Таня и Аня. Ларина и Каренина

Ольга Лютых-Грицаенко
Речь пойдет о Лариной и Карениной, как зеркальных отражениях друг друга.
И отправной точкой будет Таня, как целое, а Аня – осколок от этого целого, только доля.
Но начну с осколка.
Аня. Бесприданница. Воспитывалась у родственников и юной была выгодно выдана замуж за человека хорошего, дворянина, умного, честного и зрелого.
В начале романа ей 27 лет, сыну почти 10 лет. То есть, замуж ее выдали около 17 лет, почти ребенком. У бесприданницы нет выбора. А если и есть то самый простой – между «быть» или «не быть». Но кто же в 17 лет выберет «не быть»?
Когда роман проходят в школе, то у юных читателей Алексей Каренин вызывает чувство "заслуженного" презрения за то, что «стар», не любим, за то, что силой держит рядом с собой молодую жену и малолетнего сына.
Читателям в 35 таковым Каренин не кажется. В нем уже видят ум, благородство, такт, терпение, желание помочь, борьбу за свою любовь, счастье, семью. Он вызывает сострадание.
Когда перечитываешь в 50, то видишь как все герои беспомощны, как они обречены на нелюбовь, ибо любить не умеют. Пытаются найти счастье, не выходя из рамок своих же устоев. Не хватает мудрости, смелости, мужества, самопожертвования. Все хотят счастья, но никто не знает в чем оно. Все идут на поводу привычек окружения.
Анна ни разу за время романа не зашла в церковь, не причастилась, не исповедалась. Бога как будто нет в ее жизни. Да и откуда ему взяться? Бесприданница…
Анна красива. Роковая красота, не оставляющая равнодушным никого, влюбляющая в себя всех, кто попадается на пути. Красота внешняя параллельно с внутренней незаполненностью. Ее воспитал свет, а в нем законы искажены. Главное – внешний блеск. Нутро никого не касается. Главное – соблюдать внешние правила.
Разве Каренин не преступник, когда пособничает падению жены?
Когда ей было 17, ему было 30 с небольшим, и это был еще молодой мужчина, с молодым взглядом на жизнь. Но когда ему за 40, он становится в роли ее отца и вызывает ненависть от того, что будущего нет.
Анна – совращенное дитя, не познавшее счастья. Такие девочки становятся роковыми женщинами. Примеров в литературе предостаточно: Аксинья в «Тихом Доне», Лариса в «Докторе Живаго», Настасья Филипповна в «Идиоте» и многие, многие другие.
Через этот образ Лев Толстой соединился с Пушкиным. Два титана завязаны на центральной теме всемирной литературы – на теме любви, счастья и цены за них.
Гений Пушкина получил для своего полнейшего счастья «чистейшей прелести чистейший образец».
Однажды я видела фотографию Натальи Николаевны в одной старой советской книге. Глаз не оторвать от магии красоты. В эту красоту веришь, как в истину. Не понятно, почему ее фото не печатаются в наше время. Из зависти? Из предрассудков? Или по завещанию потомков? Наталья Николаевна была молода и любила фотографироваться. И была красива до конца своих дней. А ей было всего 50, когда сердце устало бороться за эту жизнь.
Может быть, когда-нибудь человечество увидит фото самой прекрасной женщины на земле.
У Пушкина была истинная любовь. Он заплатил своей жизнью за ее счастье.
У Каренина была любовь собственника. И заплатила Анна. Потом и Вронский, на войне, скорее всего.
Теперь Таня. Обратная история. И маленький осколочек – ее сестра Ольга, Анна в миниатюре, из-за которой погибает юноша, умеющий любить.
Встреть Татьяна своего Евгения в юные годы, кто знает как бы сложилась ее судьба. Может, быть, по-Каренински.
Таню никто замуж в шею не толкал. Она хоть и чувствовала себя в семье одинокой, обделенной любовью на фоне красотки сестры, но до трагизма это не доходило. Таня успела вызреть как личность, прочувствовать свою любовь. Она успела накопить жизненный опыт, благодаря которому могла разглядеть в людях достоинства там, где по молодости видятся недостатки и наоборот.
Отсутствие красоты ее спасло.
Кстати, ответь ровесница Пушкина, Анна Керн, взаимностью поэту по-настоящему, сбежи с ним от мужа-генерала, как бы повернулась история? Не найдя понимание в ровеснице, Пушкин обратился к образу невинному и совершенному. И был счастлив целых 6 лет!
Красивая, но развращенная и бездуховная толстовская Анна, отринутая светом, и некрасивая, но целомудренная, одухотворенная пушкинская Татьяна, хозяйка модного салона – разве не полюсы одной женской сути?
У Татьяны с мужем примерно такая же разница в возрасте, как и у Анны с Карениным, но Ларина сделала осознанный выбор, основанный как минимум на уважении, у Анны Облонской такого выбора не было.
Толстой писал свой образ внешне с дочери Пушкина, своей ровесницы, в котором отразил свою мужскую тоску, но, думаю, что проекция была на Наталью Николаевну. И в том, что он разделался с ней так кроваво, наверняка отражена его собственная неудовлетворенность. Пушкина никто не превзойдет, даже нечего пытаться, но горечь от этого скрыть тоже невозможно.
Оба русских гения через своих бессмертных героинь подробнейшим образом раскрыли всеобщий закон человечества о продолжении того образа жизни, который заложен в детстве, в семье, и который переломить невозможно. Дочери повторяют судьбы матерей, потому что по-другому жить их никто научить не может.