Турицы

Николина Вальд
Картинка из интернета
               
Образ Велеса с Перуном* в древнем Туре воплощён,
Макошь-матерью рождённый – бог скота с седых времён,
Гусляров и скоморохов, их отваги молодой
В играх, плясках и веселье, Бог всей братии лесной

Скачет северным оленем, туром, лосем сквозь снега,
Поспешает к добрым людям, в их дома на берегах.
В этот светлый день у Нави замолкает скрип ворот,               
Закрывает Велес святки, завершая старый год.

В этот важный час община приглашает пастуха,
С ним рядится долго-чинно – дел весною вороха.
Вечерами под лучиной бабы, девки… Там холсты
Будут прясть-сучить общиной, песни петь меж суеты.

А наутро снег в оврагах, чистый, плотный, мужики
Наберут колодцы с верхом, что вскопали у реки.
Чтобы жарким летом влага сохранялась, красота –
Будет свежая водица для людей и для скота!

В баньке девки этой ночкой собираются гадать,
Что Сварог сковал им в кузне, страсть как хочется узнать,
Что за невод им связала Мати-Макошь с дочерьми,
В этом им поможет Банник за закрытыми дверьми.

Прорубь свежую прорубит в Водокрес народ честной,
Окунуться в воду надо с непокрытой головой,
Освятил Сварог водицу своим молотом стальным,
Матерь Дана** пробудилась в радость здравым и больным.

В час рождения Вселенной Матерь Дана в Явь вошла,
Влагой землю напоила, и с водицей жизнь дала,
В ледяной водице чистой полыхает жар огня,
Знает тот, кто окунётся в Водокрес святого дня.

Ставят яства всей общиной и напитки, а потом
Собираясь под лучиной с приглашённым пастухом
Разговоры о хозяйстве, ждущем солнышка лучи...
Спит природа, слышно только, подо льдом водой журчит.

*В некоторых источниках без Перуна.
**Богиня Дана – Мать Водица, дочь Небесной Коровы Земун, рождённая вместе с рождением Земли, чтобы зародить на последней органическую жизнь.