Микеланджело

Максим Андреевич Плющ
 «Искусство ревниво. Оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело».
                (Микеланджело Буонаротти)

Как трудно мне найти слова,
Чтобы из них родилась рифма…
Вновь разболелась голова,
Ища пути к сплетенью ритма.
Но вдохновение мое
Не даст уйти, перо отбросить,
Мне мненье выскажет свое,
О настроении не спросит.

Как Микеланджело был прав,
Сказав однажды про искусство:
«Оно нас держит как удав,
Но без него мы как без чувства.
Оно желает, чтоб ему
Мы отдавали жизни время.
Искусство – Солнце и к нему
Нас властно движет вдохновенье» !

Он был и сам неутомим,
Ваял скульптуры с наслажденьем,
Писали фрески вместе с ним
Его друзья и подмастерья.
Да, Микеланджело был прав,
Сказав, что творчество ревниво…
Всю свою жизнь ему отдав,
Он понимал его мотивы.

Художник знал, что нелегко
Усталость сбросить за мгновенье,
Увидев холст недалеко,
Вновь к своему шагнуть творенью.

Он твердый мрамор рассекал
И шлифовал скульптуры тряпкой,
У львов точил  зубов оскал
И в мастерской трудился жаркой.

Христос распятый, Моисей,
Скульптуры, в мраморе творимы,
Капеллы свод и фарисей,
Стихи, рисунки и картины –

Он отдал творчеству свой век,
Он подчинил себя искусству
И человечеству навек
На память отдал Музы чувство.

*******************************
Компиляция из научных сведений:

Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти продолжались почти целое столетие с 1475 по 1564 год. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время считался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии.  Спустя время Лоренцо Медичи Великолепный призвал Микеланджело к себе во дворец и открыл ему доступ в свои сады, где находилась богатая коллекция произведений античных мастеров. Мальчик практически самостоятельно овладел необходимыми техническими навыками ремесла скульптора. Он лепил из глины и рисовал с произведений предшественников, безошибочно точно выбирая именно то, что могло помочь ему в развитии собственных врожденных склонностей.Во Флоренции для Лоренцо, сына Пьерфранческо деи Медичи, Микеланджело высек из мрамора св. Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора вырезал спящего Купидона натуральной величины. Когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе эту скульптуру показали Пьерфранческо, который сказал Микеланджело: «Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь». Благодаря этой истории известность Микеланджело стала такой, что он тут же был вызван в Рим.  Там он изваял мраморную, целиком круглую скульптуру с оплакиванием Христа, которая по ее завершении была помещена в соборе св. Петра в капеллу Девы Марии. В скульптуре «Оплакивание Христа» (Пьета). Микеланджело обратился к теме, которая до той поры всегда связывалась с идеей искупления. Двадцатитрехлетний художник предложил невиданное ранее изображение Мадонны с мертвым Сыном. У нее юное лицо, но это не признак возраста, она дана как бы вне времени.   Четвертого августа 1501 года, после нескольких лет гражданской смуты, во Флоренции была провозглашена республика. Кто-то из друзей его написал ему из Флоренции, чтобы он приехал туда, так как не следует упускать мрамор, лежавший испорченным в попечительстве собора. Богатая корпорация торговцев дала мастеру заказ на создание скульптуры Давида как символа свободы Флоренции. Микеланджело порвал с традиционным способом трактовки образа Давида. Он не изобразил победителя с головой гиганта Голиафа у ног и крепким мечом в руке, а представил юношу в ситуации, которая предшествует столкновению. Комиссия, состоящая из видных горожан и художников, решила установить скульпутуру Давида на главной площади города, перед Палаццо Веккио. Это был первый случай со времени античности, то есть более чем за тысячу лет, появления монументальной статуи обнаженного героя в общественном месте.
    В 1504 г. республика сделала Микеланджело новый крупный заказ. Ему поручили написать на левой стене большого Зала Совета флорентийского Палаццо Синьории сцену битвы при Кашине; на правой стене предполагалось поместить картину битвы при Ангиари, на которую еще в 1503 году получил заказ Леонардо да Винчи. Для этого Микеланджело получил помещение в больнице красильщиков при Сант Онофрио и принялся там за огромнейший картон, потребовав, однако, чтобы никто его не видел. Картон позднее стал школой художников. Наряду с этими большими предприятиями флорентийские годы принесли Микеланджело серию частных заказов. После «Оплакивания Христа», флорентийского Давида и картона слава Микеланджело стала такой, что в 1503 г. он  с  почтением был приглашен папой римским Юлием II для работы над его гробницей. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для одного человека. Всего же в работу эту входило сорок мраморных статуй, не считая разных историй, путтов и украшений, всей вырезки карнизов и других архитектурных частей. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей.
 Позже папа римский  не настаивал на завершении своей гробницы, говоря, что строить гробницу при жизни - дурная примета. Скульптора  ожидал еще более ошеломляющий заказ: в память Сикста, дяди папы, расписать потолок Сикстинской капеллы. До 31 октября 1512 года Микеланджело написал на своде Сикстинской капеллы более трехсот фигур.
    Между тем после завершения капеллы он с охотой взялся за гробницу, чтобы без стольких помех довести ее на этот раз до конца, эта  работа  была заброшена из-за избрания папы Льва X. Он распорядился, чтобы фасад Сан Лоренцо во Флоренции, церкви, выстроенной семейством Медичи, был поручен Микеланджело, это обстоятельство стало причиной того, что работа над гробницей Юлия II осталась незаконченной. В 1520 году, после бесполезных войн, папа Лев X вынужден был отказаться от строительства фасада и, в свой черед, поручил Микеланджело воздвигнуть рядом с Сан Лоренцо Капеллу Медичи, а в 1524 году заказал соорудить Библиотеку Лауренциана. Но реализация этих проектов также прервалась на год, когда в 1526 году Медичи были изгнаны из Флоренции. Для Флорентийской республики, провозглашенной теперь уже в последний раз, Микеланджело, выступая в роли начальника укреплений, поспешил выполнить именно планы новых укреплений, но предательство и политические интриги способствовали возвращению Медичи, и его проекты остались на бумаге.
    Кончина Льва X привела в такое смятение художников и искусство и в Риме и во Флоренции, что при жизни Адриана VI Микеланджело оставался во Флоренции. Но когда умер Адриан и папой был избран Климент VII, стремившийся в искусствах архитектуры, скульптуры и живописи оставить по себе славу, в степени не меньшей, чем Лев и другие его предшественники, Микеланджело был вызван в Рим.
    Папа задумал расписать стены Сикстинской капеллы, в которой Микеланджело расписал потолок его предшественнику Юлию II. Клименту хотелось, чтобы на этих стенах, а именно на главной из них, там, где находится алтарь, был написан Страшный суд, так чтобы можно было показать на этой истории все, что было в возможностях искусства рисунка, а на другой стене, напротив, приказано было над главными дверями показать, как был изгнан с небес Люцифер за свою гордыню и как были низвергнуты в недра ада все ангелы, согрешившие вместе с ним. Много лет спустя обнаружилось, что Микеланджело делал наброски и различные рисунки для этого замысла, причем по одному из них была написана фреска в римской церкви Тринита одним сицилийским живописцем, который много месяцев служил у Микеланджело, растирая ему краски. После смерти Климента VII Микеланджело решил, ибо по-иному поступить он не мог, пойти на службу папы Павла.
    «Страшный Суд» - это произведение было заказано папой Климентом VII незадолго до кончины. Наследовавший ему Павел III Фарнезе побудил Микеланджело спешно выполнить эту роспись, самую обширную и пространственно единую во всем столетии. Трудился он над завершением этого творения восемь лет и открыл его в 1541 году, в день Рождества, поразив и удивив им весь Рим.
    Папа Павел Ш приказал построить на том же этаже капеллу, именуемую "Паолиной", решив, чтобы Микеланджело написал в ней две истории на двух больших картинах; на одной из них он написал Обращение св. Павла, на другой - Распятие св. Петра. Это были последние живописные работы, написанные им в семидесятипятилетнем возрасте.
    В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.