Судебные тройки

Константин Солохин
памяти моего прадеда.

Гнилая лужа, чёрная клякса,
Ловит собой отражение неба.
Хромом сияет жирная вакса.
Тройки особой, кровавая "треба",
Тройки особой, тайное слово:
Без прав переписки! –
Приговор по лимиту!
- Крыша железом? Корова в сарае?
Быть тебе нынче в балке убитым!
Нынче изгой ты, крестьянин-дурак!
Ушёл из колхоза, значит кулак!
Значит ты враг-недобиток!
Пуля – весь твой прибыток!
Такая нынче история –
Первая категория!
Знает весь СССР,
В тридцать седьмом году,
Особой тройки указ
И категорию ту!
Белое поле, снежная замять,
Стонет страна под гнётом репрессий.
Тысячи, в списках к уничтожению,
В вихре кровавом, особых сессий!
В вихре кровавом, особых троек,
Тысячи тысяч!
В полях и оврагах
Кости истлели, в прах обратились,
Но чёрным, жгут, имена на бумагах!
Сидорова расстрелять!
Иванова расстрелять!
Петрова расстрелять!
Солохина расстрелять!
Расстрелять!
Расстрелять!
Расстрелять!
Тысячи расстрелять…

10.06.2017

*Особая тройка НКВД — орган внесудебного вынесения приговоров, существовавший в СССР в 1937—1938 годах, обычно на уровне области. Состоял из начальника областного управления НКВД, секретаря обкома и прокурора.

31 июля 1937 года Ежов подписал одобренный Политбюро ЦК КПСС приказ НКВД СССР № 0447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» в котором определялась задача разгрома «антисоветских элементов» и состав «оперативных троек» по ускоренному рассмотрению дел такого рода. В состав тройки обычно входили: председатель — местный начальник НКВД, члены — местные прокурор и первый секретарь областного, краевого или республиканского комитета ВКП(б): "...В соответствии с этим – П Р И К А З Ы В А Ю: с 5 августа 1937 года во всех республиках, краях и областях начать операцию по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников, в Узбекской, Туркменской, Таджикской и Киргизской ССР операцию начать с 10 августа с. г., а в Дальневосточном и Красноярском краях и Восточносибирской области с 15 августа с. г."
Для каждого региона Советского Союза устанавливались лимиты по «Первой категории» (расстрел), и по «Второй категории» (заключение в лагерь на срок от 8 до 10 лет).
Приговоры выносились заочно, то есть без вызова обвиняемого, а также без участия защиты и обвинения, обжалованию приговоры не подлежали. Специально указывалось, что приговоры к расстрелу должны приводиться в исполнение "с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения". Согласно приказу, операция должна была продлиться 4 месяца, за это время было намечено осудить к расстрелу 75 950 человек, заключить в лагерь - 193 000 чел. (всего 268 950 чел.). Сроки операции неоднократно продлевались, регионам предоставлялись новые дополнительные "лимиты". Всего в ходе "кулацкой операции", в основном завершенной к весне-лету 1938 г., было осуждено не менее 818 тыс. чел., из которых расстреляно не менее 436 тыс. чел.