Сова Минервы

Тома Мин
 * после блужданий

Фауст для Гете, Заратустра для Ницше -
высшая самость: в о з в р а т и т ь с я
в Свой Дом после затмений, пожаров,
рассветов, блужданий в сансаре.

Вернуться в мир самости или
   вернуться в саму самость мира.

* Незавершенный гештальт

умирает коллективный образ прошлого:
              ипостаси, являвшиеся по отдельности,
соединяютя теперь в одной точке
              утерянного пространства и времени.

*  обладание по Марксу - обладание по Фрейду

оба используют  людские экскременты,
чтобы править миром от имени смерти.

* услужливо - ласковый идеализм.

в  момент, когда сознание выплывает из мрака,
когда тают кристалы  сомнений и страха,
тебя обволакивает нежно облаком, по-матерински,
услужливо - ласковый идеализм.

*коллапс

Цивилизация прячет голову в песок от коллапса.
Платон! твоя цивилизация тоже стояла на рабстве

и развращении
             несовершеннолетних.


*  сквозь джунгли безумия

продравшись сквозь  джунгли безумия,
мы вошли в пустошь здравого смысла,
сброшен груз поэтических иллюзий:
люди  похожи на зверей Апокалипсиса.


* Несомненно, те, что в кельях, правы


Корабль движется все стремительнее:
зло стоит у штурвала,
Слышишь шум водопада?  -
это далекая канонада
битвы...

* так забавляется Гений

Гений – само божество,
непостижимое для глупцов,
но проникающее во всех,
достойных проникновений.

Гений
обрекает своих детей на гонения,

и в разнообразных "образах"
играет сердцами своих апостолов,

которых ждет непостижимое слияние
с источником просветлений, страданий.

Боги их будут тревожить в пророческих снах;
и все равно – снизойдёт ли  «экстаз»

или, вдруг, с зелёных лугов,
бабочкой, к ним залетит  Психея.

Так забавляется Гений.

*  есть только две истины

есть две истины: рождение и смерть
всё, что  между ними - бред

*  Казуальность

Казуальность —
очередная  попытка себе внушить,
что мир имеет некий высокий смысл.

Мысль,
о ничтожестве мира
невыносима:
как жить

среди архетипических символов?

* Назад к!

«Назад к вере,
природе»,
«назад к готике»,
«назад к Гете»,
к чистоте нравов,
«назад к барокко»,
…  есть всего много,
всякого  другого.

Мир был лучше тогда? -
вперед, в прежние времена! 



 *соприкосновение с Гегелем

уже одно соприкосновение с Гегелем
равносильно обмороку - отключению.

* двойственность

Басни о Прометее, Пандоре,
об андрогинах Платона,
фантазии Зороастра и египтян
объясняют, рассеивают  туман
видимых противоречий
двойственности человечьей.

* Это Нечто

Это Нечто обошлось с нами всеми,
как липучка с летеющей мухой:
зацепив, задержало в движении,
прилипив  друга к подруге.

изподтишка
обволакивает липкой пленкой,
которая  так отдаленно
напоминает изначальную форму.

* Душа совершенная и пернатая. Платон. Федр

Всякая душа до своего ниспадения
была наделена перьями.


«Душа совершенная и пернатая
носится в пространстве

и устрояет весь мир и жизнь;
но, утратив перья, влечется вниз

искать себе жилище и тело,
и теперь называется, в целом,

животным, сложенным из души и тела,
получая  имя человека смертного».
 
Так возвестил он -
                Платон.

* чтобы выжить

сама наука  есть  симптом жизни?
А может страх? увёртка от  пессимизма?

самооборона против  истины?
нечто вроде трусости и лживости?

а может «научность» просто та хитрость,
необходимая, чтобы человечеству выжить?

* пассаж из Иоганна Готлиба Фихте

На сей
        раз
это был пассаж
из Иоганна Готлиба Фихте:

«... согласие
нравственных убеждений
достигается в церкви,
символы которой не предмет изучения,
а только средства обучения
для утверждения
вечных истин».

* мгновения за-душевной жизни

связь с прошлым,
мгновения «за-душевной» жизни
открывают  окна
стен темницы

из «жизни тленной»
в  Сокровенное.


* этот Мир Времени

Он стремится владеть человеком всецело,
заключить в своих временных  стенах,
и завершить жизнь безнадежным концом:
смерть,
     нет времени,
                нет ничего.


* мы не должны ловить Его на слове

Бог понимает мир  не буквально;
наш мир  - аналогия, лишь выражение…
перед нами Бог поставил  задачи -
мы сами  должны искать их решения.


*  в тупике идентичностей

Общее между Сократом и нами
то,что и он, и мы -  не знаем,
что есть человек.

Но!

Сократ знает себя, как незнание,
а мы, ничего о себе не зная,
самодовольно выдаем за знание.

***  Вернуться в самость мира

Фауст для Гете, Заратустра для Ницше -
высшая самость - в о з в р а т и т ь с я
в Свой Дом после блужданий сансары
в пожарах рассвета, в ночных кошмарах.
 
Вернуться в мир самости или
Вернуться в саму самость мира.


*  Бог - как метафорический шифр
"Дома"

когда исчезают смыслы бытия,
ценностные опоры,
там, у границы познания,
человек, приближается к Богу.

Бог - метафорический шифр
"Дома", прибежища в малом,
перифраз перспективы в поиске рифм,
ритмов и идеалов.

*** логика архитектоники

рядом с  данной природной логикой   
выстраивается  логика архитектоники:

фантазии делают жизнь иною
в круге светящихся фантасмогорий
застыли орнаменты линий гирляндой,
из них  выходят  дриады и фавны.

* Студент осиливал Канта, Декарта, Риля

Студент том за томом осиливал Канта, Декарта, Алонза Риля,
чтобы, издав очередную книгу «лирики»,
озадачить бывалых кантианцев
точными терминами и смысловой независимостью стансов.

* Болото. Наша история

* Болото.

с близкого расстояния,
ненадежная и кочковатая,
но взглянув  к линии горизонта
видишь -   протоптана дорога…

*  «дорога истории»

утрамбованная топь
куда  ведет?

Кто протоптал
тропу? кто  знает?
Догадка, что мы только материал
для этой дороги, возмущает.



*  То-то и оно

Истина — не кристалл,
который можно засунуть в карман,
в неё
погружаются целиком,
как во вселенскую жидкость.
Без нее
и птенец воробья не упадет с крыши.


1. "Практический разум" Канта.

"Практический разум" Кант накрепко привязал
к жизни нашей -  земной, преходящей.
Человек лишь удобства Себе создавал,
обеспечивая комфортное существование.

Живем  как придется,  поглощены
то заботами, а то - забавами:
ведь можно спокойно существовать
с этими постулатами.
 
Но в минуты  прозрения редкие
чувствуют все, и рабы, и  мыслители -
приближается  dies illa,
                dies irae.
          Оглянитесь!


2. Так было с Ницше, Спинозой, Паскалем..
               
               
           "Рече безумец в сердце своем, несть Бог!" 


И настигает  мрак, кошмар и  ужас
в  принятии  последних  знаний.
В безумие существования погружен - 
так было с Ницше, Спинозой, Паскалем..


Это Выбор!- не просто конца и смерти,
не только выбор  начала и жизни,
но, быть иль не быть  бессмертью
души, свободе воли и свободе мысли!

* приблизить человека к полноте вселенной

приблизить полноту человека к полноте вселенной
означает, что надо принять в себя все:
даже распад души в телесном наслаждении
в разрушительное ничто.

3. Цикута сильнее мудрости

Чем держится мир? -
Материей. Это  очевидность.
хочешь сбросить гнет этой  видимости?  -
так спорь с материалистами!

Хотя материализм высмеян, сейчас и здесь
прослыл философией тупиц и невежд,
но насмешливый внешний мир (увы!)   
всё также властвует над людьми.

Без воздуха  жизнь гибнет в ту же минуту,
мудрость всегда остаётся слабее цикуты!

* Я говорю история, но имею в виду нашу жизнь

Путь истории похож несомненно
на путь бильярдного шАра,
который, вздрогнув от  удара,
покатился в Кем-то заданном направлении.


История идет. Идет своим  путем,
Часто путаясь, сбивается с пути.
Настоящее - как бы  как последний дом
на окраине  города. Дальше - пустырь.



*** пустоцвет позитивизма

Осыпается пустоцвет позитивизма.
Озарившись  светом  метафизики,
старое древо вечно ищущей мысли,
расцвело, зазеленело мистикой.

Демоны  кружат пред ним во мгле -
Правда? ложь?  Бог или диавол?
Победа Истины в этой борьбе,
Первопричиной  и Первоначалом.


Скука конца истории

Обетование без провидения.
Констатация без разрешения.

Усталый взгляд - назад.
Выбор  один - рай или ад.

Нет сил  для пророчества.
Неудачи творца и творчества.

Мир человека пережил!
И забыл.

* Есть один Закон мировой истории,

И он, не что иное,
как просто исполнение Закона:
дальше тянуть жизни волынку,
не суетясь, под сурдинку.

Он и есть Заратустра

"плясун легконогий"
облек
ход мысли
в орнамент ритма:

не догмами,
не трактатами,
а летучим роем,
цикадами
"легконогие мысли"
изливают свой свет
чистой зыбью планет.

«Плясун легконогий»
своим трудом,
алмазной любовью,
упорной  работой
облекает
смыслы
в орнамент ритма.


* Иррациональный остаток бытия

Мгновение в вечность ушло.
Рядом со мной лишь  То, что Б ы л о.
Вершилось он вот, «только что» -
"Художник" закончил  картину!

Ушло. И это ушедшее
останется Там навсегда.   
в прошлом,
        застыли в вечности,
мои враги и друзья

подобны бесплотным призракам
в сумерках  прошлого дня.
Ставки сделаны ими. Избрано.   
Не изменить. Никогда.

Без остатка закончено.
Наполнено сполна.
Прошедшее – прошлое
теперь навсегда.

Застыло в определенности.
Но все таки...
содержит в себе  возможность         
стать в  будущем чем-то иным!


* Вещи. Как это получилось?

Мир встает везде и всегда на моем пути
«Черт побери,
этот мир!»
Кругом вещи -  слуги, вещи - рабы
Командуют и рапоряжаются,
хочется разломать их на части
смешивающихся общих понятий.
Вещи - серостью в подзорной трубе
при наводке на  слишком близкое расстояние –
они всегда на  пути и  везде.

***
Причина Его Крестного пути – мы.

В День Гнева  Творенье восстанет -
Судящему нужен ответ!
сокрытое явным станет - 
любовь, жизнь, смерть.

Постулаты, заботы,  забавы,   
(и даже  не в этом дело!)
потеряют  вдруг власть над нами –
чего же мы в жизни хотели?

Почему мы не рвём с наваждением?
не ищем свободы от мнимой реальности, 
даже ради нашего Воскресения? 
Потому,что мы - рабы этой данности.

А Он нас ждет! Ждет приговора:
нашего выбора - быть ли  душе?
быть ли  нашей свободе воли? - 
решится это на страшном суде.

Живем в мороке, богатеем,  спим.
Вселенную не слышим и  молчим.
Причина Его Крестного пути –
мы.


***

блуждает среди людей неузнанной

Если сегодня Истина пред человеком встанет
обнаженной от всех покровов, он ее не узнает.

По нашим, людским "критериям",
по совокупности  признаков,
которые, по нашим убеждениям,
отличают ложь от истины,
мы за Истину - Ложь признаем.

Сами же Истины представляются нам неслыханно страшными.
Отнюдь не полезными, а вредными и опасными.
 
Человек убеждается,что Истина даже вредна
и никому не нужна..

*жизнь испуганной ящерицей

Вдруг  человек решает
отбросить поиски и сомнения:
ведь жизнь ускользает!,
оставляя лишь недоумения.

Так  ящерица, ускользая,
в руке только хвост оставляет.

*  означить Бога идеями, словами

Да и вообще...
все эти попытки означить
Бога идеями или словами
тщетны и ничего не значат.

Никакая частность не в состоянии
объяснить полноты бытия;
хотя
время от времени, не часто,
но что-то просвечивается сквозь эти частности.

2.Тайна бытия

от нас сокрыта надежно Истина  –
случаен  ли  этот замысел?
в туман природа её обволокла,
есть злой умысел?

Истина, словно  клад,
не дается нам в руки.
Наполняет нас особый страх –
не выпасть из очевидности  круга!

Страх перед возможностью нового,
еще не виданного,
страх перед восторгом,
никем еще не испытанным.

Истина,как живая, зовет и манит,
не стоит безразлично пред нами,
не ждет, пока мы к ней подойдем
и сами её возьмем.

Мы  мучимся, рвемся к истине,
но ей будто что-то нужно от нас:
зорко следит за  событиями
Словно ждет чего то…  от наc?

а может просто боится?

раз не сбросила до сих пор
перед нами
своего таинственного
покрывала.

Это нужно помнить всякому ищущему -
иначе его искания
никогда не выйдут за пределы
положительного знания.


* * они колонизировали мир смерти

чтобы соединиться с ним,
философ уходил
при жизни в Тот, иной мир.

Еще продолжало биться сердце,
а он уже
колонизировал мир смерти.

***

антрофобия
Как печально, что мы - подобие пресной каши -
убиваем жизнь на воплощение  наших
странных образов  —  жалких подобий
совершенной страсти.  Ложная антрофобия.


*  смена веков


Душевный переворот
после последней смены веков.

В то время многие думали, что новый душевный голод,
как и грядущий век одинаковы  молоды.

прошлая смена веков:
что  тогда пронеслось?,

будто  множество деревьев
гнулись под  порывом ветра,

или оркестр начал фальшивить, вдруг.
Повеял сектантский и реформаторский дух,

осознанием некой перемены -
маленького возрождения.

Пропорции тогда сместились:
знак плюс на минус.

Теперь...

Славу пожинают  лица,
которых не принимали всерьез.
Всё топорщившееся - смягчилось,
разделенное - слилось,
 
к истине примешаны  заблуждения,
к хорошему -  доля дурного,
к значительности — приспособленчество,
к горькому – смешное.

Стало больше, чем прежде,
сковывающих противоречий.

* Деньги

Деньги дали мне книги, путешествия
и главное - возможность уединения.