Петрович

Александр Миронов Ск
  Из цикла "Таёжные миниатюрки"

Есть на границе Северного и Приполярного Урала такая речка - Лямпа Кутимская. И туда я попал совершенно случайно. Был в Нижнем Тагиле грандиозный слёт руководителей школьного туризма году в 84-м. Человек 250 и три месяца! Потом зачётные походы по документам о квалификации.

Формировались группы. Внутри выбирали руководителей. В моей группе было 4 мастера спорта по туризму. А руководителем почему-то выбрали меня. Ну, ладно, все готовятся. Но одной дамы из Майкопа не было никогда на месте. По справкам - у неё походы "четвёрки". Она все вечера проводила с каким-то идиотом-молдаванином. Ну, думаю, знает же сложность маршрута!
 
Потом таёжный автобус, выгрузка...и четыре километра до привала. Остановились, даю команду переобуться в жесткую обувь - дальше пересечёнка. Все всё понимают, делают. А эта (с четвёртой категорией походов) - в кедах. И больше у неё ничего нет!!!! И понимаю, что ПИПЕЦ!

Через три километра по болотам, подхожу и велю ей снять кеды! Мозоли - в обе подошвы! А место такое - что никуда! Маршрут летит к чёрту! Вижу на карте заимку километрах в 20. Рюкзаки двух мужиков раскидал другим. Они - эту дуру на самодельные носилки - и понесли. Так вот и попал к Петровичу.

В тот год мы провели у него всего два дня. Ноги этой даме вылечил... И мы ушли. А потом я лет восемь подряд уже со школьниками все маршруты по Северному Уралу планировал так, чтобы попасть к нему в его глухомань в августе!

Кто же такой был этот Петрович? (сейчас его нет уже на Земле).

Лётчик. Летал на ТБ-3. В начале войны сбили без прикрытия. И попал в плен. Всю войну долбил у немцев камень где-то на западе Германии. В 45 - м освободили американцы и передали нашим. И сразу - 15 лет лагерей! Офицер и коммунист - обязан был застрелиться!

Освободили в 56-м. И... он ушёл в тайгу. Один. Заключил договор с леспромхозом, построил заимку и жил там. Раз в полгода геологи на вездеходе или вертолёте забрасывали ему продукты. Сухари, соль, сигареты. Остальное добывал сам или оставляли туристы.

И я приводил летом на Лямпу школьников! Он их учил ловить хариуса, разбираться в травах, грибах и деревьях. Я подгадывал, чтобы попасть к нему на День авиации.... И всегда привозил фляжку спирта.

Дети жили в палатках, там всё было отлажено (днёвки), а мы с ним коротали по нескольку ночей подряд.

Он мне (кое-что и детям) рассказывал про свою таёжную жизнь. Про то, что знает несколько ручьёв, где за полчаса простой миской можно намыть спичечный коробок золота! Но он никогда никому эти ручьи не покажет, исчезнет его тайга!

Рассказывал про медведей-шатунов, которые его не трогали, чувствуя в нём своего.

Рассказывал и страшное. Однажды в семидесятые к нему вышли трое ублюдков с обрезами. Первым, делом - застрелили его лайку. Потом избили его самого, поломали рёбра. Сожгли его книги, испоганили огород, и забрали все продукты. Много что наделали. И ушли. У него ружьё было спрятано. И вот как только немного пришёл в себя - он сходил за ним, пошёл наперерез, и положил их в одной яме за минуту...

Трудно судить... Таёжный закон - будь всегда человеком!

Да и никто ему не судья. Он очень много дал мне и моим мальчишкам!
Летчик, пленный, лесник, охотник... Он был добр к людям.

Его звали Сергей Петрович.
 
Запомните, люди!