Иоахим фон Зандрарт... Забытые имена

Алексей Гончаров2
Картина:"Пейзаж с дюны...".


В 17 веке искусство Германии переживало глубокий упадок. Традиции великой эпохи
Возрождения, представленной именами А. Дюрера, Л. Кранаха, П. Фишера, почти пе-
рестали ощущаться. Почетную, хотя и не посильную для одного человека задачу вер-
нуть немецкому искусству былую славу, вывести его на европейскую дорогу поставил
перед собой выдающийся живописец, гравер, историк и теоретик искусства Иоахим
фон Зандрарт (1606-1688). Его художественной программой было сознательное подражание наиболее
значительным мастерам живописи голландской, фламандской, итальянской школ. И в
этом он достиг большой степени совершенства - в интернациональной художественной среде Рима (где он подвизался в 1629-1635 годах в качестве мастеровитого живопис-
ца, гравера и эрудированного знатока античного искусства) его ставили в один ряд
с Н. Пуссеном, Г. Рени, Доменикино. Историков аллегорические картины Зандрарта,
например:"Смерть Сенеки", "Апрель", представляют собой умелое разрешение сложных
композиционных построений, причудливое смешение различных стилей, насыщенное "ци-
татами" из творчества европейских классиков. БОльшую самостоятельность Зандрарт
проявил в пейзажной и портретной живописи.
В Италии он много путешествует с будущим великим французским пейзажистом К. Лор-
реном, руководя им в изучении пейзажа; их работа на натуре преследовала цель, как пишет поздний биограф Зандрарта,- "представить всю красочность и живописность природы".
Вернувшись на родину со славой, Зандрарт, несмотря на разорительную тридцатилетнюю
войну, пользуется большим успехом при дворах Аугсбурга, Нюрнберга, Вены, исполняет заказы высокопоставленных лиц, в основном многочисленные портреты.
Любопытно и знаменательно, что среди пятидесяти образов представителей европей-
свой знати художник поставил на видное место автопортрет. Тем самым он деклари-
ровал мысль о высоком назначении художника, утверждал его собственное достоин-
ство, не уступающее аристократическому.
Забота о воспитании национальных художественных кадров, о престиже отечественного
искусства отчётливо сказывается в главном и наиболее значительном труде Зандрарта
историков теоретическом сочинении "Немецкая Академия зодчества, ваяния и живописи"
(1675), поражающая и сейчас универсальностью сведений, размахом широко поставленных задач.
Зандрарт призывал начинающих художников "больше стремиться к повестям, чем поль-
зе", добиваться вершин искусства изучение старых мастеров и собственной неустан-
ной работой, не следовать раз и навсегда найденной манере, внимательно изучать
природу. И вместе с тем, сказались противоречия эстетической системы того времени,
художникам предписывалось облагораживать "низменную натуру", ревностно копировать
старых мастеров. Труд Зандрарта, не раз переиздававшийся, сохранил и до нашего
времени несомненный исторический интерес.


                @