нет идеологии

Сак Тан
«Новую идеологию в РФ не сумели выработать, в Татарстане идея суверенитета себя исчерпала»

 Рафаэль Хакимов

иде суверитета, никогда себя не исчерпает, пока есть и будут народы искать и находить свои корни! 

«Почему переписывают историю, подделывают или уничтожают летописи, документы?» — задается вопросом директор института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов. Первая причина заключается в идеологических целях: «Идеология строится на интерпретации истории. Политические силы России полагают, что будущее можно конструировать, тем более когда под рукой послушный административный аппарат, мощная армия и спецслужбы, отмечает он.

«В ТО ВРЕМЯ ТУКАЕВСКУЮ ПРЕМИЮ НЕ РАЗДАВАЛИ НАПРАВО И НАЛЕВО, И ТЕМ БОЛЕЕ НЕ ДАВАЛИ АРХЕОЛОГАМ И СОМНИТЕЛЬНЫМ ИСТОРИКАМ»

«Телевидение — это фонарь для идиотов».

Уинстон Черчилль

Волею судеб я родился в среде татарских писателей и поэтов. Это означало, что мы не только дома говорили на татарском, но все темы, которые обсуждались, были связаны с судьбой народа. Все наши соседи сегодня включены в хрестоматию татарской литературы. Это поколение, пострадавшее в 1937 году, державшее удар в советское время, донесло до сегодняшнего дня традиции Тукая, Дэрдменда, Гаяза Исхаки, Галимджана Ибрагимова. Композитор Музаффаров, который писал песни на стихи моего отца, еще помнил Тукая и бывал в «Номерах Булгар». Поэзия, проза, музыка того времени в сравнении с сегодняшними произведениями выглядят недосягаемыми.

В то время Тукаевскую премию не раздавали направо и налево и тем более не давали археологам и сомнительным историкам. Тукаевская премия времен застоя и сегодняшняя девальвированная — это разные премии.


Поколение моего отца пронесло верность своему народу в годы, когда говорили о слиянии наций. К писателям еще надо добавить татарский театр им. Камала, куда стекалась вся интеллигенция, где был жив дух народа хотя бы на сцене.

Последние годы Институт истории им. Марджани занимался выяснением идентичности татар и региональной идентичности Татарстана. Они, кстати, друг другу не противоречат, даже напротив, усиление русского и татарского самосознания сопровождается укреплением региональной идентичности. Не правы те, кто утверждает, что ради общероссийского гражданства нужно забыть свою национальность.

Нас интересовал механизм укрепления идентичности. Говоря о ней, обычно вспоминают язык. Поэтому вокруг звучит озабоченность обрусением татар. Действительно, языковая ассимиляция идет стремительно. Но с точки зрения укрепления идентичности язык оказывается не самым главным фактором. Татаро-русское двуязычие среди татар стало нормой. Среди молодежи России растет число русскоязычных татар. В Узбекистане немало русско-узбекских, в Польше — польскоязычных татар. Не очень радостная картина, но идентичность тем не менее сохраняется.


Роль языка для определения идентичности оказывается не самой главной. Впрочем, аналогичных примеров в мире много. Англоязычные ирландцы, шотландцы, валлийцы не только не потеряли идентичность, но пытаются возродить свой древний язык и культуру. Или разноязычные евреи, многие из которых не знают ни идиша (немецкий диалект), ни искусственно возрожденного иврита, но они национальное самосознание вовсе не теряют.

Точно так же религия не может выполнять функцию маркера — среди татар есть как мусульмане, так и православные, а также атеисты. Имамы любят повторять: «Ислам спас татар!» Ничего подобного. Все было наоборот, татары сохранили приверженность исламу, они его донесли до сегодняшнего дня в своей душе, а имамы завезли нам чуждые традиции из арабских стран.

Понятие культуры слишком расплывчатое для определения границ идентичности, хотя очевидно сильное влияние на самосознание, скажем, музыки или танцев, в меньшей степени одежды. Тюбетейка осталась номинальным символом татар и то по праздникам.

В матрице идентичности остается еще один фактор — происхождение. Каждый индивид его формулирует по-своему: «я родился татарином», «у меня родители татары», «я живу в Татарстане», «мы исторически татары» и т. д.

«БЕСЕДЫ С ФОКУС-ГРУППАМИ ПО РАЗНЫМ РАЙОНАМ РЕСПУБЛИКИ ДАЛИ ОБЕСКУРАЖИВАЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: МОЛОДЕЖЬ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ ОБ ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА»

Если попытаться концентрированно выразить суть идентичности, то она сведется к нашей истории. «Наша история есть наша идентичность», — пишет известный нидерландский историк Франклин Анкерсмит. Идеология начинается с выяснения своего происхождения, тех этнических особенностей, которые дали возможность народу выжить, понимание тех недостатков, которые могут помешать движению вперед. Осознание своих истинных корней является необходимым условием для развития всякого общества. Это основа идентичности, на которую накладывается язык, форма религии, культура в самых разных проявлениях. При этом даже религия оказывается окрашенной в традиции народа. Для татар важно, что ислам был принят добровольно в 922 году, что накопились собственные традиции ислама, отличающиеся от азиатских или арабских форм, что в татарском мире было движение джадидизма.

Для православных татар (кряшен и нагайбаков) важно, что Евангелие и проповеди проходят на татарском языке, они в целом гораздо меньше ассимилированы в языковом плане, нежели остальные татары (мусульмане и атеисты). Кряшены — хранители татарской культуры.

Польско-литовские татары, потерявшие свой язык, но оставшиеся в исламе, возрождаются на почве истории. Хороший пример тому — установка памятника татарскому воину в Гданьске. Польша, Литва, Беларусь — те страны, которые с уважением относятся к татарам.

Президент Польши Бронислав Коморовский возлагает цветы к памятнику татарскому воину в ГданьскеПрезидент Польши Бронислав Коморовский возлагает цветы к памятнику татарскому воину в Гданьске
Социологические исследования, проведенные нашим институтом среди молодежи республики, показали, что укрепление их идентичности требует развернутого обучения истории. Беседы с фокус-группами по разным районам республики дали обескураживающие результаты: молодежь ничего не знает об истории Татарстана, полный ноль. При этом вся наша пропаганда через телевидение, радио, газеты, журналы, многочисленные издания до них не доходят, поскольку у них дома нет телевизоров за ненадобностью, они не читают газет, они погружены в интернет и соцсети. Это другой параллельный мир.

Ринат Закиров, Председатель исполкома Всемирного Конгресса татар; Ежи Шахуневич, Председатель Центра польских татар им. Леона Крычиньского в Гданьске; Шамиль Ахметшин, руководитель Северо- западного центра Института истории им. Ш.Марджани (С.-Петербург) у памятника татарскому воину в ГданьскеРинат Закиров, Ежи Шахуневич, Шамиль Ахметшин у памятника татарскому воину в Гданьске
Крайне острая в прошлом проблема отцов и детей в масштабе общества исчезла, поскольку родители и их дети живут в разных мирах, не пересекаясь. Старшее поколение слушает последние новости, перманентные концерты и сериалы в индийском стиле, а молодежь пребывает совершенно в ином, нам незнакомом мире.

Русификация и глобализация стремительно ворвались в нашу жизнь. Кого-то это радует, кто-то этим озабочен, кто-то сделал карьеру на поворотах судьбы, кто-то занялся бизнесом, а кто-то затосковал по старым временам. Сегодняшняя ностальгия по советскому прошлому, идеализация Иосифа Сталина и последующих решений — всего лишь отрыжка от непереваренной старой идеологии.

Новую идеологию в России не сумели выработать, а в Татарстане идея суверенитета себя исчерпала. Кто-то заговорил о сдаче позиций, кто-то приспособился к российской политике. Идентичность явно зашаталась, особенно среди молодежи. В этих условиях главным фактором ее сохранения остается знание своей большой истории, а также истории Татарстана, своего города и деревни и, наконец, своей семьи, предков, по крайней мере, до седьмого колена. Гордость за свои корни и есть код идентичности.

«Старое новое бережет».

Татарская пословица



«В СТРАНЕ БОЛЬШИНСТВО СОСТАВЛЯЮТ РУССКИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЕ, ТАК ЧТО ВОЗИТЬСЯ С ДРУГИМИ?»

«Учите истории, учите историю. В истории находятся все тайны политической прозорливости».

Уинстон Черчилль

Почему переписывают историю, подделывают или уничтожают летописи, документы? По крайней мере есть две причины. Первая из них заключается в идеологических целях. Идеология строится на интерпретации истории. Политические силы России полагают, что будущее можно конструировать, тем более когда под рукой послушный административный аппарат, мощная армия и спецслужбы. Я допускаю, что некоторые политики искренно верят, что с помощью государственного аппарата можно построить светлое будущее. Изучать природу страны и тем более культуру каких-то народов, которые составляют доли процента, у них нет ни времени, ни сил, ни желания. В стране большинство составляют русские и православные, так чего возиться с другими? Надо просто голосовать. Ломать прежнюю интерпретацию истории, пусть ложно сконструированную, опасно. А татары обойдутся. Такова логика нынешних идеологов и политиков.

Переписывание истории не всегда преследует намеренную ложь, обман, оправдание какой-либо политики, оно может лежать в плоскости выработки модели будущего, а потому вполне правомерно с точки зрения задач нового поколения. Мы ищем наиболее вероятное будущее, а потому интерпретация прошлого может преследовать эту цель.

При господстве немецкой школы ХIХ века писали событийную историю с целью описать прошлое так, как это было на самом деле (Wie es eigentlich gewesen), извлечь из массы материала подлинный облик минувшего во всей его живой конкретности. Историки ХIХ века предлагали также из прошлого «извлечь уроки на будущее». Это сближало историографию с литературой, что с точки зрения общественной значимости было необходимо. Сегодня появились другие подходы, когда изучают не просто события, а то, что лежит в глубине, поскольку сами факты могут оказаться лишь пеной в бурном потоке жизни. А стабильные структуры, характер отношений, ментальность может значить гораздо больше и сохраняться веками.

Например, европейские историки используют понятие «долгого Средневековья», которое как нельзя лучше характеризует сегодняшнее состояние России. Это понятие исходит не из традиционной периодизации истории, а из внутренней логики общественных процессов. Знаменитый французский историк Жак Ле Гофф пишет: «Я предлагаю ввести понятие длительного, очень долгого Средневековья, базовые структуры которого развиваются крайне медленно, с III века и до середины XIX века, то есть до того момента, когда промышленная революция, доминирующее положение Европы в мире, реальное развитие и распространение демократии (отдаленным прообразом которой являлся античный город) породили действительно новый мир, пусть даже еще не полностью свободный от наследия и традиций прошлого».



«У СОЦИАЛИЗМА НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. С ПЕРЕСТРОЙКОЙ ВЕРНУЛИСЬ К КАПИТАЛИЗМУ»

Вместе с доминированием капитализма в Российской империи казалось, что страна и вместе с ней татары преодолели «долгое Средневековье», но социализм прервал этот процесс, пытаясь ускоренно преодолеть отсталое прошлое.

У социализма ничего не получилось. С перестройкой вернулись к капитализму. В стране заново начался период первоначального накопления, воровства и коррупции. В идеологию вернулись монархи и диктаторы, а возрождение религии оказалось возвратом к самым заскорузлым представлениям Средневековья. Имамы открыто призывают вернуться к шариату ханафитского мазхаба, чем отвергается светский характер государства. А государственные органы делают вид, что этого не замечают. Хуже того, уже много лет пытаются православие внедрить во все светские школы. Какие еще нужны доказательства возврата Средневековья?

Переписывание прошлого с точки зрения постоянных длительных структур не отвергает событийную историю. Это скорее дополнение к нему, иначе говоря, попытка за пеной увидеть подводные течения. Прошлые события в такой интерпретации уже не совсем прошлые, они отчасти будущее. Переписывание в смысле интерпретации прошлого указывает на попытку преодоления Средневековья.

Какое событие становится историческим? То, которое осознано как историческое, а не случайное, т. е. имеющее значение для настоящего и будущего. Чисто внешне оно выглядит как попытка избавиться от хронологии, т. е. обратиться к вечному, но вечному незастывшему в своей неопределенности, а вечному как смыслу бытия, т. е. будущему народа. Это попытка уйти от тупика истории, феномена заблудившегося в лесу, который ходит по кругу и деградирует.

В обращении к прошлому существует и такая тонкая материя, как желание бессмертия. Ощущение конечности жизни ищет себе выход в продолжении своих дел в будущем, а потому как отдельный человек, так и общество в целом стремятся оставить след в истории. Вместе с физической смертью человек не умирает окончательно, но его можно убить во второй раз, если вычеркнуть из истории.

«Привычка, вошедшая в характер с молоком,

выйдет вместе с душой».

Татарская пословица

Рафаэль Хакимов
 Печать Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

КОММЕНТАРИИ (219) Обновить комментарииОБНОВИТЬ КОММЕНТАРИИ

АНОНИМНО 10.06.2017 12:39
Чуваши не мусульмане. Как они могли в 922 году ислам принимать?
Татары это Золотая Орда.
Не надо Булгар за уши притягивать.
13 ПЕРЕЙТИ К КОММЕНТАРИЮ

АНОНИМНО 10.06.2017 12:05
"Для татар важно, что ислам был принят добровольно в 922 году...".
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/348378

В 922 году ислам приняли булгары.

Племя татар в это время кочевало в далеких монгольских степях.
До его полного уничтожения монголом Чингизханом оставалось еще около 300 лет.
9 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 12:39
Чуваши не мусульмане. Как они могли в 922 году ислам принимать?
Татары это Золотая Орда.
Не надо Булгар за уши притягивать.
13 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 12:47
По одной из научных гипотез булгары-сакалибы - это одно из славянских племен. принявших ислам.
-16 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 12:52
Ваша гипотеза? Сами придумали?
12 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 13:02
вроде сам придумал, такую чушь еще не слышал
4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 13:10
Из Википедии:

"...«Записка» Ибн Фадлана, как представляется, ещё не получила должного освещения.

Одним из самых впечатляющих фактов, содержащихся в этом произведении, является то, что с первой до последней строки Ибн Фадлан именут правителя Волжской Булгарии – малик ас-сакалиба – царь славян.
-10 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 13:22
сакалиба это не значит славянин, так они светлые тюркоязычные племена называли и угорские тоже
8 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 13:32
Ученый, секретарь посольства Ибн Фадлан знал, что писал.

Если у Вас есть аргументы и факты - приведите их.

А бездоказательные личные Ваши высказывания - никому не интересны.
Ваши домыслы оставьте при себе.

Ученый секретарь Ибн Фадлан писал о "царе славян" - это факт.

Из "записок" следует, что в 922 году именно славяне приняли добровольно ислам.

Возможно среди них были и некоторые тюркские племена.

-16 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

БАТЫРША 10.06.2017 14:07
Он писал о сакалибах описывая разные народы, а не о славянах. а слово" сакалиб" он называл и булгар, и угорцев, куман и так далее.
7 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 14:12
Не был фадлан на Волге.
Сачканул.
-11 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:19
Чем докажете? Кто может опровергнуть его записки?
9 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 19:10
достаточно прочитать его бред.
-4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 19:25
Вы подлинник "записок Фадлана" читали??? Нет! Потому что то, на что вы ссылаетесь - это список! В котром может быть добавлено или исправлено все, что угодно. Это так, к сведению для булгаристов, как горькая пилюля.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:39
"сакалиба это не значит славянин" Товарищ,изучи Генетику.ЛЮБОЕ племя,когда переходит в нисходящую фазу.А это проявляется в количестве увеличившихся уродств в племени,изменении цвета волос(рыжие,светлые),если не воровать женщин, из далёких по месту жительства,то Племя исчезает.Народ чуток,в своих пословицах закрепил,-Ищи,невесту за морем.Англичане,рыжие.Но,исправились.Разрешили переселяться выходцам их бывших колоний в Англию,из Индии,Пакистана,Бангладешь.Первое поколение переселенцев,соблюдают традиции,по стране происхождения,а дети меньше,внуки,ещё меньше.Женяться на коренных англичанок,и "возрождают"генофонд.Касательно Московского княжества,-
"О русском царе, татарине (тюрке) Борисе Годунове упоминал еще К. Маркс в первом томе своего «Капитала» (он происходил от принявшего в XVI веке крещение и поселившегося на Руси татарского мурзы Чета). Один из первых общественников, затронувших проблемы смешения русских с другими народами, Е.П. Карнович в конце XIX столетия отметил значительный тюркский слой в русских фамилиях.
В области науки потомки татар - гениальные русские ученые Менделеев, Мечников, Павлов, Мичурин. Тимир-Гази положил начало роду Тимирязевых. Татарские предки дали русской истории роды Радищевых, Кантемировых. Предком историка Карамзина был татарин Карамурза. В списке видных русских писателей есть писатели татарского происхождения: Достоевский, Тургенев, Державин (род Багировых и Нарбековых), Пешков (Горький). Пушкин сам указывал в своих предках русского Пушку, негра Ганнибала, татарина Раджу. Татарские корни очевидны у Аксаковых. Мать писателя Куприна, Кулунчакова, происходила из древнего рода татарских ханов Касимовского царства. Чаадаев - потомок одного из полководцев Чингисхана - Чаадая. Из этого рода и Ахматова. Татарского происхождения Булгаков, Сейфуллина. По внушению отца повторяла: «я татайка, я татайка» (в детстве не могла выговорить «р»), признается современная поэтесса Белла Ахмадуллина.
Знаменитые светила искусства балерины Павлова, Уланова, Спесивцева, артисты Ермолова, Каратыгин, художник Шишкин, композиторы Скрябин и Танеев, по утверждению историков, тоже от татарских предков.
Кузьма Минин до своего крещения носил фамилию Миннибаев. Воеводы князь Юрий Мещерский и боярин Андрей Черкизов, павшие на Куликовом поле, сподвижник Петра Великого генерал-адмирал Ф. Апраксин, фельдмаршал С. Апраксин также были татарами по происхождению. Не сомневаются историки, филологи в татарском происхождении Кутузова, Ушакова, Тухачевского. Оказывается, и герой Отечественной войны Александр Матросов - чистокровный башкир. Покинув в детстве свою деревню и попав в детский дом, Шакирзян Мухамедьянов принял имя Саша и, мечтая стать матросом, записался Матросовым.

"...Взгляните на москвича XVI въка: онъ кажется съ ногъ до головы одътъ по-самаркандски. Башмакъ, азямъ, армякъ, зипунъ, чебыш, кафтанъ, очкуръ, шлыкъ, башлыкъ, колпакъ, клобукъ, тафья, темлякъ - таковы татарскiя названiя различныхъ предметовъ его одъянiя. Если, поссорившись съ товаришемъ, онъ станетъ ругаться, въ его репертуаръ неизмънно будетъ фигурировать дуракъ, а если придется драться, въ дъло пойдетъ кулакъ. Будучи судьей, онъ надънетъ на подсудимаго кандалы и позоветъ ката дать осужденному кнута. Будучи правителемъ, онъ собираетъ налоги въ казну, охраняемую карауломъ и устраиваетъ по дорогамъ станцiи, называемыя ямами, которые обслуживаются ямщиками. Наконецъ, вставъ изъ почтовыхъ саней, онъ заходитъ въ кабакъ, замънившiй собой древнюю русскую корчму. И всъ эти слова азiатскаго происхожденiя. Въ этомъ безъ сомнънiя есть знаменательное указанiе, хотя и относится только къ внъшней формъ. Но гораздо важнъе то, что извъстная примъсь монгольской крови способствовала такой быстрой и покорной ассимиляцiи". /К.Валишевский "Иван Грозный", стр.109.

В словаре Даля почти все слова на буквы А, Б - татарськие. Слова заимствованные из тюркських языков: карандаш, ковыль, тушканчик, жемчуг, кумир, чертог, бисер, деньги, караван, кобура, курган, колчан, каракуль, кистень, казна, деньга, алтын, базар, коврига, изюм, арбуз, таз, утюг, очаг, епанча, шаровары, кушак, тулуп, аршин, бакалея, лапша, чулок, башмак, сундук, халат, туман, кавардак, аркан, алый, аршин, атаман, бабр (уст. тигр), балык, баран, барсук, барыш, башмак, богатырь, боярин, буран, изюм, кабан, казак, казна, кайма, калым, камыш, капкан, кумач, лошадь, сазан, саман, сарай, сундук, таракан, телега, туман, утюг, чугун, чулан, шалаш, бумага, лошадь. Если с современного русского языка изъять слова татаро-монгольського происхождения, то он станет непригодным для общения. Как в песне :

"В кибитке кочевой Едет ямщик молодой.

В кибитке сундук с бахромой,

У ямщика колпак дорогой, кушак золотой,

Смотри, смотри, будет кутерьма."


Десять татарських слов и только семь украинских.
Более полный список заимствований из тюркских и других языков в русском языке здесь
(статья называется "Заимствованные слова в русском языке").
Крещенные татары стали высшей знатью в Московском княжестве. Ими были Нарышкины, Сабуровы, Салтыковы, Басмановы, Мансуровы, Карамзины, Аракчеевы, Годуновы (Борис - один из царей Московских).

1492 год стал первым годом нового летоисчисления, когда сын чингисида-татарина Улу-Мухамеда (названного Василием II) Якуб, названный Иоанном III, решил, что он и его жена Софья Палеолог есть потомки Христа.

К стати, Иван Грозный - сын выкрещеной татарки Елены Глинской и конюха Ивана Овчины Телепнева Оболенского. Телепень - это дурень по украински. Вот откуда взялись сказки про Ивана Дурака, который из конюха вдруг стал царем. Да и сын их не отличался разумом. Народное прозвище Ивана Грозного - юродивый, то есть дурак.

Если список продолжать, то следует вспомнить и первого поэта России - Державіна и его стих «Да не забудется во мне последний род Багрима». А дальше будут еще «Юсуповы, Темирязевы, Чулковы, Тархановы, Бутурлины, Беклемишевы, Вельяминовы, Тургеневы, Чепчуговы, Куракины, Булгаковы, Бердяевы, Ромодановские, Аничковы, Татищевы, Плещеевы, Голицины, Булганины, Чаадаевы, Бибиковы, Булатовы, Алмазовы, Бестужевы, Хабаровы, Кутузовы, Тютчевы, Арбатовы, Урусовы, Сусанины, Анкудиновы и несть им числа».


5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:58
Уважаемый, Вы привели массу фактов.
И с большинством я согласен.

Но эти факты не имеют никакого отношения к "Запискам" 922 г. ученого араба Ибн Фадлана.

Из "Записок" совершенно очевидно, что "царь славян" правил не тюркскими племенами, а славянскими.

Вполне возможно, что сам "царь славян" и не был славянином, а был например тюрком.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 13.06.2017 14:56
Аль Гарзави описывая потомков Яфета ставит славян и тюрков через запятую.
+1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

MAD BIG 10.06.2017 17:25
Что вы этим хотите сказать?
2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:34
Все же написано.

Но можно и еще раз.

Из "Записок" ученого секретаря араба Ибн Фадлана следует, что в 922 году на Средней Волге некоторые славянские племена добровольно приняли ислам.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 22:35
Если все перечисленные вами исторические личности есть татары потомки чингизидов, то почему мы не наблюдаем признаков монголоидной расы?

Мы-то знаем, что эти признаки доминирующие и должны четко передаваться из поколения в поколение.

Мы все как один вокруг должны быть похожими на монголов! Однако ни в захоронениях, ни в лицах ныне живущих НЕТ монголоидности...
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 23:34
Всякие есть татары, и монголоиды тоже. Если не веришь, сходи посмотри на студентов-татар из Китая, они в КФУ учатся.
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 11:22
На жителей Китая даже смотреть не надо - они типичные монголоиды.

Классические монголоиды (северная монголоидная раса) это прежде всего монголы, а также калмыки, тувинцы, буряты, якуты. К монголоидам относятся и сибирские татары, которые смешаны с так называемой западносибирской расой. Жители южного Китая, японцы, корейцы относятся южной монголоидной расе, имеющей признаки смешения с австралоидами.

Мы же ТУТ говорим о центральных областях России и территории современного Татарстана Ну НЕТ среди нас ярко выраженных монголоидов, или потомков монголоидов!
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 11:29
Это уже результат вековой метисации.
Природные "татары" - белой расы.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 11:27
22:35 А кто из сегодняшних свидетелей может сказать: "Я лично видел, что Чингизхан и его отпрыски были халха-монголами?"

Даже захоронение его не найдено. Несмотря на "танцы с бубнами" над его "погребением" для туристов.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 11:53
В Казани еще в советские времена найдены два его (Чингизхана) потомка монгола-чингизида.

Проведена реконструкция черт лица по черепу.

Типичные монгольские черты.
У меня сосед вылитый один из казанских ханов.
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 12:39
Вы сами себе и ответили - "... найдены ДВА его (Чингизхана) потомка монгола-чингизида.
ДВА ШТУКА всего!!!

А сосед откуда приехал в Казань? Не из Монголии-Китая ли?
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 20:37
Что Вы так возбудились?
Спокойнее, спокойнее...
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 13.06.2017 11:24
Вы хотели рассказать нам, как много татар в русской истории. Получилось прямо наоборот - вы рассказали, сколько татар отошли от ислама и примкнули к христианству. Значит, что-то их оттолкнуло от одного и привлекло в другом...

Все выкрещенные татары и их потомки - да и не только татары, а и немцы, англичане , французы - считали себя русскими. Они работали, творили. воевали, умирали во славу России - своей настоящей веры и настоящей Родины!
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:24
А светлые в этом мире только славяне, как ни крути.
-4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:35
А если "покрутить" скандинавов?
4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 18:10
Да, бросьте. В "русских" много от предков из мордвы, самых белокожих "аборигенов". А кроме "славян" полно удмуртов, саамов, карел, вепсов, водь, коми, ижорцев, ингерманладцев ... В начале 1990-х они все декларации приняли, что они, их языки ещё есть на этом свете. Вологодцы, Галич костромской и прочие другие меря, чудь ростово-суздальская сами про себя на сайтах своих задаются вопросами, что они какие-то не такие русские.
Про светлость куманов-половцев и их потомков полно написано.
В общем, тезис ваш не проходной.
Просто светло-, рыже- волосость - это рецессивный признак, который, как известно по генетике, постепенно вытесняется доминантным, т. е темноволосостью..
7 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

MAD BIG 10.06.2017 19:12
Не всегда. Жена - жгучая брюнетка. Ни одного темного ребенка у нас нет.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 19:30
В генетике человека доминантность вытесняет рецессивность веками, а то и тысячелетиями. В отличие, например, от подопытных, дрозофил, мышей или там - гороха на грядке учёного.
Но я со времён советской школы ещё знаю от учителя биологии, что статистика показывает снижение блондинов в составе "коренного" населения Скандинавии и, вообще, североевропейских стран.
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 18:25
Да-да. Особенно , если посмотреть на современных русских, и внимательно приглядеться к жителям южных рус. областей . Прям "сплошь все блондины". Хорошо, если один на сотню попадется.
13 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 23:36
У них там было татаро-монгольское иго.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 13:23
арабы называли саклабами, наряду со славянами, и волжских булгар, и куманов, и других светловолосых тюрок и угров.
7 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 13:35
Арабы могли назвать кого угодно и как угодно.

А вот ученый секретарь Ибн Фадлан писал о "царе славян" - это факт.

Ибн Фадлан мог отличить славянина от тюрка.
-10 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 14:13
Фадлан не был в Булгарии.
Якут его разоблачил.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 08:16
Давным-давно доказано, что Якут был не прав.
Его подозрительность не имела под собой почвы..
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

БАТЫРША 10.06.2017 14:14
откуда вы берете свой "факт" о царях славян? выдумали? он их описывал как сакалибы а НИКОГДА как славяне. Фадлан так еще у булгарах писал:" ... Царь же (Булгара) послал к ним и сказал: "Воистину Аллах могучий и великий уже облагодетельствовал меня, давши мне ислам и верховную власть повелителя правоверных"
2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 14:31
Ну почитайте хотя бы Википедию - там даны все ссылки на научную литературу.

Ученый секретарь Ибн Фадлан писал именно "царь славян".

Тюрок Средней Азии, через которую путешествовало багдадское посольство, он называл тюрками.

Араб Ибн Фадлан мог отличить славянинаот тюрка.

Из "Записок" Ибн Фадлана следует лишь один очевидный и неопровержимый вывод - в 922 году на Средней Волге некоторые племена славян добровольно приняли ислам.

Допускаю, что сам "царь славян" был не-славянин, а например тюрок.
-5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:21
вот читайте вашу любимую wikipedia. сакалиба- значит раб. Например персидский путешественник Ибн Кхордадбе называл Булгарского царя "царь сакалиба" и поясняет так как царь булгар имел народ который служил "резервуаром потенциальных рабов". Почему Фадлан назвал его царем сакалиба непонятно, может у царя было много рабов.
https://en.wikipedia.org/wiki/Saqaliba
4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:37
Вы умнее ученого араба Ибн Фадлана?

Перс-путешественник середины 9 века мог использовать любые термины по своему усмотрению в любом значении.

А вот ученый секретарь, араб Ибн Фадлан в 10 -веке в 922 г. - однозначно понимал под словом "сакалибы" славянские племена.

Что другие арабы и представители других этносов в другие времена понимали под словом "сакалибы" можете не рассказывать - речь идет о конкретном факте.

В 922 году ученый секретарь Ибн Фадлан под "сакалибами" понимал именно славян.

Об этом свидетельствуют все его ученые "Записки".

Уж Ибн Фадлан мог отличить славянина от тюрка, и перса от араба.

-6 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 14:03
"арабы называли саклабами, наряду со славянами, и волжских булгар, и куманов, и других светловолосых тюрок и угров" ИСТОЧНИК ПЛИЗ!!!)))
-3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 14:35
Ибн Фадлан пишет именно о славянах и "царе славян" - это факт.
И в название его "записок" в оригинале написано о "царе славян".

Из Википедии:

"Этот факт по-видимому настолько поразил переводчика А.П.Ковалевского и издателя, академика И.Ю.Крачковского, что они всместо оригинального названия: Книга Ахмада Ибн Фадлана ибн-аль-‘Аббаса ибн Рашида ибн-Хаммада, клиента Мухаммада ибн-Сулаймана, посла аль-Муктадира к царю славян, вынесли в заголовок нечто нейтральное: Путешествие Ибн Фадлана на Волгу".

Ученые-историки этот факт всегда знали.
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:23
Термин " славяне " появился гораздо позже и относился то ли к полякам, то ли к чехам. Русских в те времена " славянами " не называли.
7 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:43
Дискуссия идет не об этимологии.

Но все же.

Еще греки 6 века писали "склавины", имея ввиду славянские племена.

Арабы переняли у греков в виде "сакалибы".

Но это так к слову.

Дискуссия-то идет о "сакалибах" 922 г. Ибн Фадлана, под которыми он понимал именно славянские племена.
-3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 18:28
Откуда вы взяли, что "сакалибы" означает "славяне"? Из 8 букв совпали только "с" и "а". Абсолютно это слово никаким боком не означает славяне.
5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 18:47
Вроде и "к" совпадает...
Да и "в" в "б" часто переходит...
Но дело не в этом.

А в том, что для ученого араба Ибн Фадлана "слово "сакалибы" означало славянские племена, а не тюркские.

Тюрок он видел в Средней Азии, когда проезжал с посольством, и называет их тюрками, а не сакалибами.
-3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:48
Термин "славио",на древне германском языке означает-РАБ.
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 18:07
Вам приятно повторят одно и тоже?

Это все уже давно знают.

Ваш "анекдот" с огроооооомной бородой....
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 20:07
Русских в те времена и не было. Были племена да К евская Русь
8 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 14:55
Сакалиба для арабов это скифы, но не славяне, для булгар это искелы т.е. прежние люди. Чуваши потомки одной из ветвей искел - сувар, арабы их причисляли к разновидности булгар, хазары их не смешивали и называли сувары. Одна часть этих сувар действительно совместно с булгарами приняла ислам 922 году. Вот поэтому существовало в Волжской Булгарии два языка з- и р- типа.
Что касается сходства археологии искел со скифской отчасти и со славянской, то это уже вопрос этногенеза самих гуннов, то бишь надо смотреть скифские корни гуннов.
Искелы (впрочем состоящие из тех же гуннских племен булгар, хазар и сувар) прежнее население Поволжья пришедшее сюда вместе с угро-финскими племенами.
Появившиеся позднее в 7в. здесь булгары и сувары с Кавказа смешались с прежним родственным населением и принесло немного другую археологическую культуру, известную как салтовская, а по сути сарматскую, она с Кавказа откуда они пришли. Вполне возможно что сарматы участвовали в этногенезе этих булгар и сувар. Все они основные предки татар. Наша европейская внешность от потомков этих скифов и сармат.
6 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:23
Извините, но Вы подменяете тему КОНКРЕТНОЙ дискуссии.

Речь идет не об "арабах" вообще и не о "сакалибах" вообще и не об этногенезе.

Речь идет конкретно об ученом секретаре, арабе Ибн Фадлане и "сакалибах" его ученых "Записок".

Ученый араб совершенно ясно и понятно пишет в своих "Записках" о "царе славян".

Ибн Фадлан мог различить славянина и тюрка.

Тюрки Средней Азии, через которую путешествовали арабы, для Ибн Фадлана тюрки.

А вождь народа на Волге - "царь славян" , т.е. его подданными, принявшими добровольно ислам в 922 году, были славяне.

Обсуждается именно этот конкретный факт.

Не надо "замыливать" конкретный исторический факт различными рассуждениями и домыслами.
-6 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:24
Русских в то время " славянами "никто не называл. Так что ваша версия несостоятельна.
7 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:36
Во как!Времена идеологичеких установок меняются?
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:51
А никто и не говорит, что "русских" в 10 веке называли "славянами".

"Русских" тогда впрочем и не было...

Славянские племена греки в то "древнее" время с 6 века называли "склавины".

А арабы переняли это слово у греков и чуть переиначили - "сакалибы".

Под "сакалибами" ученый араб Ибн Фадлан понимал славянские племена.

А "царь сакалибов" Ибн Фадлана - это царь славян.

Не обязательно сам "царь" был славянином.
-6 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 18:31
Не было тогда здесь славян, не придумывайте свои мифы. Русские в то время назывались - кривичи, вятичи, древляне, поляне и т.д. так что в "сакалибам" они точно никакого отношения не имеют.
10 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 18:54
Это они так себя сами называли - "кривичи" и т.д.

А арабы в том числе и ученый секретарь Ибн Фадлан называли славянские племена "сакалибами".
-7 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 16:43
не выдумывайте за арабов. Не было в Поволжье никаких славян. А финно-угры, булгары жили с давних времен.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 20:44
Не врите.
Фино-угоры - да - жили "издавно".

А тюрки (булгары) пришли с Алтая на Волгу только в 4 веке.
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 13.06.2017 10:10
Русские, это те кто перешел на русский язык и признающие его родным. Их предками являются и сакалибы и все остальные коренные народы сегодняшней РФ.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 23:09
Не могли славяне или их предки добровольно принять ислам-менталитет не тот - "Веселие на Руси есть пити"! Как могли от этого отказаться? Ни за какие коврижки!
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 09:26
Арабы до принятия ислама были страшные пьяницы.

Именно их аль-химики открыли аль-коголь...

Поэтому пророк Мухаммед и ввел полный запрет на алкоголь.

Почему бы и славянам в 10 веке не осознать сию опасность.

Но это так к слову.

Ваш "аргумент" не только не убедительный, но и оскорбительный не только для славян и других этносов, но для человека как такового.

Вот у братьев-иудеев есть праздник, в который надо упиться алкоголем до беспамятства.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 11:43
Современные "менталитеты" - продукт длительного развития. В библейские, средневековые времена этносы и их "характеры" были бы совершенно непонятны простому современному обывателю. Профессиональные историки это прекрасно знают. Но каждый говорит об этом исходя из своей мировоззренческой и политической позиции.
Нынешний "русский менталитет" начал складываться после Раскола 17 века, а точнее - при Петре 1 после его "возвращения" (реально - подмены) в начале 18 в. из путешествия по Европе.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 14:32
современные татары потомки и булгар и татар. они оба относятся к гунским племенам если копать глубже
7 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 14:39
Извините, а почему детей татар от славянок, мордовок, немок и др. 13-16 вв. Вы не относите к предкам современных татар?
2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:30
Булгары это чуваши. При чем тут татары
-6 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:41
О каких "татарах" идет речь?

Если о древних "татарах", то их еще в 13 веке всех уничтожил монгол Чингизхан, мстя за смерть отца.
И чуваши тут не при чем.

А если речь идет о современных "татарах", то "при чем" очень многие этносы - в том числе и чуваши.
-5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 08:36
вы совсем книги не читали. в 1192 году Чингиз хан завоевал очень многочисленное племя татар, он сразу убил всю знать! но всех остальных взял в войско, он также взял одного татарского ребнка в себе семью на воспитаниe и взял жену татарку ее звали Есуй. Он вместе с татарским племенем завоевывал мир! в Золотой Орде рулили татары а не монголы, моголов было мало!
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 12:07
Вам тоже стоит почитать книги.

Например:

Почекаев Р.Ю. Чингизово право. - Казань? Тат.кн.изд-во, 2016 - 311 с.

Там четко написано кто "рулил" в Золотой Орде.

"Рулили" монголы, а татары были лишь средством для достижения монгольских целей.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:25
Булгары приняли ислам в 922 году. Чуваши не мусульмане.
9 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:54
Да уже давным-давно доказано, что в 922 году на Средней Волге добровольно приняли ислам некоторые славянские племена.

Об этом напрямую написал ученый секретарь араб Ибн Фадлан в своих "Записках", найденных А.З.Валиди.
-12 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 18:33
Вы, в своем троллинге , переключились на сакалибов? На "булгар- это чуваши ", уже у вас никто не клюет? Нашли новую фигню и будете теперь нам здесь это впаривать?
5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

DAMIR NABI 11.06.2017 23:04
болгарастам и другим ненавистникам татар нравится мечтательная версия "полного уничтожения" , но они "закрывают " глаза на то что уничтожение племени не означала уничтожения всего племени а только его командиров.. А как показывает факты и даже этот указ вождя монгол не был до конца исполнет
Представитель знатного рода татар Хутуху написал главный свод законов "Яса", Он же станрвится судьей и т.д.
Один из якобы уничтоженных из четырех племен сегодня здравствует в Казахстане и в других местах и яв-ся самым крупных из "казахских" племен..
кроме того другие татарские племена ушли с курыканами на север и сегодня они саха-якуты
А кумандинцы ? телеуты ? "шор"ы, "хакас"ы и др. а также буряты их всегда называли "западными татарами" у всех самоназвание "Татар".
Всех тут не перечислишь...
"Шинэ Юань улсын т;;х"-д, Татар, Ойрад, Б;рг;д, Буриад нар ц;м "Цагаан Татар" м;н гэж бичсэн байна.
перевод : в книге "Шинэ Юань улсын т;;х" написано,что татары ,ойраты,буркуты и буряты все они есть белые (западные) татары.
Есть северные, есть южные и др.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 12:09
Вы глубоко ошибаетесь

Здесь нет ненавистников татар.

А вот из Вашего текста просто "сочится" ненависть и яд расизма....
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 12:16
Идеология в РФ запрещена. Хакимов не знает Конституцию
5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:19
А кто у нас из публичных институтов соблюдает её?
9 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 16:37
Что Идеология запрещена,есть обьективные обьяснения.Капитализм,перешёл в Высшую стадию развития-Империализм.Финансовый Олигорхат правит миром.Только единую Идеологию для всего Мира,не могут придумать,и не придумают НИКОГДА.Делаем вывод,чьи интересы выражет "Запред на Идеологию"в РФ.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 16:46
Единая "идеология" для всего Мира - деньги...
5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 16:59
Деньги,как "посредник",возведён в Идеологию.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

DAMIR NABI 12.06.2017 23:44
Если бы в самом деле была бы "запрещена" то не было бы таких агрессивно идеологическо-пропагандистских передач типа "ток-шоу" Воскресным вечер Соловьева" "Время покажет" и прочих, что идут практически каждый день, по всем этим московским каналам ТВ
Татарских политологов там не бывает, они "нон грата", хотя за много лет были 3-4 незначительных фигур, по заранее оговоренным темам и текстам.
2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 12:23
Ислам татары приняли в Золотой орде при хане Узбеке.
Не надо нам чужую историю приписывать.
-4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 12:52
Совершенно верно.
Но не совсем точно.

Предками современных татар были не только тюрки, но и фино-угоры, и славяне и др.

Среди четырех жен татарина 15 века могли быть и славянки, и литовки, и немки и др.
И все они рожали "татар", так как дети разговаривали на татарском языке.
4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:34
Тут есть нюансы. Кроме нынешнего "национального" термин, слово "татар" имело и сословный, профессиональный смысл. Для западноевропейцев и прочих покоренных народов "татары" - это войско завоевателей, прежде всего конное (что было роскошью для европейцев того времени). Войско состояло из предков нынешних "русских" и "татар", говоривших в быту и на службе на этих двух языках. А священных языков у них было как минимум три.
После воцарения Романовых пошло разделение единого суперэтноса на "русских" и "татар" в политических целях.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:49
В целом согласен.
Но то же о нюансах.

"После воцарения Романовых пошло разделение единого суперэтноса на "русских" и "татар" в политических целях".

А может наоборот?

Славяне, тюрки и фино-угоры и др. объединились в один новый этнос - "русские"?

И в РФ в настоящее время существует новый суперэтнос?
-4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 18:01
спустя несколько веков после крестовых походов, очевидно, многие военные принадлежности для ряда европейских стран были роскошью.Как и наемники. Разделение/слияние на русских и татар я отношу к современности, на это надо смотреть исторически.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 16:33
Сам Узбек-принял Ислам.
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 16:42
Из Википедии:

"Попытка ввести ислам в качестве государственной религии встретила сопротивление ордынской аристократии. Лидеры оппозиции Тунгуз, Таз и эмир Сарая Кутлуг-Тимур заявили Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?» Однако, приверженцы старомонгольской партии — эмиры и царевичи — были казнены. Сообщается о казни 120 чингизидов[13]".

Постепенно и остальные монголы-чингизиды приняли ислам.
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:27
Наши татары , потомки булгар, приняли ислам на Волге , в 922 году. Если ваши предки запоздали, то это не значит, что все так сделали.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:57
В 922 году на Средней Волге, как следует из "Записок"ученого секретаря араба Ибн Фадлана, ислам добровольно приняли некоторые славянские племена.

О тюркских племенах, добровольно принявших ислам, у Ибн Фадлана ничего не написано.
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

МОИСЕЙ 10.06.2017 18:31
Потомки булгар чуваши.
Татары намноого позже пришли.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 18:59
Если булгары приняли в 922 году ислам, то почему их потомки были язычниками и только с 17-18 вв. стали принимать христианство?
8 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 05:29
А кто сказал что булгары ислам приняли?
Кроме фадлана?
А фадлан свои записки писал не выезжая из Багдада. Это уже доказано.
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 09:46
Ибн Фадлан писал, что ислам в 922 году приняли "сакалибы" - т.е. славяне.

Также доказано, что "доказательства" против Ибн Фадлана ложные.
Якут ошибался...
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

ОПТИМИСТ 11.06.2017 13:53
Фадлана на Волге не было.100%.
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 16:46
А кого вы относите к славянам во времена Фадлана?
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 16:47
Чуваши потомки хазар и к булгарам отношения не имеют.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

ISTORIK 10.06.2017 12:49
Тел - ул мирас, ;м;н;т, ул ;зе бер д;нья.
Камал театрын, Тукайны, Такташны, Туфанны, халык мирасын, гореф-гад;тен татар телен белмич; - а;лап булмый.
Татар телен белм;г;н, рус телле татар - ул инде рус д;ньясы ;гъз;се. Ул "з;гыйфь" татар

Татар м;д;ниятын татар теленд; а;лаган, минем бел;н татар теленд; с;йл;ш;че рус (япон, америка) кешесе ми;а менталь яктан якынрак
5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 13:04
не надо так с плеча рубить, многие татары не знают татарский из-за репрессий, раскулачивания и так далeе, так сложилось и многие хотят выучить, не надо так резко говорить. Все кто считают себя татарами, они татары даже если языка не знают
12 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 13:28
Это точно. Есть масса татар, родившихся в Татарии, знающих язык, - но дай им власть, они опять загонят татарский мир в деревни без асфальта и газа, а нефть а Москву будут гнать.

Тем более, (это историку), татары республики Татарстан живут , в том числе, за счёт веса 4 млн. русскоязычных татар России. Было бы татар всего 1.5 млн. в Татарстане - никто в Москве внимания не обращал бы на республику. Жили бы как чуваши, в тиши и неизвестности.
6 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

ISTORIK 11.06.2017 00:42
мин татар телен белм;;че татарда гаеп эзл;мим. ;мма алар милл;тне; т;п тер;ге була алмый. ;г;р без аларны башта куйсак, ул вакытта тел ;;м татарлыкны; 90 %-ы бет;р
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 05:15
не обязательно знать татарский чтобы быть патриотом Татар и Татарстана! Многие кто знает татарский не патриоты, глупости пишете.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 19:49
С чего вы взяли, что 4 млн татар русскоязычные?
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 13.06.2017 10:27
Татары сегодня это те, кто считает родным татарский язык и, если считают свое знание татарского языка недостаточным, стремятся по мере возможности его совершенствовать.
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 13:04
Еще в 2000 годах предполагал что татары будут развиваться как казаки - язык русский а идентичность усилить как отдельную по истории...
Ход ассимиляции - где надо создавать островки гордости за нации - которые возможно помогут в будущем сохраниться и дать новые земли...
-5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 13:40
казахи семимильными шагами укрепляют казахский язык и на латиницу переходят. молодцы они!
9 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 14:14
Казахи молодцы из за того что не отршли от тенгринианства.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:52
Потому,Столицей Тюркских народов станет Астана.
4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 16:07
Вы хотели сказать "столицей тюркоговорящих народов"?

Но это пока Стамбул, бывший Константинополь.

Столицей тюрков - потомков тюрок Золотой Орды - с 16 века является Москва.
-7 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 16:32
"столицей тюркоговорящих народов"?
Не занимайся очковтирательством,есть Тюркские народы,как и Славянские народы.У Славянских народов нет Столицы.Тюркские народы,создадут Столицу-Астану.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

БУРЕ 10.06.2017 15:47
Казахи были бы молодцами если бы на казахский алфавит перешли.
А так какя разница латинский католический или кирилица православная.
Своего то нет
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:25
Хорошо сказал
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 18:17
15:47 Латинский и кириллица сделаны на основе греческого алфавита, а последний вообще, имеет корни в финикийском письме.
Так что о том, что является своим в греческом койне, можно долго рассуждать. Что и делают до сих пор лингвисты.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

ISTORIK 10.06.2017 13:05
"При этом вся наша пропаганда через телевидение, радио, газеты, журналы, многочисленные издания до них не доходят, поскольку у них дома нет телевизоров за ненадобностью, они не читают газет, они погружены в интернет и соцсети. Это другой параллельный мир."

1) телепередачи по качеству очень слабые. Их нужно продолжать делать и выкладывать в Ютуб, но делать это на европейском уровне, а не на уровне 90-х гг. Что и говорить если ТНВ себя никак не продвигает в соцсетях и в Ютубе.
2) нет современного продвижения даже интересного (но редкого) контента . Вы потратьте один раз деньги на SММ , чем на дорогостоящее издание. А интересную книгу всегда можно выложить по интересному в интернете
3) Нужны открытые, публичные лектории, открытые экскурсии для горожан от авторов книг Института истории. Так чтобы кто-то из историков умел вытсупать как Эдвард Радзинский.
Однако историки сидят у себя в 4 стенах, издают книги по 150 экземпляров, почти не выходят в публичное поле, а потом мы говорим , что молодежь не знает истории.

4) Но самое главное: в школах Татарстана не преподается история и география Татарстана. На бумаге есть, а по факту - нет!
Где конкурсы по истории -где школьник может не только грамоту получить, но и айфон /бесплатную подписку / сертификат - и прочее.

Старшее поколение сидит на ресурсах, иногда слушает молодежь для интереса, но делает всё по своему, по старому. А молодежь пробегает мимо. И татары теряют себя, стремительно, несмотря на наличие инфраструктуры сабантуев, джиенов, нац-культурных автономий, Татар ;ыры, Тукаевских премий , Татмедиа, ТНВ.
13 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 14:05
"где школьник может не только грамоту получить, но и айфон /бесплатную подписку / сертификат - и прочее." ах ты умник, а где деньги на айфон взять? может ты дашь?!
-13 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:35
А что не правильно выше? Старшее поколение на ресурсах сидит? Сидит! Молодежь пробегает мимо? Пробегает! Прибавит зрелости, хорошо осознает происходящее. И лубочно - кукольный джиен не поможет. Татары теряют себя
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

ISTORIK 11.06.2017 00:40
татар байлары фонды кир;к))
6 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 13:15
у господина хакимова нужно спросит,когда он начал по настоящему говорит по татарский?
2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:40
13:15 Забавно. Ваш вопрос к автору книжки, которую он написал не в этом году.
+1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:56
Если ты женат,и имеешь детей,то вспомни,мать твоих детей,на каком языке поёт колыбельную.У Татар,культ Матери.Поясню причину,Отца семьи убивали,призывали на войну,умирал от непосильного труда(поработай на шахте).Множество причин,но МАТЬ-это святое.Послушай,Татарские песни,немыслимое количество,посвящено МАТЕРИ.
5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

MAD BIG 10.06.2017 17:28
Таких песен масса в любом этносе.
2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:38
У англичан НЕТ,американцев НЕТ.
-5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 13:36
Татары работают в шахте???
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 13:55
Невежда. Про "зимагоров" слыхали? Это татарские "отходники".
Одно из направлений было на шахты Донбасса, в т.н. "Юзовку".
Ринат Ахметов на Украине, судя по всему, один из их потомков.
7 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 13:18
Опять Хакимов проводит вредную для будущего татар политику, что татарский язык не главное для татар. Надо рассматривать перспективу, а не сегодняшнее состояние. Да, сегодня татары, также как "ирландцы, шотландцы, валлийцы", еще идентифицируют себя по предкам и присвоенным им именам и фамилиям, поскольку пока помнят их. Но стремителен процесс ассимиляции. Татары не зная татарского языка, присваивают детям уже универсальные международные имена, чтобы детям было комфортнее. Но удобно ли будет ребенку, не зная татарского языка, быть Алисой Хабибуллиной?
В перспективе, потомки русскоязычных татар, без закрепления в их головах задачи возрождения татарского народа, станут русскими.
Хакимов приводит примеры. А некоторые его примеры таковы, что противоречат его логике: "Англоязычные ирландцы, шотландцы, валлийцы не только не потеряли идентичность, но пытаются возродить свой древний язык и культуру."
Также и каталонцы в Испании и евреи в Израиле возродили свой язык. Почему? Потому что именно язык идентифицирует народ.
Еврей в любой точке мира, желающий идентифицировать себя как еврей знает основы языка своего народа. И спокоен за свой народ зная, что есть государство Израиль- колыбель еврейского языка,
11 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:55
13:18 Так автор не запрещает вам знать или изучать тат. язык. Как это делают англоязычные в быту националисты-ирландцы, -шотландцы, -валлийцы. Или даже создавать произведения на этих языках. Умный, образованный, творческий человек найдёт выход своему вдохновению в том числе и в "национальной" форме с современным содержанием.
Алису можете устно называть Халисой (с первой с придыханием, аналог english' а) Хабиб. А вообще, все (или большинство) нынешних тат. фамилий легко законодательно избавить от русских окончаний. И будет вам имянарицательное счастье.
-3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 23:21
Хакимов- формирует мнение руководства РТ, фактически идеолог. Говоря, что язык не главное для татар, он расхолаживает руководство РТ от выполнения обязанностей по поддержке татарского языка, от регламентирования его использования как государственного при проведении хотя бы 10 % совещаний. Тем самым не поддерживается татароязычная среда в правительстве РТ, и как следствие, в общественной жизни. Опыт показал, что без необходимости в деловой сфере, а только в семье, язык не выживает. Поэтому учить язык, просто ради знания языка, без его применения, бессмысленно. Такая позиция Хакимова и руководства РТ уже ведет к потере татарского языка.
Без татарского языка, какое-то время кто-то может быть и будет вспоминать, что его предками были татары, но татарского народа уже не будет.
На совести нынешнего поколения руководителей РТ потеря татарского среднего и высшего образования, отсутствие стратегии и политики поддержки татарского народа.
11 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 14:10
" Сегодняшняя ностальгия по советскому прошлому, идеализация Иосифа Сталина " А ПОЧЕМУ В КАЗАНИ НЕТ ПАМЯТНИКА СТАЛИНУ? ИМЕННО БЛАГОДАРЯ СТАЛИНУ ПОЯВИЛАСЬ ТАТАРИЯ!!!
-5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 16:02
Ты,ополоумел?Или провокатор?

Образование ТАССР

Образованию Татарской АССР предшествовала большая и кропотливая работа, которая велась под руководством ЦК РКП (б). Совнаркома и лично В. И. Ленина. Ее результатом явился декрет ВЦИК и СНК 'Об Автономной Татарской Советской Социалистической Республике', подписанный В. И. Лениным и М. И. Калининым 27 мая 1920 г. Республика утверждалась как федеративная часть РСФСР.
При определении столицы новой республики некоторые татарские коммунисты, ссылаясь на то, что Казань якобы была рассадником русификаторской и колонизаторской политики царского правительства, утверждали, что это обстоятельство может помешать созданию Татарской АССР, и предлагали объявить столицей какой-нибудь другой город. В. И. Ленин, доказав несостоятельность подобных суждений, настоял на том, чтобы столицей была именно Казань. Он говорил, что выбор другого города по этим мотивам, наоборот, создал бы почву для конфликтов и взаимного недоверия. Он напомнил, что Казань издавна была политическим и духовно-культурным центром мусульманских народов России, здесь сконцентрированы большие культурные силы, что имеет немаловажное значение при определении столицы республики.
Весть об образовании республики была положительно воспринята населением Казани. Повсеместно проводились митинги, собрания, посвященные этому событию.
8 июня 1920 г. на заседании Политбюро ЦК РКП (б) под председательством В. И. Ленина был рассмотрен большой круг вопросов, относящихся к Татарской АССР. Здесь же был обсужден состав Временного революционного комитета республики. Председателем комитета стал С. С. Саид-Галиев.
Днем торжественного провозглашения республики был определен 25 июня 1920 г. В этот день в 8 ч. утра в Казани прогремел пушечный выстрел, означавший начало грандиозного субботника по разбору развалин сгоревшего в пожаре 6 и 7 июня здания городского театра на Театральной площади. На Юнусовской площади (ныне перекресток улиц Тукаевская и Ф. Карима) состоялась закладка памятника Муллануру Вахитову. В честь провозглашения республики состоялся парад войск гарнизона. В тот день детям горожан были розданы скромный продуктовый паек, одежда и обувь. Вечером в Красноармейском дворце (ныне здание Театра драмы и комедии им. К. Тинчурина) состоялось торжественное собрание представителей партийных, советских, профсоюзных органов, предприятий, военных учреждений и частей. Выступая от имени Временного ревкома, С. Саид-Галеев говорил: 'Татарская Советская республика приложит все силы к тому, чтобы поднять уровень развития всех народов, населяющих ее территорию. Вместе с этим она никогда не забудет свою старшую сестру - Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. Это вполне естественно, что ни один коммунист не может забыть Красную Москву и Красный Петроград, которые возглавляют русскую революцию...' Он подчеркнул также роль и значение Казани как столицы Татарской АССР.
На собрании был подписан акт о передаче полномочий Казанским губисполкомом Временному ревкому ТАССР. Собравшиеся единодушно приняли текст приветственной телеграммы на имя В. И. Ленина и М. И. Калинина, в которой заверили 'отдать все силы трудящихся Татарской республики для укрепления Советской власти как на территории Татреспубликн, так 'и на территории всей России...'.
Временный ревком в связи со вступлением в свои права обратился ко всем трудящимся Татарской .АССР. Остановившись на первоочередных задачах, заверил, 'что он в своих действиях стоит всецело на почве Конституции РСФСР, что он отдает свои силы на защиту интересов всех трудящихся без различия национальностей, на борьбу с эксплуатацией и контрреволюцией' и на укрепление советского строя'.
Наряду с Временным ревкомом ТАССР, в соответствии с постановлением Политбюро ЦК РКП (б) от 8 июня и Президиума ВЦИК от 10 июня 1920 г. в целях наилучшего и всестороннего обслуживания нужд трудящихся населения г. Казани был создан Казанский городской Совет рабочих и крестьянских депутатов. 29 июня пленум горсовета избрал из 20 человек исполнительный комитет. 1 июля на заседании горисполкома был избран президиум и назначены заведующие отделами: управления, народного образования, рабоче-крестьянской инспекции финансов, здравоохранения, социального обеспечения и революционного трибунала.
23-25 августа в актовом зале Казанского университета проходила 1-я Татарская областная конференция РКП (б). Она обсудила отчетный доклад губкома, доклад о текущем моменте, продовольственный и организационный вопросы. Конференция избрала областной комитет партии. Обком избрал бюро в составе И. И. Ходоровского, А. П. Таняева, А. И. Бочкова, А. И. Догадова, С. С. Саид-Галиева, И. М. Казакова, А. С. Самохвалова, Б. И. Гольдберга. Секретарем Татарского обкома РКП (б) стал А. П. Таняев.
В сентябре проходила кампания по перевыборам депутатов в Казанский городской Совет. Всего в горсовет было избрано 450 депутатов. Горсовет избрал исполком. Председателем горисполкома стал С. И. Канатчиков.
Завершение выборов в Советы на всей территории республики дало возможность созвать Учредительный съезд Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов Татарской АССР, который открылся в Красноармейском дворце 26 сентября. В течение двух дней были заслушаны, обсуждены и приняты соответствующие резолюции по текущему моменту, о работе Временного ревкома, о продовольственном, земельном вопросах, по народному образованию, о всеобщей трудовой и гужевой повинности. Съезд с приветственными телеграммами обратился к В. И. Ленину и в его лице-Коммунистической партии, во ВЦИК. Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет Советов ТАССР в составе 59 человек. 28 сентября на первом заседании ТатЦИК был избран Президиум, председателем которого стал Б. X. Мансуров. На этом же заседании было избрано правительство республики - Совет Народных Комиссаров - во главе с С. С. Саид-Галиевым.
Таким образом, в конце сентября 1920 г. в Казани завершилось создание постоянно действующих органов государственной власти и управления Татарской АССР. Казань из губернского центра превратилась в столицу автономной республики.
В годы гражданской войны все крупные, средние и большинство мелких предприятий Казани были национализированы. Значительное их количество работало на оборону. Действовали пороховой завод, бывшие предприятия Кре-стовниковых, Алафузова, фабрики 'Поляр', 'Победа', арт-склад, артиллерийские мастерские, многие швейные, кожевенные, обувные, деревообделочные предприятия. Осенью 1920 г. рабочие фабрик 'Победа', 'Поляр', бывшей Алафузовской и 1-й государственной обмундировочной фабрик, учитывая острую нужду армии в обмундировании, решили работать по 14 часов в сутки. В 1920 г., по далеко не полным данным, предприятия Казани выпустили 260000 шинелей, 221 507 гимнастерок, 132400 пар нательного белья для красноармейцев. По производству обмундирования Казань занимала в РСФСР второе место после Москвы. За выдающиеся трудовые подвиги и заслуги рабочего коллектива перед Красной Армией в годы гражданской войны Казанский пороховой завод был награжден орденом Красного Знамени.
Казань и по численности населения являлась одним из крупнейших городов страны. По переписи 28 августа 1920 г. в ней проживало 146495 человек, из них 69496-в возрасте 16-50 лет. Мужчины составляли 45%, женщины 55% населения.
Казань издавна отличалась многонациональностью своего населения. В 1920 г. в ней проживали представители 50 национальностей. Русские составляли 73,95%, татары - 19,43%, евреи-3,47%, чуваши-0,4%, марийцы-0,09%, прочие-2,69%. Среди прочих имелись сравнительно большие группы поляков, латышей, немцев, литовцев, мадьяр, венгров, эстонцев, мордвы, армян, греков, вотяков (удмуртов), французов.
В 1920 г. грамотные в городе составляли 62,87%. Из детей 8-15 лет были грамотными 81,98%. Это означало, что почти каждый пятый ребенок школьного возраста находился еще вне школы. Среди русских на 100 человек грамотными являлись 66, среди татар -45.
Численность населения Казани ко времени переписи 1920 г. по сравнению с осенью 1917 г. убавилась почти на 60 000 человек. В это число входят те, кто за последние три года покинул город и уехал в деревню, в более благополучные в продовольственном отношении южные города, те, кто бежал из города вместе с интервентами и белогвардейцами в сентябре 1918 г. и осел в Сибири. В эти годы многие горожане-мужчины, призванные в ряды Красной Армии, воевали на различных фронтах гражданской войны. Немало горожан умерло от свирепствовавших в эти годы эпидемий. В 1920 г., в связи с начавшимся восстановлением промышленности и транспорта страны, часть населения города выехала на ударные предприятия, на строительство железных дорог.
Таким образом, в годы гражданской войны Казань как крупный экономический, политический, военно-стратегический центр сыграла видную роль. Она часто упоминалась в боевых сводках. Дважды, летом 1918 и весной 1919 гг., Казань оказывалась в центре Восточного фронта, который оба раза объявлялся основным, решающим, где от исхода боевых действий зависела судьба революции. Советской власти в стране.
В Казани формировались воинские части и соединения, готовились боевые резервы и командные кадры для Красной Армии. Казанские рабочие снабжали ее вооружением, боеприпасами, обмундированием, снаряжением
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

МОСБАШ 11.06.2017 05:30
16:02. Про википедию: мне очень любопытно почему там не указаны башкиры? это вопрос риторического характера, можете не отвечать.
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 13:06
Башкиры - это те же татары, только переодетые.
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 17:17
Вам к Хакимову в институт истории, он вам сразу старшего научного сотрудника даст.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

МОСБАШ 12.06.2017 17:42
17.17 как верно подмечено! браво!
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

МОСБАШ 13.06.2017 15:53
13:06 дай свою почту я тебе отвечу
+1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 16:04
14:10 А каков будет смысловой акцент этого вашего памятника: бравурно радостный или похоронно безнадежный? В контексте истории. Ведь памятник - это та или иная коннотация истории. Или иными словами какова цель его создания и установки в ТАТАРИИ? Он "творил" из Мск. И не только для этой "земли".
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:33
вот-вот. Поэтому памятник Сталину пусть сначала в Москве установят, благодаря которому она стала жить за счет всей страны. И до сих пор продолжает жить.
6 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 14:15
Главное это восстановить свою религию. Тенгринианство.
-6 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 15:24
Хакимов Рафаэль,просто ОТЛИЧНО!Собственные мысли.Читал и наслаждался.
-4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

МОИСЕЙ 10.06.2017 17:15
Мысли скакуны. Какое раздолье.
Кто в лес кто по дрова...
-5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

МОИСЕЙ 10.06.2017 17:17
Как на конференции по уфологии
-4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

МОИСЕЙ 10.06.2017 17:18
В Уфе)
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

FANDAS SAFIULLIN 10.06.2017 17:19
Советую ознакомиться — там очень много созвучного с сегодняшним предметом обсуждения и спора:

И.В. Сталин.
Заключительное слово по организационному отчету ЦК на XII съезде РКП(б) 19 апреля 1923 г.

И.В. Сталин.
Практические мероприятия по проведению в жизнь
резолюции XII съезда партии по национальному вопросу:
Доклад по второму пункту порядка дня
IV совещания ЦК РКП(б) с ответственными работниками
национальных республик и областей
10 июня 1923 г.
http://grachev62.narod.ru/stalin/t5/t5_25_3.htm
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

МОИСЕЙ 10.06.2017 18:26
Я рад что нашел единомышленника в Вашем лице уважаемый старец.
Мира Вам.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 18:49
Единомышленники Сталина?
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

FANDAS SAFIULLIN 10.06.2017 20:49
Прочтите ещё раз повнимательнее мой совет.

Я предлагаю ознакомиться с докладами не Ф. Сафиуллина, а другого человека по фамилии Сталин.
И при чем тут «единомышленники»?
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 19:18
18:26 Вы на самом деле тот Moyses из вечной Книги? ))) Обращение ваше характерное.
2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 19:23
Да Чингис он.

А в действительности Ваня.
2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 19:29
Фандас абый, читал некоторые ваши интервью и смотрел на ютубе как вы говорили о суверенитете. Большое и искреннее уважение к вам за ваш труд, рахмат сизга!
4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:29
\\Новую идеологию в России не сумели выработать, а в Татарстане идея суверенитета себя исчерпала\\ - Хотелось бы получить от академика Хакимова более подробные разъяснения, почему идея суверенитета себя исчерпала? Ведь он имеет еще и репутацию знатного политолога и аналитика.
6 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:38
Г-н Хакимов не может удержаться, чтобы в очередной раз не пройтись по любителю всяческих премий и званий, в том числе и литературных, тов. Хайрутдинову. Ну слаб человек - простите его наконец.
-3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:50
Поэзия, проза, музыка того времени в сравнении с сегодняшними произведениями выглядят недосягаемыми.

Хорошо, самокритично
4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 17:56
Нас интересовал механизм укрепления идентичности. Говоря о ней, обычно вспоминают язык. Поэтому вокруг звучит озабоченность обрусением татар. Действительно, языковая ассимиляция идет стремительно.

Сравните советское время и сейчас. Ассимиляции сейчас нет. Развивай татарский - с детсада, школы, вузов с изучением татарского. Ходи в мусульманской одежде, держи уразу. Никто не против.
Желаемое выдать за действительное есть. Чтобы заработать некие преференции. Пожалиться, насколько же трудно быть татариным.
А вот создать чего либо, что создавалось в советское время - нет способностей.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 18:06
Гордость за свои корни и есть код идентичности.

Гордость должна проистекать не из идентификации себя в национальном коде, а в личностном коде.

Что сделал человек - написал книгу о трудности бытности в татарской национальности или разработал методы хирургического лечения болезней сердца, чем спас жизни тысяч людей?

2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 19:18
"Почему переписывают историю, подделывают или уничтожают летописи, документы?".
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/348378

Хороший вопрос задал уважаемый академик Р.С.Хакимов.

Скоро уже будет 100 лет, как ученые-востоковеды знают, что в 922 г. на Средней Волге добровольно приняли ислам несколько славянских племен.

Об этом напрямую написал ученый секретарь Багдадского посольства Ибн Фадлан в своих "Записках".

Но ученые-востоковеды по разным причинам "не замечают" этого факта.

А историки-идеологи написали множество статей, в которых утверждают, что ислам в 922 году приняли тюркские племена.

По идеологизированной истории 19 века и последующих веков славяне были насильственно крещены лишь в 988 году.

Но ведь "из песни слов не выкинешь"...
Дальше игнорировать факт добровольного принятия ислама некоторыми славянскими племенами в 922 году в Среднем Поволжье становится уже "неприличным"...

Молодые историки рано или поздно восстановят "белые пятна" истории народов Среднего Поволжья.

Понятно, что историки-идеологи будут историкам-ученым всячески препятствовать.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 19:53
Допустим что секретарь посольства не нафантазировал, а описал реальные события.

Если принять за рабочую гипотезу добровольное принятие ислама некоторыми славянским племенами в 922 году, то разъяснятся многие спорные и "темные" моменты истории народов Среднего Поволжья.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 21:02
Вот перевод названия "Записок" араба Ибн Фадлана известного ученого-арабиста А.П.Ковалевского:

"ЭТО - Книга Ахмеда ибн-Фадлана ибн-ал-'Аббаса ибн-Рашида ибн-Хаммада, клиента повелителя правоверных, а также клиента Мухаммеда ибн-Сулеймана, Хашимида, посла ал-Муктадира к царю “славян”, в которой'" он сообщает о том, что он сам наблюдая в стране тюрок, хазар, .русов, “славян”, башкир и других [народов] по части различий их вероучений, сведений об их царях, их положения :во многих их делах".

Ибн Фадлан четко разделяет тюрок и славян.

Так что добровольное принятие ислама некоторыми славянскими племенами в 922 году в Среднем Поволжье исторический факт.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 21:46
Араб Ибн Фадлан среднеазиатских тюрок выделяет, многие из которых уже были мусульманами (перевод А.П.Ковалевского):

"Мы отправились, и на следующий день нас встретил один человек из тюрок с презренной внешностью, оборванец, тощего вида, жалкий по существу. А на нас капал сильный дождь. Он же сказал: “Стойте!” И караван остановился весь в целом, а именно около трех тысяч лошадей и пяти тысяч человек. Потом он оказал: “Ни один из вас не пройдет!” И мы остановились, повинуясь его приказанию. Мы сказали ему: “Мы друзья Кюзеркина”. Он стал смеяться и говорит: “Кто такой Кюзеркин? Я испражняюсь на бороду Кюзеркина”. Потом он сказал: “Паканд”, что значит “хлеб” на языке Хорезма. Тогда я вручил ему лепешки хлеба. Он взял их и сказал: “Проезжайте, я смилостивился над вами”.

А на берегах Средней Волги Ибн Фадлан обращал в ислам "сакалибов", т.е. славян.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 16:51
А кто тогда, тоже перечисленные ,русы? Значит, славянами он назвал булгар, предков современных татар.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 20:53
"Русы" это викинги, которые потом стали русскими...

"Сакалибы" Ибн Фадлана это славянские племена (может быть именьковцы или кто-то еще).

Булгары - это тюрки, которые составляли элиту Волжской Булгарии, основным населением которой были славяне и фино-угоры.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 07:30
Блгары это чуваши.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 12:32
Болгары - это болгары и живут они на Балканах вдоль Дуная.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

МОСБАШ 12.06.2017 17:44
12.32 я разговаривал с одним болгарцем, и спросил его что у них говорят про В. Булгарию, он грит, что это их родина.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 19:37
Кстати, так называемые «русскоязычные татары», значительная часть которых душой болеет за татарский народ; в том, что они не владеют татарским языком, не их вина; они стремятся приблизиться к проблемам своего народа, изучают историю, пытаются выучить татарский язык. Но некоторые индивидуумы из кичливых татар своим грубым, бестактным отношением к ним, отталкивают их от общего дела. Отталкиваемые остаются меж двумя огнями, татары их называют «русскими», для русских они все-таки остаются татарами. Собственно, крайние националы-татары делают грубейшую ошибку, отталкивая их от себя. Ведь они могли служить нам, общим нашим целям. Не

воспринятый татарами русскоязычный татарин, если он умный, зажав обиду на своих сородичей, все равно будет стремиться к сближению со своим народом, в конце концов, татары его примут как своего. Иной, отвергнутый крайними националами русскоязычный татарин, уйдет в стан оппозиционеров и совершит больше вреда татарскому народу, чем нетатарин; как правило, такие становятся прислужниками шовинистов.
11 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 13.06.2017 11:14
Согласен, но думаю любой русскоязычный татарин в РТ хотя бы чуть-чуть знает и татарские слова и желает знать татарский язык лучше. То есть он и татароязычный, но ему легче говорить на русском, чем на татарском. Возможно таких татар уже большинство, поэтому согласен, при разработке концепции развития татарского народа, очень важно ориентироваться на таких татар. В частности учитывать и использовать их заинтересованность в сохранении татарского народа. Предоставлять им возможности активно участвовать в процессах сохранения языка и народа татар и совершенствовать свое знание татарского языка.
2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

МОТОЦИКЛ 10.06.2017 19:46
Выкинте на помойку этот коньюктурный исторический хлам,все на борьбу за справедливое распределение общественного богатства на борьбу с мракобесами за социальный прогресс.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 19:56
Марксисты тоже с таких призывов начинали...

А кончили убийствами десятков миллионов ни в чем не повинных людей...
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 09:52
арабы тоже не далеко ушли со своим вариантом ислама. Вы нашли с чем сравнивать
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 10:01
Лозунги-то у "Мотоцикла" самые общие - ни о чем.

Именно так и завлекают людей под видом "борьбы за справедливость" в террористические организации - хоть марксистские, хоть "религиозные", хоть "экономические" (навальщина и др.).
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 21:37
Сколько разговоров про русскоязычных татар, будто они ни на что не способные, какие-то тупые. Что стоит выучить родной язык в наше время? Самое большее год постоянных занятий-тренинга (даже не упорных) с "собутыльником", коллегой, постоянный просмотр татарских программ, особенно новостей, прочитать одну книжицу, выучить одно стихотворение наизусть, выучить одну песню и петь ее постоянно. Иметь словарь. И все. Потом пойдет автоматически по нарастающей, которой предела нет, как и в любом языке.
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 08:18
Сразу видно -это совет дилетанта.
Вот все у вас так! Пытаетесь рулить процессами, не имея представления о том, каков будет результат.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 12:42
А ты попробуй.
А мы изучаем, кроме родного татарского языка, еще русский, английский и арабский языки.
Это происходит как будто по ступенькам поднимаешься все выше и выше.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 16:43
единственным живым языком булгарской группы считается чувашский, а не татарский. Чувашский язык татары не понимают
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 13.06.2017 08:43
Понимать, читать и произносить можно научиться, а вот писать? Без написания это не наука- сублимация
2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 23:40
Идея суверенитета не столько исчерпала себя, сколько неверно истолкована и использована руководством РТ, а в результате в таком виде не принята народом РТ.
Все сведено к экономическому суверенитету и обогащению приближенных руководства РТ. Это вроде чуть-чуть есть.
А основной смысл суверенитета РТ заключался в получении возможности поддержки языка и народа татар. А этого нет.
6 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 10.06.2017 23:44
Автор рассказывает о переписывании истории русскими тогда, как плохое явление, но предлагает её переписать, сегодня и пытается оправдать это. Он либо людей за дураков держит, либо намеренно травит людей и сталкивает лбами.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 02:11
Плохо когда нас поучает истории человек вешавший на уши курсантам лапшу по марксистской философии, знающийй ее только по краткому кусу истории партии и его 4 главе, имеющий заочное образование по истории и не знюющий языков. Что касается постоянноянного стеба о татарских корнях того или другого деятеля,то они давно не имели никакого отношения к татарам , и нередко были большими антитатарскими шовинистамиш, чем исконные русские чиновники. ВАЖНО не кто были предки, а кем чувствует себя человек. ДИЗРАЭЛИ, (это для тех кто не только стучит на клаве, а читает еще книги.), был евреем, но болщего имперского англосакса трудно найти, янычары в своем подавляющем большинстве дети славян, воспитанные на догмах ислама, найдите более жестоких исламистов чем они.К сожалению ряд комментов написан челами историю не знающими и получающими знания из комментов в инете от подобныыж себе бааальших сипециалистов.
-3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 13:10
\\Плохо когда нас поучает истории человек вешавший на уши курсантам лапшу по марксистской философии\\ - Хакимов никогда не был военным и не обучал военных, вы его с кем-то путаете.
2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 17:20
13.10. ЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ.Речь не о Хакимове, а отставном от всего пенсионере, поучающем всех, в том числе в БО.
-4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 18:52
А прием здесь он? В данный момент обсуждается статья Хакимова, а не отдельно взятый комментатор.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 11:39
17:20 "... отставном от всего пенсионере, поучающем всех..."
То есть вы "такой молодой" (значит "юный октябрь впереди") отказываете тем, кто старше вашего поколения, в присутствии в информационной среде, в участии в общественной, политической жизни вообще?
Ф. Сафиуллин "попадается" мне на БО м. б. 1-2 раза в месяц. И то - вряд ли. Но он-то хоть владеет тематикой обсуждаемых на БО вопросов. Чего не скажешь о многих новоиспеченных выпускниках школы, обладателей диплома вуза и прочих академий-МБА. Он обладает опытом реальной политической деятельности. Сумел научиться "бегать" и делать ссылки на источники инетовской информации и много чего еще, о чем не знают тутошние "кузнецы клавиатуры"...
В общем, свои ляпы в комментах делать можете, но не стоит унижать "энтого пенсионера". Других-то ведь нет здесь пока, ни русских, ни татарских, ни других.
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 07:54
Хакимов пишет, что в детстве у них в семье говорили на татарском. Интересно, сегодня традиция говорить на татарском языке сохранилась в семье Рафаэля Сибгатовича, его дети и внуки говорят на татарском языке?
4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 08:09
Ибрагим бен Мухаммад не был основателем Елабуги. Зачем наврали? А еще детей учить пытаетесь! Елабуга никогда не была туркменский единицей: ни политической, ни административной.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 08:41
Сравните масштаб личностей: Иван Грозный и никому не ведомый Ибрагим Бен Мухамад. Памятник Ибрагиму есть, а Грозному нет.
-4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 08:54
Признание историками-учеными (а вслед и за ними политиками) факта добровольного принятия некоторыми племенами славян ислама в 922 году на Средней Волге (который напрямую констатирует ученый секретарь араб Ибн Фадлан в своих "Записках") позволит совершенно по новому взглянуть на историю народов не только Поволжья, но и народов прилегающих территорий - Кавказа, Урала и др.

У славян и их потомков появляются две "реперные" точки, точки флуктуации, точки крутого изменения их истории.

Добровольное принятие в 922 году славянами ислама на Средней Волге.

И насильственное в 988 г. крещение славян на Среднем Днепре.

Осмысление факта добровольного принятия в 922 году славянами ислама позволяет совершенно по-новому взглянуть на многие спорные вопросы и "белые пятна" истории народов РФ.
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 11:06
Основываясь на факте (зафиксированном ученым арабом Ибн Фадланом) добровольного принятия славянами ислама в 922 году в Среднем Поволжье, можно предложить следующую "схему" развития событий.

Вытесненные с благодатных прикаспийских степей братьями-хазарами, принявшими иудаизм, булгары мигрируют в разных направлениях.

Часть булгар с ханом Аспарухом мигрирует на Дунай и подчиняет себе дунайских славян.
Аспарух становится "царем дунайских славян".
Позднее тюрко-булгарская элита принимает христианство и создает православное государство Дунайская Болгария.

Другая часть булгар мигрирует на Среднюю Волгу и подчиняет себе славянские и фино-угорские племена.
Алмуш по Ибн Фадлану становится "царем славян", принимает ислам вместе с подданными и создает мусульманское государство Волжская Булгария.

Третья часть булгар уходит на Северный Кавказ, но "добрых" славян и фино-угоров там не находит - "царствовать" не над кем.

Археологические находки и письменные источники не противоречат указанной "схеме" развития событий.

Становится понятна тесная связь (экономическая, политическая, культурная и т.д) между мусульманской Волжской Булгарией и православными Киевской Русью и русскими княжествами - Владимиро-Суздальским, Московским и т.д.
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 17:00
А кто же тогда русы, которых тоже упоминает Ибн -Фадлан?
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 20:55
Вмкинги.

В Национальном музее РТ есть потрясающая коллекция мечей викингов 6-11 вв.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 16:34
Русы-самоназвание после прихода Рюрика.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

ПАНАЛЕКС 11.06.2017 09:01
А меня вот раздражает "академик Хакимов" - кто-нибудь может пояснить: он стал академиком по принципу принятому во всем мире - выдвижению наиболее выдающихся ученых голосованием ученых в академиях наук, или по уникальному, единственному принятому только в РТ принципу - назначение академиком указом президента М.Ш. Шаймиева? Кстати а какова роль самого Хакимого, будучи одной из ключевых фигур в администрации М.Ш. Шаймиева, в том что "татарские ученые" - "академики" стали назначаться из лояльных клану, а не из самых выдающихся ученых? Вот и результат 25 лет с татарским языком, литературой, историй и, в целом, с культурой, как говорится - налицо...
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 13:13
Вообще-то, вы можете стать членом "Нью-Йоркской академии наук", заплатив 200 долларов. И таких членов там уже 200 тысяч "академиков". Разные есть академии.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 16:57
хакимов сам, в начале статьи,неподозревая,написал про состояние науки и культуры сегодня. Что творится с премиями,званиямию,должностями.Тукаевскую премию не давали сомнительным.....А сейчас-пожалуйста! Так и Академиками раньше становились по-другому,а сейчас...
2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 11:56
Раньше не было республиканской академии РТ. Было Казанское отделение (центр-филиал) союзной. Хотя в Прибалтике, Туркмении, у киргизов, таджиков и других сопоставимых по экономике и населению республик академии были.
Тематика таких региональных академий не может быть всеохватывающей. Для этого существовала АН СССР. Но критерий научности должен был соблюдаться. Каждый специалист в своей области науки это понимал.
И АН РТ тематику должна постоянно оптимизировать. Разумеется, соблюдая требования объективной научности. И это первое требование, которое знает любой "научный работник, сотрудник", если он претендует на признание в среде коллег-специалистов.
3 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 09:27
Хватит заниматься болтовней о татарских ПРАЩУРАХ
русски аристократов и других деятелей. Они давно утратил связь с татарами и даже более шовинисты чем многие русские. ЧЕЛОВЕК- тот кем себя ощущает, для тех кто не только стучит по клаве но читаете бумажные листы с напечатанными буквами, книгами их называют, напомню, что премьер Веикобритании Дизраэли этнический еврей, был большим англосаксом по поведению и взглдам чем многие англичан, а янычары - славяне в основном, взятые в плен детьми были большими мусульманами, причем жестокими, чем сами турки.
4 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 10:16
Так скучно же, у кого есть свободное время.
Работы достойной (в смысле целей и оплаты) нет.
Вот и развлекаются...
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 12:05
09:27 "Хватит заниматься болтовней о татарских ПРАЩУРАХ..."
А что вы хотите, если до династии Романовых не было деления на русских и татар в современном понимании. Это был единый суперэтнос, который специально раскололи, ослабили ставленники западноевропейцев после Реформации 16 века.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 12:23
Славяно-тюрко-угорский суперэтнос существует в РФ и ныне.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 13:06
Историку. 10.06.17. 13.05. Вы пишете, что нужны открытые лектории. Да, очень нужны. И они очень интересны горожанам. Это я точно знаю. И даже несколько раз открытые лекции об истории татар прочли сам Хакимов и сотрудники его института, но все очень быстро закончилось. Не захотели продолжить чтения. Надо, все-таки, на государственном уровне решать эту задачу.
2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 14:05
Возможности интернета по охвату аудитории несопоставимы с "живой" лекцией. При определенных условиях можно организовать лекцию, семинар, коллоквиум в режиме реального времени, с вопросами и ответами, с последующей выкладкой записи в Ютьюбе.
В общем есть способы разные. Главное контент нужен качественный по содержанию. Без воды и ненужных препирательств, оскорблений.
2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 20:59
Начать можно с обсуждения "сакалибов"-славян принявших по утверждению ученого араба Ибн Фадлана добровольно ислам в 922 году на Средней Волге.

Это базисная, репертная точка, точка флуктуации истории многих народов Поволжья и современной РФ.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 21:34
Это произошло после смерти Рюрика. А раньше Ислам и Христианство были одинаково ходимы на Руси. Даже молились в одних храмах( хароонах Мары, Рода и Макоши). Сейчас музеями называются.
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 21:36
Сакалибы это соколята, старое название русских.
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 07:33
Начать надо с того что Фадлан сказочник.
На Волге он не был.
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 12:12
Аргументы-то у Вас есть?

Или Вы обычный провокатор?
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 20:51
Хорошая статья. Трезвая и обьективная. Без реверансов в сторону великодержавного мэйнстрима, что уже по нынешним временам близко к подвигу.
А.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 21:20
Ну Вы "загнули".
Статья, да - трезвая.
Может быть - объективная.

Но вся статья это даже не "реверанс" - это чистейший "великодержавный мЕйнстрим".
Татарский...
И это хорошо.

Ну а подвиг это или что-то другое покажет только время.
-6 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 22:01
Суть стать - ее квинтэссенция:

"...в Татарстане идея суверенитета себя исчерпала...".

И это правда...
Горькая правда.
Но почему так случилось уважаемый академик сказать побоялся.
И зря.

Умолчание отражается и на безопасности не только РТ, но РФ.
А может и всего мира...
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 11.06.2017 22:25
"Идеи" больше нет...
Есть только деньги...

Сатана там правит был,
Люди гибнут за металл...
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 12:37
\\"...в Татарстане идея суверенитета себя исчерпала...".
И это правда...Горькая правда\\ - Это неправда! Идея суверенитета никогда не исчерпает себя, пока на свете есть наш татарский народ.
0 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 13:29
К сожалению на провокационные митинги Навального ходит народу гораздо больше, чем на митинги в поддержку национальных языков, культур, образования и т.д.

И это относится не только к татарам.
Но и к русским, чувашам, мордве, башкирам и др.

Да по всему миру не лучше.

Например в Сингапуре, где почти 80% населения составляют китайцы, государственным языком является английский.

Западная Европа массово отказывается от суверенитета в пользу сытой жизни.
И т.д. и т.п.

Что-то происходит на планете Земля.
Но философы молчат, а "избираемые" политики безумствуют...
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 14:05
Идея суверенитета...
Это сложное явление. На самом деле 90% граждан страны не знают, что это такое. Там есть философские, общественно-политические, правовые, социологические, экономические, этнологические и другие аспекты.
Политиканы как правило выпячивают одну-две стороны проблемы в данный момент времени, на данном митинге, дебатах, дискуссии для завладения потенциальными "сторонниками", проталкивания себя к власти и другим ресурсам..
Конкретно: надо понять, что земля, родина нынешних "татар" - это вся территория условно бывших РИ, СССР, а, вообще, исторически - вся Евразия от океанов до океанов.
-6 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 14:17
Не надо демагогии, дескать, все вокруг наше татарское, от океана до океана. Евреи вон тоже по всему миру проживают, однако насмерть бились, чтобы создать свой Израиль с территорией всего 22 тыс кв км (это 1/3 от площади нашей республики). Евреи умные, они не живут умозрительными химерами.
5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 14:30
14:17 Характерный пример одномерного мышления.
-6 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 14:33
А двумерное мышление какое?
5 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 12.06.2017 15:36
Израиль единый военный лагерь, окруженный "врагами"...

Впрочем так становится по всему Миру...

Посмотришь на коттеджные поселки вокруг Казани, которые окружают высоченные стены.
Да и внутри поселков каждый дом как крепость окружена забором...

А вот во времена монгола Чингизхана стен вокруг городов не было...
-2 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 13.06.2017 10:55
Прежде всего экономический аспект. РТ не отказалась от федеральной "сиськи"
-1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 13.06.2017 14:07
А где она федеральная "сиська"? Вот федеральный доильный агрегат действует исправно.
1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 13.06.2017 20:05
Бюджет внимательно читайте: армия, пенсионеры, образование, здравоохранение, ...да мало ли. А федеральная собственность? Пользуетесь?
+1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 13.06.2017 20:47
вмешаюсь пожалуй. Вы так говорите, как будто все, что сделано в этой стране, а в Татарстане в частности, сделали лично вы.
+1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ

АНОНИМНО 13.06.2017 14:59

Для выживания нужна эстетика, но преимущественно внутренняя, например, красивый, развитый язык. Где он, кто над ним работает? Суверенитет наполняется содержанием на новом историческом этапе.
+1 ПЛЮС МИНУС ОТВЕТИТЬ
Оставить комментарий

Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерированияОставить комментарий

Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/blog/348378