От батрачки до знаменитости

Ланита 2
От батрачки до знаменитости…

На рубеже ХIХ-ХХ вв. социально-политические процессы в России ускорила русско-японская война (1904-1905).  В то время внимание правительства было привлечено к событиям на Дальнем Востоке, где активизируется захватническая политика Англии, Франции, Германии, США, Японии. Объектом их устремлений являлись Китай, Корея и Маньчжурия. Россия также усилила свою активность в этом регионе и «дальневосточная политика» приобрела тогда главенствующее направление в ее внешнеполитическом курсе  (факты из учебника истории).

ххх
Политические вопросы страны никак не касались рождаемости детей. В 1904 году,  в музыкальной и уже многодетной семье священника Петра в предместье Петербурга родился седьмой по счету ребенок – девочка Соня. С детского возраста окруженная заботой музыкальных родителей, Соня слышала напевные речи своей матери Ольги, несколько лет поющей в известном на всю Россию хоре А.А.Архангельского,  и пропиталась её задушевными звуками.

Соня родилась 27 (по старому стилю 14) сентября. Спустя некоторое время после рождения девочку крестили в Николаевской больничной церкви 26 октября.
Самые первые годы младенчества юного создания пришлись на беспокойные и нелегкие времена. Семья священнослужителей жила в условиях, когда внутренняя политика самодержавия лишь усугубляла  общественные противоречия, кризис, охвативший все слои общества, не мог не привести к вспышке массового революционного движения. События 9 января 1905 года стали началом первой революции в России, которая продолжалась два с половиной года.

         Между тем девочка росла и взрослела. Первые детские шалости в кругу семьи, среди старших братьев и сестер, игры и шутки, уличные развлечения в саду и на приусадебном участке родителей развивали ее мышление и любознательность. Только больше всего Соню привлекали пляски и пение. Девочка рвалась выучиться на певицу. Уже к 11-12 годам ее голос приметил один из местных учителей музыкальной школы, который сразу оценил превосходные данные ребенка, но привели его в недоумение: «… от детей отстала, к взрослым не пристала:  по тембру типичный альт, то есть меццо-сопрано, по диапазону – сопрано». Недоумение педагога разрешила мать Сони. Узнав о затее дочери, Ольга Ефимовна сказала учителю: «Гоните мою дочь, Соню, ей ведь всего четырнадцать лет..».  После этого занятия прекратились само собой.  Только детские шалости, но не детское увлечение все больше затягивали девочку и укрепляли ее натуру.
 
          Жизненные трудности нарастали, житейские проблемы затягивали. Голодные годы детства вынуждали детей всей страны втягиваться во взрослую трудовую жизнь, и Соня не стала исключением. По воле судьбы она оказалась в Минской губернии, где ради хлеба насущного ее устроили в семью зажиточного крестьянина ухаживать за его детьми и скотиной.     Впоследствии будущая знаменитая певица вспоминает: «Там я очень понравилась, но и работать пришлось изрядно при наличии трех коров, двух лошадей, целого стада свиней; колоссальные поля картофеля, турнепса, пороса. Все это приходилось убирать мне до поздней осени, и я даже опоздала в школу к началу занятий. Зато поела и попела я там вволю и в поле, и на гумне. Сыта, здорова..»
В минуты отдыха между работой на огороде, в хлеву и во время присмотра за хозяйской детворой  русская девчушка-подросток Соня проявляла свои музыкальные и певческие способности. Ее далеко не по-детски взрослый голос был слышен по всей местной белорусской округе, и знавшие ребенка крестьяне нередко просили Соню петь, чтобы дать им насладиться разносившимися по воздуху струйками  сильных и глубоких музыкальных мелодий. Старший сын хозяина Николка часто цеплял  девочку за руку и заставлял: «Сонька, давай затягивай!..»

          Пробыла Соня в братской белорусской республике  около года.  Благодаря своей старшей сестре Марии, которая тоже заметила талант юного дарования и понимала, что Соне надо учиться - серьезно, по-настоящему учиться пению – она была вытащена из кабалы и возвращена обратно в Петроград. Сестра задумывалась о  судьбе  девочки и мечтала о будущем поступлении ее в консерваторию.

          Путь к покорению творческих вершин Сони на протяжении всей жизни был трудным. Уже после 1916 года в России назревали революционные события.
Нарастание революционного и оппозиционного движения в стране вылилось зимой 1916-1917 гг. в общенациональный кризис.

ххх
Переживая годы первой мировой войны (1914), не знала тогда еще советская оперная певица Софья Петровна Преображенская, что переживет и годы  первой русской революции (1917),  и годы ужасающего лихолетья  Великой Отечественной  (1941-1945).  Во время войны стойкая и гордая женщина откажется покинуть блокадный Ленинград и будет выступать в военкоматах и на призывных пунктах, петь во фронтовых частях.
 
          Сложное детство и  юность не сломили дух русской девчушки. Соня твердо и уверенно шла к намеченной цели.
 
Документалисты-краеведы отмечали героическую стойкость певицы: «Концертная бригада, куда входила Преображенская, была приписана к Управлению Балтийского флота». Выступали по несколько раз в день в блиндажах и землянках, на лесных опушках, в кубриках подводных лодок, на аэродромах в заводских цехах..,  на Ораниенбаумском «пятачке», в Кронштадте…  Софья Петровна  не раз попадала под бомбёжку,  или артобстрел, обмораживала ноги, были случаи, когда машина с артистами проваливалась на ладожском льду. Однажды рядом с каменным сараем, где она пела, упала фугасная бомба, но певица не только удержалась на ногах, но и не перестала петь. Закалённые бойцы удивлялись такой выдержке женщины-актрисы. За время блокады Преображенская участвовала в более чем полутора тысячах концертах.

        После войны талант актрисы получил высшее признание. Софья Петровна дважды становится лауреатом Сталинской (Государственной) премии – в 1946 и 1951 гг.,  профессором Ленинградской консерватории.
В 1955 году, став советской оперной певицей, она получает звание народной артистки СССР».

(Исходные данные взяты из статьи А.В.Носкова, председателя Лужского общества краеведов https://www.proza.ru/2011/07/14/634)

декабрь, 2016 


ПОСВЯЩАЕТСЯ  советской оперной певице
Софье Петровне Преображенской (1904-1966),
моей двоюродной тете по линии отца

Сколько раз она гибла,
Столько раз умирала,
Только волю и дух
                Никогда не теряла!
Обойдя все невзгоды,
Пережив все лишенья,
Её голос остался на века,
                Без сомненья!!! 
Покоряя вершины
                Многих славных побед
Своим голосом сильным
                Защищалась от бед.



Голос певицы можно услышать по ссылкам:


https://www.youtube.com/watch?v=N4fLj0KYIFY

https://www.youtube.com/watch?v=JBY7Onsjhlg

https://www.youtube.com/watch?v=Nr5HJ6tDBkw

https://www.youtube.com/watch?v=fj_4WRX7C6M