Раб и господин

Жарасбек Коргамбаев
РАБ И ГОСПОДИН

В последнее время часто стало звучать  слово «раб». Раб всего ждал от своего господина. Но коренное положение раба состояло в том, что он принадлежал господину как его собственность. И сегодняшний человек оказался в таком положении благодаря денежному рабству. И хотя он еще не лишился своей личности, но и не распоряжается ею по своей воле. И он в денежном рабстве вынужден жить согласно законам денег, воспроизводящим это рабство.

Человек уже в советское время вступил в вопиющее противоречие с обществом, а здесь эти противоречия попросту обострились и непосредственно превратились в фактор разложения не только личности человека. И если здесь, в отличие от предыдущих эпох, объективно речь уже идет о развитии каждого человека (как необходимость), которое должно продвигать и развитие общества, то это развитие мы и получили в форме деградации человека, в которой человек действительно превращается в раба ... своих страстей. А это есть скорее внутреннее рабство, обусловленное духовной нищетой. Таким образом, общество, основанное на развитии каждого человека, перед нами предстало в превратном виде. И мы видим обратное движение общества, основанное на деградации человека. Одно дело, когда богатство основывается на нищете, и это тысячелетиями продвигало развития общества и его производительные силы, другое дело, когда речь идет о деградации человека и это ведет к гибели этого общества. А общество, «процветавшее» на основе иностранного капитала, именно как «иностранное» оказалось совершенно безразличным к людям.

Я не думаю, что, выходя из социализма, мы и впрямь утратили человеческий смысл своей жизни и теперь превращаемся в зверей. Откуда только что освободившемуся человеку знать, что он переживает, откуда ему знать, почему он в своем слепом стремлении и руководимый столь же слепым денежным отношением, сталкивается с окружающим его обществом и бессознательно противостоит враждебному и отчужденному от него миру. Тем более если идеология бизнеса полностью мистифицировала сознание людей. Здесь вопрос стоит гораздо сложнее, так как деньги не только запутали все, но и вывернули наизнанку и тем породили превратное развитие. Так что мы и мир стали видеть с ее вывернутой, темной стороны. И не удивительно, если в этой жизни не видно просвета и мерещится только конец света до сих пор.

В действительности именно в деньгах сегодня людям мир открыт как никогда. И они уже достаточно развиты и цивилизованы для того, чтобы объединиться сознательно и создавать себе такое общество в замен разложившемуся, которое будет отвечать интересам развития каждого человека. Мир для человека закрывается только в собственническом отношении человека к человеку и пока он озабочен собой, в объединении же, напротив, открывается.

Раб никогда не знал, что он раб. И крепостной не знал, что он крепостной. И рабочий, который осознал себе рабочим - рабом капиталиста, уже не хотел остаться им. А кто же современный человек, только называющий себя или другого рабом, а на самом деле не знающий себя, кто он? Раб?

Предприниматель, бизнесмен, коммерсант, нищий и бродяга, бомж и алкоголики, наркоманы и проститутки, «самозанятые» и т. д. - не рабы, а свободные люди, просто осознающие себя с точки зрения тех понятий, которые сложились давно. Это настоящее внутренне рабство. Современный человек живет в прошлом и мыслить еще прошлым и его категориями, не понимая, что он человек будущего. Как трудно было осознать рабу свое положение, как трудно было осознать свое положение крепостному и рабочему, чтобы сбросить свое социальное ярмо. Так же трудным оказалось осознать современному человеку свою свободу, которую ему впервые дали деньги - деньги, снова поработившие его как ограниченного и заскорузлого существа, порабощенного теперь просто своими стремлениями к своему собственному благу. Современный человек – просто раб своих потребностей, своих стремлений, страстей. Он просто порабощен вещами, деньгами и прочими предметами внешнего мира. Он порабощен не государством, не какими-то классовыми отношениями, он задавлен не эксплуатацией и грубым угнетением, как в средних веках или в капиталистическом обществе, а просто системой денежных отношений, воспроизводящей капитализм в индивидуальных проявлениях, хотя именно в этих отношениях человек уже мог бы жить в человеческих отношениях. И поскольку деньги к нему приходят  не сами по себя, то он и вопит, кричит, что у нас не справедливое распределение, будто вообще можно когда-либо сделать справедливое распределение и будто действительно смысл жизни человека сведен к потреблению. Мир расстраивается именно с точки зрения потребления и распределения вещного богатства, чтобы их уничтожить их форму и на их месте создать богатства человека и человеческих отношений. Преодолев все формы социального рабства, человек оказался порабощенным, наконец, только своими внутренними стремлениями. Это просто его ограниченность. И ему нужно только сознание. И теперь он просто хочет наслаждаться, получать удовольствия или просто выжить. Отсюда и его духовное рабство, невежество, тупость, слепота. Отсюда и тот факт, что современному человеку не нужно ничего, кроме сознания и самосознания.