Под сенью русского креста

Любовь Шикторова
Под сенью русского креста
Лев Гумилёв

Образование России – явление новое. А чтобы создать новое нужна какая-то смесь. Например на Руси 12-13 веков было три типа духовной культуры: папизм, как на западе, когда духовная власть считалась выше светской. И светская получала от духовной просвещение и за это должна была её обслуживать и охранять. Был и цезарепапизм, как в Византии, кода духовная и светская власти были равны. Патриарх Константинопольский был подданным императора, а тот был прихожанином Святой Софии, духовным подданным патриарха через своего духовника. Но он плохо прижился на Руси, потому что первые три века после крещения на нашей земле царило двоевластие: мы верили в леших, домовых, водяных, как верили в святых христианской церкви. Это была смешанная система и довольно неустойчивая.
Но была и третья часть духовной культуры. Некогда, в 5 веке, когда после великих соборов еретики были принуждены покидать родную территорию византийской империи и уходить на восток, в Персию, и дальше, в Китай, то несториане вынуждены были эмигрировать. А там они развернули невероятную деятельность и окрестили очень многих кочевников. Христианство в 13 веке это равноправная религия Восточной Азии наряду с буддизмом, исламом, тибетской религией бон.
Разница между этими частями христианства, этими тремя типами духовной жизни, была очень большая. Именно несторианцы Восточной Азии оказались поддержкой  для духовной власти. В результате монголы и татары, приходившие на Русь, имели в своих рядах от половины до двух третей христиан. И лишь только узурпатор хан Узбек принял в 1313 году ислам как государственную религию, он заявил, что все, кто откажется принять ислам, будут казнены. Кто не пожелал менять свою совесть на жизнь, вынужден был бежать , чтобы сохранить и то и другое. А куда бежать? Они бежали на Русь. Тут их принимали, и с удовольствием. Единственное ограничение, которое им ставилось, чтобы они тот час же крестились. Вот здесь то и началось то смешение, которое и дало толчок к образованию современной России. И не бунчук монгольский, а нательный крест сделал бывшую славянскую и уже вырождающуюся в силу пассионарного спада страну новой страной, русско-татарской с православным исповеданием. При пассионарном спаде различия между княжествами возросли. Всё больше становились непохожими новгородцы на суздальцев, смоляне на рязанцев, москвичи тоже составили особую группу. И оказалось, что объединяла всех только православная вера и церковь, как духовное явление. Митрополит Пётр, его преемник Феогност, грек, но очень применившийся к русским условиям, и, наконец, митрополит Алексий, сын боярина, с помощью Сергия Радонежского – вот они создали на Руси теократию и именно в ней идеократию. Именно эта духовная ценность сохранила цельность российского этноса, не давая ему распасться на части. Возьмите список русских фамилий у Баскакова Н. А., какие фамилии ордынского происхождения вы увидите: Кутузов, Тютчев, Шереметев…
Мы видим, что здесь, на базе этнического синтеза, чувства расположенности, которое давала людям очень веротерпимая православная церковь, удалось создать тот монолит, который мы называем великой Россией.
Журнал «Согласие» январь 1990г.