяя одно и тоже.

Но для того что бы этих ошибок больше не повторялось и не происходило общественных катастроф и государственных потрясений, нужно научиться грамотно смотреть в будущее, а для этого нужно грамотно понимать свое прошлое.
Прошлое, которое состоит из исторических этапов, которые не делятся на хорошие  и плохие. Ибо нет никаких плохих периодов, есть естественный процесс, который происходит согласно духу времени, согласно запросам, чаяньям и потребностям той эпохи и того поколения. 
И поэтому осуждать своих предков, за что бы то ни было, не имеет никакого смысла, ибо оказавшись на их месте, с момента рождения, мы бы совершали те же самые ошибки.
И уж тем более нет никакого смысла бороться с естественными историческими процессами, которые заменяют одну эпоху на другую.  Ибо эта борьба бессмысленна. Она приводит только к одному: к еще большему коллапсу общества и государства.
И для того чтобы не допустить этого коллапса:

 Нужно прекратить стрелять в свое прошлое или пытаться воссоздать тот или иной период, пьянея от ностальгии.
Нужно  набраться смелости и начать повсеместную борьбу с преступниками сегодняшнего дня, которые совершают преступления на наших глазах, пользуясь тем, что они закрыты.
Нужно взглянуть, наконец, в свое будущее и, пользуясь высшими идеалами человечества, осознать, что это будущее наполнено светом и радость. Но во имя его достижения, каждое поколение каждой эпохи должно внести свой личный вклад в его достижение.
При этом осознав что:
У каждого поколения от эпохи к эпохе, вклад соответствовал духу времени, но времена меняются и рождаются новые эпохи и новые запросы.
 И вот и к нам из глубины эпох доносится крик истории, и он требует от нас, чтобы мы стали настоящими гражданами, чтобы мы взяли груз ответственности над своей страной и перестали быть отстраненными наблюдатели.
Ибо если народ не будет участвовать в судьбе своей страны, в ней будет участвовать элита, чиновники, сама история, кто угодно. И все равно будут случаться перемены, все равно будет происходить смены эпох, все равно будут происходить катастрофы и потрясения. Но они будут куда менее губительны для общества, если само общество возьмет над ними верх и научится отстаивать свои интересы.
И общество не имеет права забыть о своем вкладе в будущее, ибо как еще мы сможем доказать, что мы достойными своих предков. Которые из поколения в поколение, согласно духу времени, служили своей родине и прогрессу человечества, чтобы потом мы, будущие поколения, продолжили их великий путь, пользуясь теми инструментами и правами, которые нам предоставляет сегодняшняя эпоха.
И современное общество, как бы оно ни сопротивлялось развитию эпохи, обречено стать гражданским или быть потопленным в пучине исторических невзгод.
 Стать жертвой эпохи, которая ведет нас за собой или в ногу или  кубарем.
И нет никакого смысла сопротивляться новому времени, ибо огнедышащий свет солнца тянет все живое туда, все  веточки и колоски, и поколения обращены в будущее, и нет такой силы и идеи, которая смогла бы отвернуть человечество от этого солнца.
Оно уже победило самим фактом своего существования, так зачем с ним бороться, зачем лететь кубарем, если можно идти в ногу?
Наконец-то осознав, куда все идет, во всех смыслах этого слова,  в том числе и развития государства: 
«Ибо подобно тому, как феодализм закончился монархизмом, а монархизм закончился буржуазным строем. Так и буржуазный строй обречен закончиться социализмом, ибо буржуазный строй не является окончательной формой развития государственности, потому что окончательной формой является коммунизм.»
И кто бы ни строил этот коммунизм, он все равно будет воздвигнут, ибо коммунизм - это всего лишь именование той высшей формы государственности, когда «от каждого по способности, каждому по надобности».
Коммунизм - это детище прогресса и не имеет значения, кто порождает прогресс и зачем его порождает, он все равно идет на пользу необратимого будущего, ибо всякое количество всегда переходит в качество.
И с этим будущим бессмысленно бороться, ибо оно является необратимым  детищем прогресса, так же как детищем прогресса являлась каждая конкретная взятая эпоха, которая переходила из предыдущей эпохи и создала будущую эпоху.

И чтобы не происходило катастроф и общественных потрясений на всех промежутках этого большого пути нужно прекратить посыпать голову пеплом за свое прошлое, нужно прекратить бояться своего будущего, нужно научиться бороться с преступниками сегодняшнего дня, не задумываясь о глобальности своих поступков.
Ибо, как говорили древние, «вода камень точит», а каждый настоящий гражданин - это капля огромной реки под названием гражданское общество.

Но гражданское общество не может существовать без грамотного отношения к своему прошлому, без осознанного понимая своего будущего, без постоянных практических действий в нынешнем времени.
Гражданский человек должен уважать своих предков, жить сегодняшним днем и бороться с проблемами сегодняшнего дня, преследуя интересы будущего.
 И вся разница между гражданским обществом и широкими массами, фактически, ничем не отличается от разницы между чистой водой и мутной, живительной влагой и склянкой яда.
Ибо у широких масс нет внятного отношения к своему прошлому, у них нет разумного виденья будущего, у них нет никакого желания бороться за сегодняшний день, словно отсутствует само понимание, за что бороться, когда проблемы их окружают на каждом шагу. При этом они склонны порицать каждого, за любую попытку что-то исправить, воздвигнув для себя храм, храм безразличия под названием «хата с краю». Считая, что уж этот храм защитит своих последователей от любой катастрофы.
Но как ни странно, именно они станут первой жертвой «Прогресса истории», ибо во все времена перемены бьют именно по ним, по "деградантам", действуя по  принципу  великих творцов, которые говорили еще от лица Леонардо Да Винчи: «Я создаю свои произведения, отделяя всё лишнее».
И прогресс истории происходит точно так же, он отделяет все лишнее, создавая новый мир, новое общество, новое будущее, обрубая всё лишнее, не задумываясь о том, кто станет жертвой прогресса. Ибо гибель неразумных людей только на их совести, ибо кто виноват: «паровоз, который едет по рельсам или глупец захотевший бороться с паровозом»? Или, отстранившись от него в своей хате, которая стоит не где-нибудь, а на рельсах истории, и почему ради спасения жизни какого-то глупца, следует останавливать весь прогресс всей мировой истории?
Почему его жизнь стоит дороже жизни будущих поколений, ради которых и создается будущий мир на обломках старого мира? Кто они такие, чтобы своей хатой с краю, своей позицией, останавливать этот прогресс? Остановить который невозможно. С которым бессмысленно бороться. С которым можно либо идти в ногу, либо лететь кубарем.
 И, как и во все остальные эпохи, обязательно настанет время, когда прогресс истории расставит все по своим местам, и мутная вода общества растворится под солнечными лучами манящего будущего.
 И весь народ, вся широкая масса вольется в чистую реку гражданского общества. И эта река пойдет в ногу с прогрессом истории и не будет больше катастроф и потрясений.
 И эта великая река, пройдя сквозь столетия, однажды приведёт нас в милые дали, где  все ошибки, заблуждения и преступления прежних эпох растают как тень, ибо они будут оправданы перед лицом великого прогресса человечества.