Мухамед Халел Сулейменов

Сак Тан
Он - автор уникальных научных разработок в области волластонита - стратегического сырья, который применяется во многих отраслях промышленности (получил международный патент).
Мухамед-Халел Толеубайулы, единственный в республике специалист по рентгено-структурному анализу, охотно помогал защищать коллегам кандидатские, докторские диссертации на экспериментальном материале, который делал для людей совершенно бескорыстно.
Ему было присуще бескорыстие - качество, почти нереальное в наше время. Коллеги и друзья в шутку называли его “святым”. Как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки. Материально-денежная сторона жизни для этого человека не существовала в принципе.
 
Умение делиться

Ильяс Сулейменов считает, что получил отцовскую закваску:
- Конечно, на почве полной материальной незаинтересованности отца возникали “семейные трудности”. Мама роптала порой. Ведь любая хозяйка решает меркантильные проблемы в семье... Но папа умел так доходчиво и убедительно объяснить ситуацию, что все вопросы немедленно снимались. На самом деле родители всегда были любящими людьми, вызывая удивление и восхищение своей редкой привязанностью, любовью и дружбой. Они были едины, одним существом в двух обликах. И мама целиком и полностью разделяла все его убеждения, участвовала во всех делах. И в душе понимала и принимала его бескорыстие.
Бессребреник, отец также начисто был лишен честолюбия, тщеславия. Готовя многочисленные мероприятия, привлекая к ним своих близких, он все лавры предоставлял пожинать другим, а сам оставался в тени. Отец сумел воспитать в нас вполне определенное отношение в материальному - это не основное в жизни. Главное: честно делать свое дело, помогать людям, не дрожать за копейку, быть щедрым, уметь делиться - не только деньгами, но и знаниями, умениями, навыками... Когда ты помогаешь людям, то и воздается сторицей. Отец исповедовал эту философию.
 
Дар бесценный

Мухамед-Халел Толеубайулы Сулейманов, специальностью которого была кристаллохимия, физика, активно занимался историческими и литературными исследованиями. Он блестяще знал языки - казахский и русский. Будучи прямым потомком Жазы бия, известного в прошлом судьи, унаследовал тонкое чувство языка. Мухамед-Халел Толебаевич знал народные предания, фольклор, прекрасно владел литературным, философским слогом. Дорожил этим даром, передающимся из поколения в поколение. Это позволило ему впервые в истории Казахстана осуществить адекватный перевод стихов Ахмета Байтурсынова на русский язык.

В глубь веков

Уникальны исследования Мухамед-Халела Сулейманова по философии Майкы би. Это яркая личность в истории. Кем был Аристотель для Александра Македонского, тем же самым был Майкы би для Тимурджина, который впоследствии стал Чингисханом. Мухамед-Халел Толебаевич сделал серию публикаций по духовному наследию Майкы би на страницах газеты “Новое поколение”. Исследования вызвали большой резонанс в республике, так как Мухамед-Халел Толеубайулы впервые обратился к забытому историческому факту: бии не выбирались, а признавались таковыми обществом. Судья становился арбитром, если обладал необходимыми качествами.

И судью отвергали люди, если он не справлялся со своей миссией.
Уже позже имперская власть на местах внесла поправку в устав империи “О киргизах и кайсаках” - о выборности должности биев.

Против чего протестовали такие личности, как Чокан Валиханов, потому что выборность биев автоматически приводила к коррупции, межплеменным раздорам, взяточничеству, подтасовкам. Таким образом, проблемы, которые существуют до сих пор, были заложены еще в тот исторический период. Мухамед-Халел Толеубайулы напомнил о том, о чем благополучно “забыли”.

Он открывал заново историю Казахстана, состоящую из сплошных “белых пятен”, возрождал ее. Ведь, если верить советским учебникам, история казахов началась с 1917 года...

Бауыржан, старший брат мой

Мухамед-Халел Толеубайулы восстанавливал

историческую справедливость в связи с конкретными людьми. Бауыржан Момыш-улы, чьи воинские подвиги известны, получил звание Героя Советского Союза только после смерти. Человек был честный, прямой, потому неудобный для официальной власти. Мухамед-Халел Сулейманов вместе со своим старшим товарищем, писателем, офицером-панфиловцем Дмитрием Снегиным организовывал общественность, призывал авторитетных представителей интеллигенции написать коллективное письмо в защиту строптивого героя.

Мухамед-Халел Толеубайулы в те годы отошел от науки, которая оказалась в загоне. Академия наук претерпевала катаклизмы нового общественного строя - ее то “разгоняли”, то пытались вогнать в рамки общественной организации. Прекратилось финансирование научных исследований и разработок. Ученый, не находя себя больше в науке, занялся общественной деятельностью. И сконцентрировал весь свой потенциал - жизненный и интеллектуальный - на общественно-гуманитарной сфере. Его пригласили работать главным специалистом в Министерство обороны в научно-исторический отдел.
Когда проводился юбилей Бауыржана Момыш-улы, всю концепцию мероприятия при поддержке Дмитрия Снегина выстроил Мухамед-Халел Сулейманов. Глубоко изучив труды Бауыржана Момыш-улы, его переписку с такими великими деятелями Казахстана, как Ильяс Омаров, он писал тексты докладчикам.

В этот период Мухамед-Халел Толеубайулы увлекся военной психологией. Известно, что психология поведения человека, мышление, все его реакции в экстремальных условиях совершенно иные, чем в мирной жизни. Новый научный опыт позволил ученому переосмыслить творчество Бауыржана Момыш-Улы. Он активно общался с командиром спецназа, героем афганской войны Керимбаевым Борисом Тукеновичем, легендарным “кара-майором” (силами одного батальона он девять месяцев держал Паншерское ущелье), а также с председателем Республиканской организации ветеранов Афганистана Николаем Задорожным - друзьями его сына Ильяса, который тоже служил в Афганистане. Ученый сумел синтезировать преемственность воинского духа ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов Афганистана и написал пьесу “Честь дороже жизни”. Спектакль был поставлен в Кустанайском драматическом театре. Действующими лицами стали наши соотечественники - Бауыржан Момыш-улы, Борис Керимбаев, Николай Задорожный.

В название своей пьесы Мухамед-Халел Толеубайулы вынес первое предложение из знаменитого императива Чингисхана “Жизнь дороже богатства, честь дороже жизни” - “Малдан жан артык, жанынан ар артык”.

Незаконченная книга

Качества отца в полной мере унаследовали дети Мухамед-Халела Толеубайулы - Жанар и Ильяс. Жанар Сулейманова - лауреат Международного конкурса пианистов в США, серебряный призер Международного конкурса пианистов в Италии, солистка Государственной филармонии имени Жамбыла. Но, как и отец, она увлечена историей и литературой.

Ильяс Сулейменов - известный ювелир, ученик великого ювелирного итальянского дизайнера Паолы Валентини, лауреат 100-й сессии “Бижорка” в Париже, лауреат Международной премии имени Фаберже. Ильяс - доктор философских наук, и он разделяет семейное увлечение историей и литературой.

В последнее время Мухамед-Халел Толеубайулы работал над фундаментальной книгой “Эра Чингисхана в истории казахской нации”. По советским историческим канонам Чингисхан - завоеватель, злодей, угнетатель народов...

Первым этот убогий стереотип разбил Лев Николаевич Гумилев. Он показал, что

Чингисхан был разрушителем и захватчиком

не больше, чем Петр I или Александр Македонский. Чингисхан разгромил Хорезмшаха Мухамеда по вполне понятным причинам. Любой государственный деятель на его месте действовал бы точно также. Логика войны диктует свои законы, когда за жизнь одного своего не щадили десятков врагов. Ни один командир, военачальник не будет оставлять в тылу очаги сопротивления.

Кабинетные историки, не знающие психологии войны, не в состоянии оценить подобные

факты истории. Мухамед-Халел Сулейманов,

основательно изучив психологию войны, имея колоссальный запас исторических знаний и возможность работать с фундаментальными первоисточниками, такими, как “Сокровенные сказания монголов” и другими, воссоздал реальный процесс этногенеза нашего региона.
Чингисхан принадлежал к племени кыят буржигин.

Откуда племена кыят и мангыт оказались

в казахском Младшем жузе?


Оказывается, что казахи - это те же самые монголы? На эти и другие вопросы Мухамед-Халел Толеубайулы отвечал в своей книге, которую не успел закончить... Главная ее идея: нация казахов - едина, а разделение на жузы, роды и племена носит лишь условно-исторический характер.
Мухамед-Халел Сулейманов переживал за единство народа, поэтому и пришел к мысли создать этот фундаментальный труд “Эра Чингисхана в истории казахской нации” как

научно обоснованный противовес узколобым трайбалистам, абсолютизирующим родоплеменное деление, возводящим свою родословную чуть ли не к Адаму.
Но незаконченная книга - как незавершенная жизнь... И поэтому дети Мухамед-Халела Толеубайулы намерены дописать книгу отца.

Ильяс Сулейменов, как философ, считает, что книга отца сыграет такую же роль, какую в свое время сыграла “История государства Российского” Карамзина, в ней историк синтезировал все знания, накопленные до него, и привел все к единому знаменателю.
- Отец написал книгу на девяносто процентов. А те десять процентов, которые не успел сделать, он оставил, видимо, мне и сестре Жанаре. Нам предстоит серьезная работа по завершению книги отца.

Супруга Мухамед-Халела Толеубайулы, Умуджан Султановна, дети Ильяс и Жанар считают: он так напряженно трудился над книгой, что она забрала все его силы. К тому же на ногах перенес грипп, который дал осложнение на сердце.
Мухамед-Халел Сулейманов ушел из жизни как воин.

Подкошенный смертью, он не страдал, не изнывал в долгой болезни, не причинял беспокойства близким. Только собирался лечь в больницу, чтобы и там писать свою книгу.

Говорят, после смерти лик человека отражает его пройденный путь, открывает лицо его души и духа. Те, кто прощался с Мухамед-Халелом Толеубайулы, увидели его светлым и даже красивым в последний его час.