Арт-причал. Сквозь сотни тысяч лет

Страна Алых Парусов
Кусок промытый янтаря,
Прозрачный, как заря,
Вчерашний выбросил прибой
В подарок нам с тобой.
Прозрачный, как цветочный мед,
Он весь сквозит на свет.
Он к нам дошел, к другим дойдет
Сквозь сотни тысяч лет.

/Михаил Дудин/

 

                СКВОЗЬ СОТНИ ТЫСЯЧ ЛЕТ



                ~~~~  С Вами  ~~~~  ГАЛИНА РОССИ  ~~~~



Маленькие рассказы о прекрасных драгоценных камнях неожиданно стали превращаться в традицию, и выбирая тему для нового рассказа, я остановила своё внимание на еще одном удивительном и очень красивом «камне» - янтаре.
Конечно, как жемчуг и коралл, о которых я уже рассказывала, это не совсем камень, а органическое вещество, ну, а если быть еще точнее – ископаемая смола, известная с очень давних времён и, конечно же, происхождение её овеяно легендами, которых немало.
И одну из них – древнегреческую – я сейчас расскажу, опираясь на версию Овидия. Связана эта легенда с именем Фаэтона (то есть - Пылающего) -  сына Солнца- Гелиоса-Фэба и Океаниды Климены.
И начинается она с того, что зазнаваясь, Фаэтон похвалялся своим родителем – Фэбом, за что был высмеян сыном Зевса-Юпитера и Ио – Эпафом.
Не смог Фаэтон удержать своего самолюбия и гордыни, пожаловался матери:

«Скорбь тем больше, о мать, - говорит, - что, свободный и гордый,
Я перед ним промолчал; мне стыд - оскорбленье такое,
Слово он вымолвить смог, но дать не смог я отпора!
Ты же, коль истинно я сотворен от небесного корня,
Знак даруй мне, что род мой таков; приобщи меня к небу!»

Климена была возмущена подобными подозрениями что её сын – не дитя Фэба и, предложила чаду отправится в прекраснейший дворец отца на востоке, где он будет принят и Лучезарный подтвердит своё отцовство. Фаэтон очень обрадовался этому, вскоре пересёк земли и «к отцовскому прибыл восходу». Пройдя великолепные врата и залы дворца Фаэтон увидел на троне

«Сидел перед ним, пурпурной окутан одеждой,
Феб на престоле своем, сиявшем игрою смарагдов».


Юношу Феб увидал все зрящими в мире очами.

«В путь для чего ты пошел? Что в этом дворце тебе надо,
Чадо мое, Фаэтон? Тебя ли отвергну?» - промолвил.
Тот отвечает: «О свет всеобщий великого мира,
Феб, мой отец, если так называть себя мне позволяешь,
Если Климена вины не скрывает под образом ложным!
Дай мне, родитель, залог, по которому верить могли бы,
Что порожден я тобой, - отреши заблужденья от духа»

Расчувствовался Фэб, обнял своего сына и сказал, поклявшись при этом клятвой богов, что в подтверждение его отцовства Фаэтон может просить, все, что хочет. А Фаэтон возьми – да и попроси отцовскую колесницу и право день управлять крылатыми конями.
Сильно пожалел Фэб о том, что дал клятву исполнить сына желание. Стал его отговаривать.

«Я не советую, сын. Опасны твои пожеланья.
Много спросил, Фаэтон! Такие дары не подходят,
Сын мой, ни силам твоим, ни вовсе младенческим годам.
Смертного рок у тебя, а желанье твое не для смертных.
Больше того, что богам касаться дозволено горним,
Ты домогаешься. Пусть о себе мнит каждый, как хочет,
Все же не может никто устоять на оси пламеносной,
Кроме меня одного. И даже правитель Олимпа
Сам, что перуны стремит ужасной десницей, не станет
Сей колесницы вести. А кто же Юпитера больше?»

И начал Фэб описывать все сложности управления квадригой, все трудности пути среди созвездий по небу, влекомому вращением в сторону, противоположную пути крылатых коней с колесницей.
Какое там! Упёрся Фаэтон. Увещевания отца на него не действуют.
С тяжелым сердцем ведёт Фэб сына своего к колеснице, и Оры запрягают коней, изрыгающих пламя.

«Сына лицо между тем покрывает родитель священным
Снадобьем, чтобы терпеть могло оно жгучее пламя;
Кудри лучами ему увенчал и, в предчувствии горя
Сильно смущенный, не раз вздохнул тяжело…»

Но слишком лёгок был сам Фаэтон, и силу руки, держащей поводья, не чувствовали норовистые кони.

«…понесла четверня, покидая
Вечный накатанный путь, бежит уж не в прежнем порядке.
В страхе он сам. И не знает, куда врученные дернуть
Вожжи и где ему путь. А и знал бы, не мог бы управить!»       

Бросил от страха поводья, Фаэтон и помчались крылоногие кони без управы, то поднимаясь в поднебесную высь и опаляя её, то спускаясь низко к земле, города, вместе с народами, обращая в пепел, сжигая поля, испаряя жаром полноводные реки – Нил и Евфрат, Ганг и Фермодонт, иссушая моря…
Взмолилась Земля Юпитеру-Зевсу:

«Если погибнут моря, и земля, и неба палаты,
В древний мы Хаос опять замешаемся. То, что осталось,
Вырви, молю, из огня, позаботься о благе вселенной!»

Особо раздумывать времени не было, и бросил Юпитер молнию в колесницу, погасил пламенем пламя.

«А Фаэтон, чьи огонь похищает златистые кудри,
В бездну стремится и, путь по воздуху длинный свершая,
Мчится, подобно тому, как звезда из прозрачного неба
Падает или, верней, упадающей может казаться.
На обороте земли, от отчизны далеко, великий
Принял его Эридан и дымящийся лик омывает».

Нашли его останки наяды-геспериды и, похоронив, поставили на этом месте камень с надписью

«Здесь погребен Фаэтон, колесницы отцовской возница;
Пусть ее не сдержал, но, дерзнув на великое, пал он».

В скорби невероятной был Лучезарный Фэб и мать Фаэтона – Климена. А сёстры его так много дней рыдали на его могиле, что однажды вдруг почувствовали, как начинают превращаться в тополя, шумящие листвой над Эриданом, а слезы их в прозрачную смолу.

«Вот уже слезы текут; источась, на молоденьких ветках
Стынет под солнцем янтарь, который прозрачной рекою
Принят и катится вдаль в украшение женам латинским».

Сегодня нам известно несколько версий античных авторов о том, где протекает река Эридан. Полибий считал что это река Пад (По, на севере Италии), Геродот пишет, что Эридан впадает в северное море, откуда и привозят янтарь, Павсаний помещает Эридан в землях галатов (кельтских племён), а Страбон и вовсе утверждает, что на земле Эридана нет.
Как бы там ни было, а янтарь был известен с самых давних времён, а римский поэт-эпиграмматист Марк Валерий Марциал даже посвятил две эпиграммы слезам Гелиад и заключенным в них насекомым

О пчеле, заключённой в янтаре

В слезе сестёр Фаэтона, как будто в нектаре своём,
Пчела обрела и укрытье, и блеск в одночасье.
Награду уже получив, достойную тягот, она
Кончины такой, без сомненья, желала б сама.

*
О муравье, заключённом в янтаре

В тот час, когда тень Фаэтона служила охраной,
Был пойман янтарною каплей один муравей.
Так тот, кто при жизни, казалось, был самым ничтожным,
Теперь, после смерти, значительно вырос в цене.

Как видим, и в те времена застывшие в янтарной смоле крошечные создания ценились очень высоко.

Уж не знаю, случайно или нет (а, скорее всего – нет), но в греческом языке название янтаря – электрон (илектрон), восходит к «илектор» и переводится как «лучезарное светило», «солнце», «огненная стихия», «(космический) огонь». Электрумом (или электроном) древние греки называли также сплав золота и серебра, великолепного золотистого цвета, из которого изготавливали монеты и ювелирные изделия.
Одно из прекрасных и знаменитых творений, выполненных неизвестным ювелиром древности из электрона – так называемая Никопольская ваза, найденная при раскопках Чертомлыцкого кургана. Сейчас ваза хранится в Государственном Эрмитаже.
В западно-европейских языках латинское «электрум» - основа слов, связанных с электричеством (как известно, в результате трения янтарь электризуется и притягивает соломинки, пушинки…) За эти свойства в Персии янтарь получил название «похититель соломы» или «соломенный вор» - «кахруба».
В русском языке слово янтарь (в форме ентарь) известно с середины 16 века - «ентарю пять гривенок», и в этимологическом отношении неясно, хотя и есть предположения, что заимствовано это слово из литовского - «гинтарас».

***

А теперь немного о том, что думали о янтаре древние и  средневековые авторы и врачи.
Они совершенно верно полагали, что янтарь – это смола деревьев, но только деревьев современных им.
Эту идею поддерживали многие мыслители античности и средневекового Ближнего Востока, хотя, наряду с этим высказывались и довольно экзотические идеи, например, что янтарь возникает из выделений китов или даже рыси (!), или из морского ила, нагретого солнцем.
Вот, например, пара цитат из «Естественной истории» Плиния Старшего (22 и 24 годами н. э.- 79 года н. э.) : «Никий утверждает, что его нужно понимать как сок лучей солнца: действуя на землю сильнее при закате, они оставляют на ней жирный пот, который затем выбрасывается приливами океана к берегам германцев. Он говорит, что в Египте он рождается таким же образом, — где он называется сакал, — а также в Индии, где он приятнее и служит индам как благовоние», и «Теохрест, а равно и Ксенократ (который еще жив...) считали, что волны океана выбрасывают янтарь на мысы Пиренейского полуострова. Асарубас сообщает, что поблизости от Атлантического океана есть озеро Кефисида, которое мавры зовут Электрум; когда солнце его прогревает, из гущи тины всплывает янтарь».

Он выплыл к нам с морского дна,
Где тоже жизнь цвела,
А в глубине его видна
Застывшая пчела.
И я сквозь тысячи годов
За ней готов в полет:
Узнать - с каких она цветов
Свой собирала мед.

/Михаил Дудин/

Или - «Согласно Теомену, вблизи от Большого Сирта расположены сад Гесперид и озеро Электрум. Там растут тополя, с верхушек которых янтарь падает в озеро или же его подбирают девы Геспериды» (Никий, Теохрест, Ксенократ, Теомен, упоминаемые Плинием, античные историки и писатели, чьи труды до нас дошли, к сожалению, в весьма немногих фрагментах).
Вы, наверное, обратили внимание, что Теомен упоминает в качестве источника янтаря тополя. А ведь именно в тополя превратились сестры Фаэтона, оплакивавшие своего погибшего брата. Речь идёт о тополе чёрном или, как его ещё называют – осокорь. Это дерево из семейства ивовых, с древних времен было известно как медоносное, дубильное, эфиромасличное, красильное и лекарственное. Его смолу, видимо, ошибочно принимали за янтарь, как часто принимали за янтарь камедь фруктовых деревьев и другие смолы, такие, как ладан. О чёрном тополе и его лечебных свойствах пишет в «Каноне врачебной науки» Абу Али ибн Сина, и называет его акирус. «Из этого дерева вытекает камедь; выделяясь, эта камедь тотчас же сгущается в воде. Это то, что называют иликтрун, а некоторые люди называют ее хусуфурн, и это янтарь. Если его потереть, от него распространяется приятный запах, а цвет его такой, как цвет золота».

Сегодня мы уже точно знаем, что янтарь – это не просто смола, а ископаемая смола - твердое органическое вещество, сложное соединение углерода, водорода и кислорода, хотя предположение о том, что янтарь представляет собой ископаемую смолу первобытных деревьев, родственных современным соснам, было высказано впервые Михаилом Ломоносовым.
Уже упоминаемый выше древне-римский писатель Плиний Старший писал, что «Янтарь образуется из костного мозга, выделяемого деревьями, относящимися к соснам, подобно тому, как выделяются смолистые вещества из вишни и смола из обычной сосны. Сначала она (смола) жидкая и вытекает в больших количествах, но постепенно затвердевает под действием тепла, или холода, или же морской воды, когда прилив уносит в море обломки с берегов... Серьезным доказательством того, что янтарь является производным деревьев из рода сосен является тот факт, что при горении он пахнет как сосновое дерево».
И далее, Плиний рассказывает, также, что Мнасей (ок. 150 г. до н. э., автор географического сочинения «Очертания») в своём труде указывает в качестве источника янтаря реку Кратис и местность Сикион  в Африке. Он пишет, что река эта вытекает из озера и впадает в океан, а на озере живут птицы, именуемые мелеагридами. Вероятно это цесарки, и тут самое время рассказать, почему Мнасей так называет птиц, по имени Мелеагра, легенда о котором также связана с происхождением янтаря.

Мелеагр – древнегреческий а, точнее – этолийский герой, сын царя калидонского Ойнея и супруги его Алфеи. При рождении Мелеагра матери его было предсказано, что сын умрёт, как только догорит полено в очаге. Алфея тут же выхватила горящее в очаге полено, затушила и спрятала. Мелеагр был участником похода аргонавтов но, истинную славу приобрёл после Калидонской охоты, убив на ней чудовищного вепря, которого наслала на Калидон оскорблённая и разгневанная Артемида. На охоте прекрасная Аталанта ранила вепря стрелой, а Мелеагр уже добил его своим копьём. Поскольку участников на охоте было много, то после победы, как и водится, стали «делить шкуру» уже убитого чудовища. Мелеагр, влюблённый в Аталанту, посчитал, что справедливо будет присудить шкуру девушке, поскольку именно её меткий выстрел дал возможность настичь и добить зверя. Но далеко не все с ним согласились – каждый участник охоты хотел получить славу – и шкуру отнял Плексипп, дядя Мелеагра по матери. Мелеагр пришёл в ярость от этого поступка и в состоянии аффекта убил и своего дядю и еще двух своих дядьёв – братьев Плексиппа. Узнав о случившемся, Алфея в сердцах бросила в очаг недогоревшее полено, погубив своего сына, а потом и сама повесилась, в раскаянии… Ох уж эти древнегреческие трагедии…
И тут мы, наконец-то, возвращаемся вновь к янтарю, ибо сёстры Мелеагра, очень сильно любившие своего брата, оплакивали его, да так горестно, что боги, смиловавшись над ними, превратили их в цесарок, а слёзы, пролитые ими, стали янтарём.

С птицами а, точнее – с птицей, связана ещё одна легенда о янтаре, на этот раз латышская. По всей видимости, эта легенда позднего происхождения, но  расскажу и её.
Как и водится, давным-давно жила в прекрасном и непроходимом хвойном лесу, что рос на берегах Янтарного моря, удивительная птица с голубым оперением, и называли её Гауя. И хранила эта птица в своём гнезде изумительной красоты янтарное ожерелье. Это было не простое ожерелье, но каждая его пластинка показывала удивительный мир, причём с какой стороны ни посмотришь на пластинку – увидишь новые картины. То горы и море, то реки и озера, то цветущие поля и густые леса… Каким-то образом об этом ожерелье шли по земле слухи и дошли, наконец-то, до одного короля, правившего землёй Тосканией. И захотелось королю, прибавить к своим богатствам и это диво. Послал он своего слугу-охотника в дальние края, к Янтарному морю, и строго приказал – без ожерелья не возвращаться. Хорош, видимо был этот охотник, по имени Косо, потому что не только смог найти и выследить птицу, но и, воспользовавшись временем, когда та полетела к морю, рыбки, может покушать, влез на дерево и, разыскав в гнезде янтарное ожерелье, украл его. Довольный вернулся Косо на свой кораблик, поднял парус и пустился в обратный путь. Выйдя в море, достал он чудесное ожерелье из-за пазухи и стал им любоваться, но тут услышал в небе шум крыльев и увидел, что Гауя спускается к нему. Огромная птица схватила Косо в когти и подняла высоко в небо. Тот взмолился: «Отпусти меня, отдам я тебе твою побрякушку». Но птица разжала когти и упал охотник, вместе с ожерельем в море. Рассыпались пластины янтаря по дну морскому и поглотил их ил. А Косо, всплыл на поверхность и смог добраться не только до своего парусника, но и вернуться в Тосканию. Лучше бы он этого не делал. Король, не получивши желаемого, посадил охотника на кол.
А что же с волшебным ожерельем? Каждый, даже самый крошечный янтарик, пустил в иле корни и дал росток. Прошло очень много времени и выросли из этих ростков могучие огромные деревья, на ветках которых росли свечи, похожие на хрустальные. Они словно горели и таяли, выделяя капли, похожие на слёзы, капли падали, превращаясь в янтарь. Так деревья сохранили память о птице Гауи. А люди назвали её именем реку, что течет на территории современной Латвии и впадает в Балтийское море.

Уже не в первой легенде янтарь отождествляется со слезами, и в этом смысле интересно также высказывание древнегреческий философа Аристотеля (384 год до н. э. - 322 год до н. э.) в своём труде «Метеорологика» пишет, что «Янтарь и то, что называют слезами, образовались при охлаждении, например смирна, ладан, камедь; но и янтарь похож на этот род [тел], и он затвердевает: в самом деле, ведь [в нем] видны попавшие внутрь живые существа.

***

Много ли на Земле месторождений янтаря?
Оказывается, на сегодня ученые установили, что ареал распространения янтаря охватывает территорию Центральной и Восточной Европы, проходя по ней полосой около 2000 км длиной и 500 км шириной. Эта янтароносная полоса вытянута с северо-запада на юго-восток и проходит по территории Дании, южной Швеции, северо-востоку Германии, по всей Польше, Калининградской области, Литве, югу Латвии, юго-западу Белоруссии и правобережной Украине. Уникальное по запасам и масштабам добычи янтаря считается Пальмникенское месторождение, которое находится в 40 км к северу-западу от Калининграда на западном побережье Замландского полуострова. На этой обширной территории росли так называемые «янтарные леса» и похожи они были, как считают учёные, на субтропические леса наших дней, но с бОльшим преобладанием сосен – до 70 % . Также предполагают, что сосен росло в таких лесах до 20 видов, и, наиболее распространенными были виды, объединенные названием пинус сукцинифера - сосна янтароносная.
Из других видов растений были пихты, ели; секвойи; кипарисовые и туи, можжевельник.

Но ещё Плиний Старший пишет следующее: «…янтарь есть вещество ископаемое и выкапывается в Скифии в двух местах, — в одном белый и воскового цвета, называемый собственно янтарем, в другом — темно-желтый, известный под названием гиалопирриха (hyalopyrrichum)», а также сообщает о богатых месторождениях янтаря на севере Европы. Дионисий Периэгет (древнегреческий географ из Александрии и автор землеописания «Periegeses») упоминает о янтаре в скифских реках Алдеск и Пантикап.
«Янтарные» леса росли до тех пор, пока резкие изменения климата и условий внешней среды сделали невозможным их дальнейшее существование. Шли тысячелетия, летели века... Значительная часть территории, занимаемой «янтарными» лесами, опустилась под уровень моря, а потом вновь поднялась из морской пучины. Заметно посуровел климат. Задули холодные ветры. На материк с севера подвинулись льды. Двухсотметровой толщей сползали они по речным долинам, уничтожая на своем пути все живое и неживое, до голого камня срезая землю. И только там, где иссякла сила великого оледенения, кипела жизнь. Периодическое наступление и отступление льдов существенно изменило живой мир территории, ранее занимаемой «янтарными» лесами. Осыпались цветки магнолий, вымерли пальмы, исчезли другие теплолюбивые растения, вместо них выросли другие. В это время и сформировался берег, где стоят теперь Клайпеда, Калининград, Гданьск. И только янтарь - окаменевшая смола первобытных сосен с обильными органическими остатками, выносимая на берег холодными водами Балтийского моря, - неоспоримо свидетельствуют о тех мирах, которые существовали задолго до появления на Земле человека»  так написал в книге «Мир янтаря» Борис Сребродольский.

Суровое Балтийское море… Сегодня даже трудно представить, что в этих местах сотни миллионов лет назад была буйная растительность – цвели магнолии и шелести под ветром пальмы. Янтарный лес, возвышался словно прекрасный дворец, пока его не затопили холодные воды… Этот дворец, разрушаясь, выбрасывал на берег кусочки драгоценной  окаменевшей смолы и, когда представляешь эту картину, то вспоминается очень давняя литовская легенда о прелестной бессмертной богине Юрате и простом смертном рыбаке Каститисе, о подводном удивительном дворце, в котором жила богиня и куда забрала своего возлюбленного, чтобы быть с ним вместе. Но боги не любят, когда нарушается заведенный порядок и Перкунас – верховный среди божеств – разгневался за то, что полюбила Юрате смертного, хоть он и был красив и отважен. Ударил Перкунас молниями в янтарный замок Юрате и разрушил его мелкие кусочки, а саму богиню приказал навечно приковать рядом. Каститиса укачали волны до смерти и, с тех пор плачет юная богиня, а слёзы её превращаются в янтарь и, вместе с кусочками разбитого замка выносит их море на берег.

Я жизнь люблю. Она рассказ
Развертывает свой.
и как мы счастливы сейчас,
Лишь знаем мы с тобой.
Теперь уже не наугад,
Наш опыт разберет -
И что такое в жизни яд
И что такое мед.
Любовь. Ее не взять годам
И силой не сломать.
Я сам, я сам ее раздам,
Чтобы опять, опять
Она на радость молодым
В прожилках янтаря
Сквозь сотни лет пришла к другим,
Живым огнем горя.

/Михаил Дудин/

Люди, поселившиеся на этих берегах, находили обломки дворца и высоко ценили их за красоту и особые свойства. Янтарь становится одной их тех драгоценных вещиц, которые служили не только украшением, но и стали предметами торговли и первые изделия из янтаря, найденный на сегодняшний день археологами, относятся ко времени палеолита.
Шли века, развивалось, общество, а с ним, и торговля. Янтарь из северных широт успешно торгуется и многие изделия и украшения найдены археологами на территории античных государств, на Крите, в Италии, в этрусских гробницах. В Риме, в начале нашей эры на янтарь была особая, так называемая «янтарная мода». Его носили как украшение, в виде бус и серёг, декорировали ложа, делали небольшие сосуды, бюсты, фигурки, шары. По словам Плиния Старшего, римляне уже в то время знали способ окраски янтаря в красный цвет и просветления его жиром. Однако, это было дорогим удовольствием.
Элий Лапридий в жизнеописании императора Антонина Гелиогабала (204-222) пишет, что тот «посыпал золотым и серебряным порошком портик, жалея, что не может употребить таким же образом и янтарь. И это он делал часто, когда приходил пешком к своему коню или крытой повозке, как это делается теперь с золотым песком». А Майкл Грант, в довольно любопытной книге, под названием «Нерон. Владыка Земного Ада» пишет следующее: «Нерон и его помощники из соображений, варьирующих от научного любопытства до простого стяжательства, были очарованы дальними странами и горели нетерпением их исследовать. К примеру, император очень хотел заполучить янтарь. Его ближайшей целью, как оказалось, было устроить прекрасное зрелище на гладиаторских играх. Но здесь крылось не только это. Торговля янтарем из Ютландии и Балтики восходит ко II тысячелетию до н. э., но хотя янтарные пути были хорошо известны, торговля оставалась все еще в руках местного населения. Было бы неплохо изменить это положение, насколько это возможно, потому что торговля янтарем интересовала стороны, включая императора, стремившиеся завладеть этим прибыльным делом. Но даже за пределами самых отдаленных просторов Римской империи нужно было пересечь целых четыреста рискованных миль, прежде чем достигнуть Балтийского побережья. Во время правления Нерона некий римский патриций, доверенный начальника императорских гладиаторов Юлиан, совершил такое путешествие. Он пересек Данувий на границе с Карнунтом (Панония, Petronell) и проник на север, туда, где теперь располагаются Чехословакия и Польша. Он добрался до Балтики и совершенно случайно привез назад столько янтаря, что император, по словам Плиния Старшего, на одном из своих пышных зрелищ смог покрыть сети безопасности, оружие и даже гробы этим материалом». Мы действительно находим краткое описание этого путешествия у Плиния Старшего: «Почти в 600 000 шагах от Корнупта в Паннонии отстоит тот берег Германии <...> Ибо сей берег видел римский рыцарь, который для закупки янтаря послан был туда от Юлиана, имевшего на своем попечении игры мечебойцев императора Нерона. Он обозрел сей торг и берега и привез такое множество янтаря, что оным были связаны сети, коим обнесена была нижняя часть театра для удержания диких зверей, оружие же, гладиаторские одры, и одним днем весь снаряд был из янтаря. Он привез тяжелейшую глыбу из всех, весом в 13 фунтов...»
Сегодня ученые считают, что это был один из «янтарных путей». Всего их насчитывалось пять – по рекам, связывающим Балтийское море с Чёрным и Средиземным.

***

Снег пены коснётся, и тает, и гибнет, рождая
Застывшие брызги, под ними дрожит изумруд.
Янтарная капля в песок закопалась, нагая,
Не тронем её. Ювелиры пускай подождут.

/Елена Аксельрод/


Как и любому другому камню, янтарю с давних времён приписывают магические и лечебные свойства.
Считалось, что приятный смолистый запах разогретого янтаря отгоняет вредоносных демонов, а амулеты, сделанные из камня, предохраняют от дурного глаза и различных воспалительных заболеваний. Янтарь золотистых, тёплых оттенков считали наилучшим утешителем в печали. Целебные свойства приписывали даже просто присутствию янтаря у ложа больного. И, встречается информация о том, что, когда религиозный реформатор Мартин Лютер заболел, литовский герцог Альбрехт послал ему целительные куски медово-желтого янтаря именно с этой целью.
Лечебным свойствам янтаря посвящена также работа А. Аурифабера, увидевшая свет в 1551 г. В ней приведено 46 рецептов применения янтаря в медицине. А. Аурифабер считал, что самыми ценными лечебными свойствами обладает белый янтарь, он же, по мнению автора, и наиболее чистый. Однако, как показали современные исследования, белый (костяной) янтарь может содержать значительное количество химических элементов.

***

Идет к концу сонетное теченье.
Душистый и тягуче-сладкий мед
Размерными продленьями течет,
Янтарное узорчато скрепленье.

Но не до дна дозволю истеченье.
Когда один окончится черед,
И час другой – улов свой пусть сберет.
Янтарь царям угоден как куренье.

Замкнитесь, пчелы, в улей. Час зимы.
Зима во сне – как краткая неделя.
Опять дохнет цветами вздох апреля.

Я вам открою дверцу из тюрьмы.
Шесть полных лун дремоты после хмеля, –
И, знайте, попируем снова мы.

/Константин Бальмонт/

Я уже упоминала о том, что янтарь любили и ценили за его необыкновенную красоту – он начинал светиться словно маленький кусочек солнца, как только  с него снимали окислившуюся плёнку. Уже в неолитических поселениях находят маленькие фигурки, вырезанные из камня, а самое раннее упоминание о янтаре, как украшении, можно считать «Одиссею» Гомера:

«Цепь из обделанных в золото с чудным искусством,
Светлых, как солнце, больших янтарей принесли Евримаху.
Серьги – из трех, с шелковичной пурпурною ягодой сходных
Шариков каждая – подал проворный слуга Евридаму»

Кусочки янтаря с естественными вкраплениями (инкюзами) насекомых, растений и прочие пользовались большим спросом, особенно если напоминали инициалы знаменитого живущего в то время человека. Джордж Кунц в книге «Драгоценные камни в мифах и легендах» приводит сведения о том, что «Фридрих Вильгельм I Прусский за кусочек янтаря со своими инициалами заплатил высокую цену. У того же продавца был другой кусочек, на котором читались инициалы Карла XII Шведского. Узнав о смерти этого короля, продавец горько сожалел, что не успел дорого продать камень этому монарху. Но его мудро утешил Натаниэль Сендал, поведавший эту историю, легко убедивший торговца в том, что эти инициалы могут обозначать и какое-нибудь другое имя. Кроме того, он доказывал, что буквы, читаемые на куске янтаря, лишь кажутся буквами, а на самом деле вполне могут быть природными вкраплениями в камне. Те же, кто верил, что янтарь так загадочно отмечен рукой природы, возможно, считали такой камень своим могущественным талисманом, созданным специально для них».

За века цивилизации было создано невероятное количество великолепных и неповторимых ювелирных изделий из янтаря – бусы, браслеты, серьги, кольца, кулоны. Но не только. Благодаря своей относительной мягкости, янтарь служил прекрасным сырьем для изготовления небольших сосудов, шкатулок, резных фигурок. И, надо ли говорить о непревзойдённом творении – Янтарной комнате – кабинете, созданной немецкими мастерами при руководстве Андреаса Шлютера, для Фридриха I из династии Гогенцоллернов (1657-1713), и подаренной, позднее, Петру I уже сыном Фридриха – Вильгельмом I. И еще чуть позднее, по приказу Елизаветы Петровны кабинет, стараниями архитектора Карло Растрелли, добавившего зеркала, позолоченную резьбу и мозаичные панно из самоцветов – агата и яшмы, окончательно превратился в Янтарную комнату.
Думаю, что все так или иначе читали более или менее полные версии  и о том, каким образом, куда и когда Янтарная комната была вывезена, и о возможном местонахождении этого сокровища. Литературы по этому вопросу очень много, в том числе и художественной, поэтому пересказывать возможные версии я не буду.
А лишь приглашу Вас в конце своего рассказа в маленькую виртуальную галерею, где я собрала и старинные и современные изделия из солнечного камня, и картины, на которых запечатлены мифы и легенды о янтаре.
https://my.mail.ru/inbox/monsalvat/photo/12364

Я вам принес янтарь. Он теплый, он живой,
И будет так красив на вашей нежной коже.
Он пахнет морем, для меня он свой,
Он из страны, где я так долго прожил.
Пусть это не брильянт и не рубин,
Янтарь не пошл, хотя и очень скромен.
Но, Солнце с морем слив в порыв один,
Он глубиной и нежностью огромен.
Вы — майская, он вам поможет жить,
И принесет вам счастье, дорогая.
Янтарь любимой можно подарить,
Но подарившему янтарь не помогает.
И может быть, когда-нибудь потом,
Счастливая — а счастья дай вам, Боже!
Подумаете ласково о том,
Кому вы были всех людей дороже!

/Александр Перфильев/

***

Приглашаю Вас, дорогие друзья, в небольшую виртуальную галерею янтаря
http://my.mail.ru/inbox/monsalvat/photo/12364