2 июня - Вознесение Господне

Галина Николаевна Николаева
                С Великим Праздником, дорогой читатель!

       Вознесение Господне – двунадесятый праздник, который отмечается в четверг на 40-й день по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает восшествие воскресшего Господа Иисуса Христа во плоти на небо.
       Это событие описывается в Евангелиях От Марка (16:19-20), Луки (Лк. 24:50-53) и книге Деяний Апостолов (Деян.1:1-11;2:33). Слова Господа Иисуса Христа о предстоящем Вознесении приводятся в Евангелиях от Луки (Лк. 22:69) и от Иоанна (Ин.3:13;6:62;7:33;12:32;16)

       Иоанн Златоуст и Блаженный Августин называют этот праздник одним из важных и великих, и относят его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены Апостолами. Сорок дней (от Пасхи до Вознесения) пребывал Спаситель на Земле после своего Воскрешения. Он являлся Своим ученикам, Апостолам, беседуя с ними, все 40 дней, но они не узнавали Его. Только лишь, следуя по дороге в Эммаус, они распознали его в преломлении хлеба и очень огорчились, что не следовали голосу сердца своего. Но Господь утешил их, в день Пятидесятницы, послал им Духа Святого, который в дальнейшем наставлял их.
      
       Число сорок можно очень часто встретить в Священных писаниях, а именно: сорокодневные посты (Рождественский и Великий пост), через сорок дней душа умершего встречается с Богом, сорок дней изливалась вода с неба во время великого потопа. Все это говорит нам о покаянии, о посте, об очищении.   
       Пасхальное пребывание Господа на земле было приготовлением всего рода человеческого к принятию Царствия Божиего.
       В Вознесении Спасителя, которое полагает конец Пасхи, уже кроется возвещенное Ангелами обетование непреходящей, немеркнущей, вневременной Пасхи, которая и есть Второе пришествие Христово.
       Святитель Иоанн Златоуст так говорит о Вознесении Спасителя: «Взираем горе на небо, на самый престол Церкви, там восседает Начаток от Начал. Так и придет Сын Божий с неба судить нас, и не замедлит. Общий наш Владыка придет, ведя с Собою воинства, полки Ангелов, собор Архангелов, строй мучеников, лики праведников, сонмы пророков и апостолов, и среди них невещественно витая, — Сам как Царь в невыразимой и неизреченной славе.

       Образ Господа в Вознесении — Господа Вседержителя вы можете встретить как на иконах, так и на куполах. Обе руки Спасителя всегда подняты для благословения. Вседержитель благословляет своих Учеников, пока не скроется в облаках над ними. По бокам Ангелы держат небесную сферу, в центре которой находится Господь. По правую руку Спасителя изображена Матерь Божия, по бокам стоят Апостолы, смотрящие в небеса. На некоторых иконах можно увидеть очертание Элеонской горы, над которой вознесся Господь.
       Этот образ всегда выражает славу и величие.
       Это праздник благословенной Божественной любви, осмысления духовного значения Вознесения Господня и следует задуматься, что мешает нам возвыситься духовно. Может быть это наши негативные мысли, действия или, наоборот, бездействие, вредные привычки, сквернословие, не любовь к ближнему, излишние заботы и т.д. Все это тянет нас к земле, к материальности и уж далеко не к духовности.

       О смысле Вознесения Господня апостол Павел говорит так: «Нисшедший, Он же есть и Восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф.4:10).
       По учению Православной Церкви Вознесение – завершающее событие в деле спасения человечества воплотившимся Богом и обожении человека, к которому Господь призывает верующих в Него.
        Своим Воскресением Спаситель победил смерть и совоскресил с Собой человеческую природу, а Вознесением – открыл человеку путь на Небо, куда до этого не восходил никто из людей (Ин. 3:13).

       О Вознесении Господне святые отцы писали:

       Святитель Григорий Палама:
       «Как Христос воскрес от мертвых, и смерть Им к тому не обладает, так и когда Он вознесся и воссел в вышних, вся высота находится под стопами Его, всем свидетельствуя, что Он — Бог над всем. И это и была «явленная гора Божия», как говорит Исаия (Ис.2:2), и на вершине всех разумных гор — «дом Божий» — Тело Владычнее. Ибо не Ангел, не человек, но Сам Господь плотию пришел и спас нас, став ради нас подобным нам и, в то же время, неизменно пребывая Богом.
       Как, когда Он сошел, Он не изменил Своего обитания, но снизошел, так и восходя снова, Он не в Божество возвратился, но посадил на горнем престоле наше, воспринятое Им естество. Ибо, воистину, там Богу подобало представить первородным из мертвых наше естество, как некое начало первородных от лица всего рода».

       Святитель Димитрий Ростовский:
       "Вознёсся Господь от нас на небо для того, - говорит святитель Димитрий Ростовский, - чтобы устроить нам путь туда и быть нашим путеводителем в горние страны. До Вознесения Господня никто из людей не имел пути к Небу. И никто даже не слышал, есть ли, будет ли для людей такой путь.
       Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошёл на Небо, тотчас явил для всего рода человеческого этот путь. По нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков. Им взошли апостолы, святители, мученики и исповедники. И ныне восходят праведные люди, следующие по стопам Христовым. Для всех ныне известен путь к Небесам. Только не ленитесь восходить им.

       При вознесении Господнем Небесные врата сняты и уже никогда не будут затворены. Потому уже и не нужны ключи от них. Сам Господь не носит их, но отдал их Петру и прочим апостолам, как бы говоря: "Мне они не нужны; носите их вы и уже без труда открывайте открытое, отпирайте незапертое. Если только кто сам своей волей заградил себе небесный вход, тому вы можете помочь этими ключами, следующие же за Мной свободно войдут и без ключа".
       О, как радостна эта причина Вознесения Господня! Он вознёсся на Небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего безпрепятственного восхождения на Небо. Отверзи же нам двери милосердия Твоего".
      
       Праведный Иоанн Кронштадтский:
       "Христос вознесся на небо, но и не оставил нас, чад Своих, но пребывает всегда и будет пребывать с нами до окончания века, — по Его слову. Он вознесся для того еще, чтобы вместо Себя ниспослать на землю, или на Церковь Свою Духа Святаго, третье лицо пресвятой Троицы, собезначальное соприсносущее, животворящее, равносильное, равнославное, всесвятое, всеблагое, всеправедное, всесильное, премудрое, всемогущее, — чтобы Он принял явно торжественноравное участие в спасении искупленнаго честною Кровию Христовою рода человеческаго.

       Если бы Христос остался на земле, то Дух Святой не пришел бы на землю, как Сам Христос возвестил, а это было невозможно по причине равенства Лиц Пресвятыя Троицы и равнаго их действия и содействия. Как мир весь создан был ипостасным Словом Бога Отца при содействии Св. Духа, так и искупление и спасение человеческаго рода должно было совершаться при непременном содействии Духа Всесвятаго. Слава Твоему всеблагому, премудрому и всеспасительному промыслу, пресвятая Троица, Боже наш, Отче, Сыне и Душе Всесвятый.

       На какия мысли и воспоминания наводит нас вознесение Господне на небеса? — На возвышенныя, всерадостныя мысли и воспоминания. Прежде, чем вознестись Иисусу Христу с земли на небо, — Ему должно было снизойти на землю, нужно было зачаться, воплотиться, родиться Духом Святым от Пресвятой Девы, быть Младенцем или Богомладенцем, назваться Иисусом, постепенно возрастать, достигнуть отроческаго и мужескаго возраста, принять крещение от Иоанна во Иордане, подвергнуться ради нашего спасения искушению от диавола, победить его, посрамить его, величавшагося своею силою и царствованием на земле, — надобно было Богочеловеку проповедать людям слово Божие, иметь общение с ними, ради их спасения, есть и пить с мытарями и грешниками, беседовать с блудницами и блудниками, чтобы сделать их целомудренными, иметь общение с мытарями и фарисеями, вразумлять и обличать их, исцелять всякия болезни, воскрешать мертвых, — явить власть Свою Божественную над всеми стихиями, ветрами, водами; явить власть Свою над злыми духами и всем царством сатаны, власть над смертию; нужно было претерпеть всякия неправды от злых людей, пострадать и умереть на кресте, сойти во ад, разрушить его, взять его многочеловечное богатство, лишить сатану всей власти, коею он похвалялся и которую думал иметь вечно, нужно было одолеть жало смерти и воскресить умерших и воскреснуть из мертвых победителем ада и смерти.

       Прежде вознесения на небеса Он установил спасительныя таинства: крещение, покаяние и таинство из таинств — тайную Вечерю, или причащение пречистаго Тела и Крови Своей в знак Своей безпредельной к человекам любви, непрестаннаго общения, в очищение, освящение, обновление и обожение нашей возстановлениой от глубочайшаго падения и растления природы.
      
       Прежде вознесения на небеса Он основал на земле Церковь Свою или Божественное общество людей, спасаемых во Христе, соединенных между собою единою верою, законом Божиим, Богослужением, священноначалием и таинствами.
       Вот на какия мысли и воспоминания наводит нас преславное вознесение Господа Нашего на небеса.

       Положив начало Церкви, Он предоставил дальнейшее ее устроение апостолам при содействии Святого Духа, Которого они имели получить в великий день святой Пятидесятницы.

       И насажденная на земле Церковь Божия процвела, как крин, и возрастила благодатию Святого Духа безчисленное множество святых из всякаго народа и племени, из всякаго человеческаго звания и состояния, обоего пола; особенно в первые века земля стала небом по причине безчисленнаго множества просиявших в Церкви святых в ликах апостольском, святительском, мученическом, в ликах преподобных святых отцов, безсребренников, праведников и всех святых.

       Церковь Христова на земле была и есть величайшее чудо; в ней совершилось и совершается дивное обновление человечества, искренно верующие люди стали небесными ангелами, украшенными всякою небесною добродетелью. Они украсили Церковь как святою жизнию своею, так и безсмертными, богомудрыми творениями, доселе услаждающими наш слух и назидающими верных чад Церкви».
Слава Тебе вознесшемуся со славою Христу, Богу нашему нас не оставившему, в нас действующему и нас спасающему. Аминь».

       Священномученик Григорий (Лебедев) Шлиссербургский:
       «Вознесение — это завершение дела искупления, восход Христа с обновленной человеческой плотью на небо, в царство вечной славы. Дело искупления завершилось и обетованием послать верующим Святого Духа
       Есть и другая сторона — нравственная. В этом событии приоткрывается образ нашего воскресения, нашего подъема от земли на Небо к Небесному Богу и Отцу.
       Итак, этот праздник — образ вознесения человеческой души. Об этом вознесении человеческих душ во время Вознесения Господа повествует Евангелие. Свидетелями Вознесения были апостолы, ставшие таким образом первыми его участниками. Факт вознесения апостольских душ отмечен в Евангелии короткой заметкой: «Они (апостолы) поклонились Ему (Христу) и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк.24:52).
       Очевидно, души апостолов поднялись выше земли, совершилось внутреннее срастание их душ с духом Учителя, отчего Его телесный уход уже не переживался ими болезненно. Они знали, что отныне Учитель будет в их душах, и они с Ним вовеки.
 
       Дорога Вознесения начинается уходом из города. «И вывел их (Господь учеников) вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк.24:50-51).
       Город — это заслоняющий горизонт пыльный и шумный мир земли.
Надо вывести душу с запутанных улиц — путей земли, чтобы не был загроможден ее горизонт нагромождением земных целей, чтобы не развлекались глаза ее пестротой маленьких интересов и не пачкалась чистота души в пыли греха.
       Надо разорвать веревки даже мелких забот, дрязг, пересудов, взаимных обид, мелкого самолюбия и тщеславия, не говоря уже о преступлениях и пороках. И разрубить узы, связывающие душу с греховной землей, с заботами о службе, о семье, о квартире и кастрюлях, об удовольствиях.
 
       Увести душу из города вовсе не означает, что надо полностью отрешиться от земных забот. Но не надо из этих забот плести сети, затягивающие душу без остатка. Только тогда у нас будет сила и способность подняться, и пойти путем Вознесения, и взойти на свой Елеон с лицами, устремленными к небу (Деян.1:1-11), чтобы улыбка радости о Христе осветила вас как отпечаток ожившей и поднявшейся ввысь души. Аминь».
        «Иисусе, вознесыйся от нас на небо, не остави нас сирых».

       Тропарь, глас 4
       Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
       Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обрадовав учеников обещанием Святого Духа, после того, как Твое благословение утвердило их в вере, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира

       Кондак, глас 6
       Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.
       Исполнив весь замысел о нашем спасении, и соединив земнородных с небожителями, Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, не оставляя земли, но пребывая неразлучно с нею и взывая к любящим Тебя: «Я с вами, и никто не одолеет вас!

       Величание
       Величаем Тя,  Живодавче Христе,  и почитаем Еже на небеса,  с Пречистою Твоею плотию, Божественное Вознесение.

       Задостойник, глас 5-й
       Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождьшую, вернии единомудренно песньми величаем.
       Тебя, непостижимо для ума и невыразимо для слова ставшую Матерью Божию, во времени Безвременного неизреченно родившую, мы, вернии, единомысленно величаем
 
                Молитва Вознесению Господню   

       Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою, и возседый одесную Бога и Отца!
       В сей "ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения" Твоего "земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари", человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?!
       Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха.
 
       Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити,
       но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих,
       идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

       СЛАВА, ГОСПОДИ, СВЯТОМУ ВОЗНЕСЕНИЮ ТВОЕМУ!



Составлено по материалам:
http://foma.ru/voznesenie-gospodne-2.html
http://samopazvitie.ru/ikoni/voznesenie-gospodne.html
http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebedev/
http://voznesenie.paskha.ru/Bogosluzhenie/Tropar/
http://azbyka.ru/days/caa/64