Шедевр Вадима Константинова 2

Пустынник Нестерова
Вадим Константинов 2

http://www.stihi.ru/2017/05/28/1416
                Весь без остатка
                Растворясь
                В самой природе!..

                И столь волшебна
                Эта связь!..

                И, даже, вроде,-
                От Бога снизошла она...

                И потому-то
                Доведена та глубина
                До Абсолюта!..

                Возвышен ...одухотворён...

                И дивно светел!..

                Пожалуй,не сравнится он
                Ни с кем на свете!..
                01.1996.

Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества. Тема ее не была такой уж новой, к ней обращались многие художники академического и передвижнического направления. Но у первых образ пустынножителя оказывался благостно-официозным, а вторые были склонны относиться к нему критически и осуждать за уход от мира. Нестеров первым с такой искренностью и силой опоэтизировал человека, отказавшегося от суетных мирских страстей и нашедшего счастье в уединении и тишине природы. Его старик-монах - простец, с наивной верой в Бога, не искушенный религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, - это и делает его таким счастливым. Нестеровский герой был навеян русской литературой - Пименом в "Борисе Годунове" Пушкина, "Соборянами" и другими героями, особенно, старцем Зосимой в "Братьях Карамазовых" Ф.Достоевского. Но Нестеров нашел этот человеческий тип и в жизни. Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. Новым для русской живописи был не только образ старца, но и пейзаж, замечательный своей одухотворенностью. Он лишен внешних красот, сер и скуден в своей наготе ранней зимы, но пронзительно поэтичен. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Художник относится к ним как к живым существам. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. В коричневато-сером колорите картины еще сохраняется воздействие передвижнической живописи, но это уже неповторимый нестеровский мир Святой Руси.


Рецензии
Спасибо большое!

Вадим Константинов 2   06.04.2019 05:36     Заявить о нарушении
Желаю дальнейших творческих успехов!

Музей Шедевров Современной Поэзи   06.04.2019 11:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.