Христос Пантократор

Светлана Леснова
Христос Пантократор...до схизмы
Смотрел бы на нас по-другому,
Единую Церковь замыслив
Вселенским божественным домом.

Весьма символична икона
С потёкшим невидящим глазом
На лике – печатью раскола,
Случившегося  с  христианством…

А правый* - по-прежнему зорок.
Всевидящим праведным оком
Следит по-отечески строго,
Взывая к рассудку безмолвно.

Ничто не проходит бесследно,
Чело омрачают страданья.
О, сколько же дОлжно быть Света
И сил - вседержать  мирозданье!

Едино корнями искусство
Ветвей - Византии и Рима,
А не было б распрей искусных,
и Церковь была б неделимой.


* Православие

Римская школа
"Христос Благословляющий"
Вторая половина XII в. Алтарный образ.
Холст, наклеенный на дерево, темпера 98х59
С 1931- в Пинакотеке Ватикана.
 Выставка  «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо»
Третьяковская галерея.  25.11.16-01.03.17
Roma Aeterna - /лат./ Вечный Рим

Иконографический тип Христа Пантократора, характерный для византийского и
поствизантийского периодов, в Западную Европу занесённый через почитание
греческих икон.  Редчайшая древняя икона «Христос Благословляющий»,
созданная во второй половине XII века работавшим в Риме мастером под влиянием
византийской живописи. До поступления в Пинакотеку она находилась в церкви Санта
Мария ин Кампо Марцио, одной из старейших в Риме. Римский мастер представил
Иисуса Христа в образе Пантократора, то есть повелителя Вселенной, и икона,
являясь аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, хранит
воспоминание о единстве христианской церкви до схизмы, то есть до разделения ее
на католическую и православную, и показывает прямое родство итальянского и
русского искусства, исходящих из одного корня.