Историзмы

Мальчевский Владимир
Историзм

Тут за эпохой
прошла эпоха –
планета глохла
от зубного грохота.

Эпоха Знанья
была, да сдохла.
Разруха – тоже,
увы, - эпоха.

Долго ахало эхо,
охало...
и растворилось
в эпохе ВОХРа.

Слёзы вытекли.
Кровь засохла.
И наступила
эпоха лоха.

Походя,
в похоти
хорошо ли, плохо,
строят лохи
эпоху хохота.


______________

В ночных углах стекла


Родник размыт.
Не падает вода.
И звон паденья
растворился в травах
И слева тишина,
и справа.

И – провода над Миром,
провода.

В ночных углах стекла –
семь капель света.
Семь слёз над Книгой Лет.
чья тайна истекла,

чья нива полегла,
чьи песни спеты.
Но путь зачтён –
ты Книгу сберегла.


___________________

Археология Вселенной


Археология – наука об осколках
разбитых городов или сердец
кто жил до нас и наших, наконец.
И сколько было их!

И тех, что будут
сколько,

пока Вселенную живых заполнит тьма,
что навсегда погрязнет в энтропии –
в локальном суеверии стихии
чернющею Дырою без ума?
 
____________________________

Вечный город


Я видел МИР и видел РИМ;
я шёл туда и шёл обратно.
Пленён Величьем и гоним,
считал пространство покаратно.

Я был сражён и воскрешён
геройством солнечной Эллады,
я видел в небе голубом
фантом египетской громады.

Какие тонкие умы,
резцами острыми играя,
картины каменного Рая
ваяли в этом царстве тьмы!

Так от главы и до главы –
от шпиля до плиты надгробной
стать описанием способна
одна лишь музыка, увы!

"Не вечен МИР, но вечен РИМ" –
так говорят,
и я со всеми, -
не посвящен, неутомим, -
лишь наблюдал,
как стынет время

и как бессмертен труд рабов,
как безупречен светлый гений
и пламя гибельных сражений,
и дух, и мрамор, и любовь.

"Ничто – не прах, где вечен свет,
ничто не тронуто веками",
но Вечный Рим хранил ответ:

я трещину нашёл на камне.



_________________________

Геометрия пророчества


У геометрии нрав суровый:
замкнулись окружности в календаре
в 2012-м в декабре.
Наверно, Ацтеки писали новый.

- А что с Адамом, и как же Ева?
И змей – не выдумка. Он же – факт!
- Ну, вот и нет их. Пиши – теракт.
Рисуй календарь и крути налево.


_____________________________

Гуманоиду


Прости, гуманоид, прибрежный туман
за низкую видимость и постоянство.
Пора попрощаться с "безумством" пространства,
погладив рукой голубой океан,

задёрнув пейзажи снежинками тюля,
оставив манеру бродить по лесам,
считать до "июня", потом – до "июля",
блуждая в названьях, что выдумал сам.

Прости, гуманоид, наивного Бога
за веру в Адама, за веру в тебя,
за то, что и ты, выбирая дорогу,
кого-то любил, не жалея себя.

Подобье не Бога, а человека,
уже не Природы живое дитя,
ты ищешь не смысл, ты желаешь успеха,
в награду себя самого обретя.

Уже исчислим и уже предсказуем,
с чужим интеллектом, с душою в аршин,
ты камень у ног награди поцелуем, –
ты сам его сбросил когда-то с Вершин.

Прости, гуманоид, я скоро отчалю, –
не тот, что вначале, я всё же - не ты.
Но что тебе я - воплощенье печали?
И что мне – "законы" твоей пустоты!



________________________________

Двадцать первый Век


Двадцать первый – не век размышлений.
Двадцать первый – это век действия
быстрого, юркого, точно лезвие!

«Разумеется», без сомнений.

И не ведая, что творим,
прав кто действует, говорим.


_____________________

Две  планеты


Планета, где можно построить Рим –
не та, где можно его разрушить:
мечту небесную строят души.

И мы сгораем пока творим.


_____________________

Дети Причин


ЧТО
надо представить,
чтоб вдруг предстало
величье храмов, зовущих в даль, -
какая музыка
вдохновляла
Творцов... руин,
что хранят печаль

в песках навеки непроходимых,
на дне морей – в темноте пучин!
ЧТО
укротило неукротимых
Творцов Вселенных –
детей Причин?



_________________________

НЕ СУДЬЯ

Динозавры – создатели, говорят, людей.
Значит, с тем, что – мораль, эстетика…
Надо «в хлам» не знать диалектику
для принятья таких «идей»,

ничего не читать о гуннах,
свет не видя над головой,
путать солнечный луч и лунный,
кто «элита» и кто здесь «гой»:

кто – программа свободных «Я»,
что исчезла не покорившись,
не прижившись, не согласившись,
ибо

СВЕТУ ТЬМА НЕ СУДЬЯ.


__________________________

Для примера


Я во всех уголках планеты
вижу архитектуру Рима.
Видно, Истина не делима
на границы и километры.

Пусть на время, но состоялась,
утвердилась разумной мерой
не для славы, а для примера
жизнь
... и что от неё осталось.


_____________________

Драконий лес



... Дракон не вышел и теперь.
Я понял,
вызов был предлогом.
И я,
ища его берлогу,
был сам
как разъярённый зверь.

Я дрался с лесом... и продрался;
мой "враг" закончился рекой, -
глубокий, неземной покой
меня объял,
и я остался.

И плыл,
и выплыл диск Луны –
багровый
на волне полночной,
и силуэт его неточный
я наблюдал из глубины.

Смолёный киль его рассёк
чертой стремительной и тонкой.
Звезда упала каплей звонкой
не то – с весла, не то – со щёк.

И - голос юноши достойный:
«Мне на заре – в Драконий лес».
Ответ, как музыка небес,
пропел: «Я за тебя спокойна».



_____________________

Древние новости


Непокорна была Россия,
если врут всё о ней, врут.
Рим горел, говорят, красиво!
И за Рим отомстил Брут.

Никому не прожить без Солнца,
понимаем мы или нет,
но планета за Солнцем гонится,*
по спирали крутясь вослед:

все орбиты Миров – спирали,
очень схожие с ДНК,
что по воле Его пинка
скоростями пронзают дали

точно так же, как все светила -
в коридорах незримых сил.
Тяжело душе инфантила
понимать, что не то просил.

Не мистический чудотворец –
мудрый, добрый и честный друг
всем, кто выстоял удостоиться,
а не ползать у Ног и Рук,

мальчик Ра, Инженер Вселенной
и Всевышний Отец наук.
Ну, а если уж откровенно,
Композитор, чьё Слово – звук,

ибо «слышащий да услышит,
ибо страждущий обретёт
труд ума – как свободу Высших.

И планета Их подождёт.


_____________________________
* Док. фильм "Земля не вращается вокруг Солнца"
Яндекс. (Авт.)


Дуэль

            /К портрету Александра Дюма/



Показали Дантесу Пушкина
в пять утра. С двадцати шагов.
Здесь умеют найти врагов
в темноте и с лицом на мушке.

Утопает в ночи зима
с тусклым факелом для приличия...
И застрял Дантес на различии
между Пушкином и Дюма

с той же Африкой у «корней»,
с той же ненавистью к Дворянству.
Гениальность есть постоянство
гениальному Мир видней.



________________________

Запретные темы Истории

                «Сначала было Слово...»


Не инопланетные эти души.
Они – потомки самой Земли
как их "космические" корабли
и Атлантиды былая суша,

вот так же загнанная под лёд,
как Великий Народ Гренландии –
крепко, наглухо, для гарантии.
Но когда-то и он придёт

и однажды построит снова
светлый храм просвещенья – Рим.
Мы с тобою дверь отворим,
и науками станет Слово.


_________________________

Изначальность


История Земли – фрагмент познанья Ада:
история индейцев и славян.
И мне другой истории не надо –
я этой
обворован, глух и пьян.

Он не самодостаточен, наш Мир:
там, за его границами, - программа.
Всё от частицы до Всевышней драмы –
ПОТРЕБНОСТЬ под названием «ЭФИР»:

ЭНЕРГИЯ Создателя Вселенной,
самооценка Мира, АБСОЛЮТ.*
Мы смотрим в звёзды, там цветёт салют
победы разума всевластной и мгновенной.

Жесток отбор?
Но если – не жесток,
то это не отбор, а развлеченье,
где не определяется значенье
ни идеалов ни бессмертных строк.

Что ценим мы превыше бытия,
за что готовы заплатить душою? –
что «малое» для нас и что – «большое»,
в краях покоя
что такое – «я»?

Живые генераторы ОЦЕНОК,
мы вынуждены чувствовать,
чтоб жить!
Оценки вечны,
мы уйдём со сцены.

И нас Земля запомнит, может быть.

Эмоция себя
создаст реальность.
Мы удивимся и пойдём вперёд
по миру мысли, что теперь живёт
уже – вне Времени,
в Начало.

В ИЗНАЧАЛЬНОСТЬ.

________________________

Колонизатор


Чудак с виолончелью на слоне,
солдат, колонизатор из Афин,
он гибнет в "экзотической" войне
и плавит ночью белый парафин...

А за его спиной – ночной Фантом
и - тучи мух на маленьком лице...
Там мальчик-попрошайка за окном
как точка в историческом конце.

Шуршит оазис духами песков,
плодя безумье, засыпая след,
стуча отсчётом судеб и веков,
смеясь над тем,
кому возврата нет.

Так гордый муравей в своем Дворце
не беззащитен меж детьми Творца;
он – точка в историческом конце
того, кто счёл себя за мудреца.


___________________________

Я уезжаю в сторону Египта



Я уезжаю в сторону Египта
поговорить с камнями Пирамид,
в какой войне
восстал их грозный вид, –
быть может, Реквием,
а может быть, Постскриптум

послания о хрупкости программ
в обычном галактическом масштабе:
о девочке,
что варит кофе папе,
о мальчиках
и их цветах для мам,

о тех, кто доброту считает долгом,
о тех, чья мысль
пронзает страх и мрак,
про поросят,
что обманули волка,
про тех, кто любит Мир за просто так,

о мудрости, что песней отзвучала, -
ведь Солнца гаснут, отдавая свет.
И этот факт не ведает начала,
храня Миры, которых больше нет.

Я уезжаю в сторону Египта
поговорить с камнями Пирамид,
в какой войне
восстал их грозный вид, –
быть может, Реквием,
а может быть, Постскриптум.

__________________________

Попытка откровенья



История – не страж чудес,
и над её Каменоломней
встают Светила, чтоб напомнить
о бесконечности Небес.

Пернатых неземная плоть –
земное эхо Озарений.
И над руинами Творений –
закатов бронзовая водь.

Здесь диалектика нетленна:
лишь тот родится, кто умрёт.
Восторг – печаль наоборот.
Любовь – грядущая измена.

Как переливчата река! –
Я по следам ищу причину.
Пророка гонит на чужбину
незавершённая строка.

Коль «от добра добра не ищут»,
то в Мире нет добра. Давно.
... Одетый в золото трактирщик
мне вынес в черепе вино,

седой мулат играл на флейте,
качалась ширма – жёлтый... шёлк...
там кто-то... “Пейте!”
слушал... “Пейте!”
Я улыбнулся и ушёл.

Уж коль дышать, то чистой грудью;
вокруг итак полно калек:
где «победителей не судят»,
забыты Бог и Человек.

Шатался день,
плясала ночь,
где назван другом, где иудой,
со всех орбит, как ниоткуда,
я изгнан был, шагая прочь.

Сам для себя – слуга и Царь;
не дипломат и не посланник
я – просто гость.
Я – добрый странник,
цивилизованный дикарь,

идеалист и теоретик
печальным фактам вопреки...
И только след моей руки
я оставляю на планете,
на разобщённых берегах
лишь измеряя ход теченья.

Я – раб и символ Отреченья:
мечтатель
с цифрами в руках.


_______________________

Раз и навсегда


Пожалуй, первое,
что поразило в детстве,
был сфинкс в учебнике.
И я застыл на миг.

И он весь век
со мною по соседству
всегда, во всём.
Чтоб я его постиг.


_____________________

Сфинкс
                Природа – сфинкс, и тем она верней
                Своим искусом губит человека,
                Что, может статься, никакой от века
                Загадки нет и не было у ней.
                /Ф.Тютчев/

Я – факт.
Я – фикс.
Я – знак.
Я – сфинкс.
Я – мать.
Я – суть.
Я – тьма.
Я – путь.

Мудрое хранилище бытия –
я.

ИДЕЯ
всех живых телес,
Царица генов,
дочь Небес,
судьба Царя
и дикаря,
я - крылья, мех и чешуя.

Ты – мой навек.
Как я – твоя.
Ты – человек,
я – био–я.

Мой плач – рожденью,
твой – судьбе:
мне – поколенья,
миг – тебе
до первой вспышки в темноте.
Я из тебя уйду в детей.

Я – Мир.
Я – миг.
Я – Лик.
Я – крик!

Хранит
три меры пирамид
мой "неразгаданный гранит" –
слиянье
разума и рук.

Я – мрак.
Я – звук.
Я – враг.
Я – друг.

Темна,
темна
печаль моя...
войди,
нето
вползёт змея.

Ко мне спешат
едва дыша:
я – символ Мира и душа.
Ты – только шаг,
а я - инстинкт:
моя душа –
мой лабиринт.

Рукою правой вдоль стены
кто шёл,
держась,
те прощены.

Так сея зло
в моих мирах,
они познали
плоть и страх.

Инстинкт ведёт
вдоль правых стен
сквозь сеть Дионисийских вен:

рациональность –
«левый путь».
путь Аполлона. Не забудь.

Узнай,
зачем он, саркофаг, -

покинуть век,
чей Мир - тюрьма
не умирая,
а вот так -
лучом энергии ума?

Я – факт,
я – фикс,
я – знак.
Я – сфинкс:

я - страж,
я - Сад,
я – страх,
я – Ад.
Мой дар
живуч:

я – клад,
ты – ключ.

И если сердцем не ленив,
войдёшь и вмиг поймёшь:
я - миф.


__________

С мечтой о Греции
               
                Умирая, Байрон думал о Греции и с гордостью сказал:
                «Я ей отдал мое время, деньги, здоровье.
                Что я могу ей еще дать? Теперь отдаю жизнь».


Поближе бы к сердцу Байрона,
где тёплый прибой морей,
подальше от злого барина
и сытости дикарей,

от серых дождей январских
и сырости одеял,
от нищих подарков царских
и жизни, что потерял:

от честных могил молчащих
как компас на корабле.

Я, глядя на снег, всё чаще
хочу умереть в тепле.


_____________________________

Лицо


«Вот – лицо: Фараон Египта».
Как уверенно говорят!
Только нет о том манускрипта,
ибо рукописи – горят.


________________________

Здесь был Рай


Здесь был Рай.
По проекту. Сразу.

(Как и впрочем –
Ад Кара-кум),
 
Только строил планету Разум,
а пустыню построит Ум.


_________________

Китеж-Град


Китеж-Град стоит, коли веришь,
отражён в реке тыщи лет,
украшая волшебный берег.
Взгляд поднимешь – и Града нет.

Ходишь-бродишь среди него –
все разумны, светлы, свободны,
даже ценности – всенародны.
А поднимешь взор – никого.

Нас спасёт, твердят, красота:
под шелками бедро – что пламень!
И стопа тонка под чулками.
А поднимешь взор – пустота.

Что в Миру, чтоб простить его
понимая, что он – в агонии!
Веришь в рацио и в Гармонию,
а поднимешь взгляд – ничего.


_______________________

Копателям


Формально – «Yes».
Копнуть поглубже – «No».
Формально – «Stop».
А неформально – «Go!».

Формально – «бренд».
Копнёшь – всё так не ново!
Формально – шум,
а в нотах – босанова.

Формально – труп,
а разберёшься – кома.
Формально – друг,
а глубже – незнакомый.

Формально – лох,
а вглубь  – хамелеон.
Формально – Бог.
Войдёшь,
а там – не Он.

Смешон формальный Мир,
где мы живём:
копни его поглубже,
он – матрёшка.

Не дай нам Бог
копнуть ещё немножко! –
сойдём с ума,
или съедят живьём.


____________________________

Краса первозданная



Трижды горбатый и дважды косой,
с хрипом гортанным из недр утробы
тоже был горд первозданной красой
завр какой-нибудь плосколобый,

пока не увидел оленьи глаза,
шеи лебяжьи, кудряшки овечьи
и результаты трудов человечьих –
стройные шпили под небеса.

Глядя на завра и мы возгордимся.
Только ведь правды не миновать.
Что мы узнаем и с чем мы сравнимся,
нам предстоит ещё увидать.


_______________________________

Круги на полях


     «Если нам не расшифровать,
      то не нам оно адресовано».
Так уводят от темы. Снова.
Не положено что-то знать.

Не положено соизмерить
толщу внутриземной коры
с Солнцем внутренним до поры,
чтоб не думать, не знать, не верить

в очевидность всего, что здесь,
в досягаемость страшной тайны,
что история – не случайна,
и поверхностный Мир – не весь.

Не о том ли нам на камнях
говорила Гиперборея,
ни труда, ни сил не жалея,
о грядущих – о наших днях.


__________________________

Историческая находка
                (у стен древнего монастыря)


… Там человек стоит на дне болота,
пшеницею набит
его живот.

Он ждёт кого-то.
Или даже – что-то,
«прозрению» научен,

вот и ждёт.

И рядом с ним таких же пара сотен
в монашестве,
в постриге,
в прямоте.

Из ста шагов один – бесповоротен:
он все «семь раз отмерян».

В темноте.


____________________________

Колесницы забытых богов


В забытой древности лошадок было пять:
пять чувств, несущих
тело-Колесницу.
Менялись Страны, языки, Возницы,
но люди знали
то, что нужно знать.

Теперь их почему-то по четыре,
без органов-отличий на груди.
И словно в обворованной квартире
мы ищем что-то...
Но поди найди,

где власть глупей, чем жизнь,
там жизнь – конечна,
и Колесница древняя пуста.
Возница-Разум не жалел хлыста –
Он в Вечность мчал что было безупречным.

И, значит, - будет.
Свет не обмануть.
А здесь отлитая в чугун и бронзу ложь
пребудет с нами.
Только – ну и что ж!

Кто все века мутил, тот канет в муть.


__________________________________

На стыке профессий

                /К дискуссии о причинах распада
                единого древнего языка/.


Порой неплохо бы потрудиться –
пересчитать все слова на «Ви».
В чьей роятся они крови,
где их корни, в каком Санскрите?

Винчестер,
виндоуз,
винстон,
виски…
Продолжишь списки,
и всё поймёшь.
Здесь очевидность
граничит с риском;
что –
корень слова,
а что – галдёж.

В сравненье с чем
этот странный сВИст?
Не с тем ли «Ра»,
что стоял в основе,
чей звук отсутствует в каждом слове,

чтоб антропологом стал лингвист.


________________________

Наследник северного трона


Приюти.
Положи в ладони.
Я – в комочек, и помолчу.
Я – мишень на высоком Троне.
Не хочу его, не хочу.

Только кости,
зола да кости
под расшитым его ковром,
и при глупо высоком росте
я собой привлекаю гром.

Не нуждающийся в критериях,
я – критерий моих времён,
и Наследник
Страны потерянной,
я - никто
без её Имён.


______________________