Пари

Тэхон
Иллюстрация :
в/ч ..104 : слева направо : НТЗ Александр П. (царство небесное, САШЕ...),
Игорь Ю., о ком этот рассказ, Тэхон.
Где на киле ЗВЕЗДА нарисована, - тот самый люк.


Мы – «директоры» самолётов.
2 парковых дня в месяц : углубленные осмотры авиационной техники согласно перечня, который с определённой периодичностью надо проводить на наших летательных аппаратах тяжелее воздуха.
Вот и сегодня один из них. Лето. Жарко.
После переезда на аэродром и построения технического состава, техники самолётов собираются в курилке с ЖэПээСами – журналами подготовки самолёта к полётам для записи перечня осмотров.
Один из начальников ТЭЧ звеньев диктует, мы записываем.
Готово !

После этого идём к самолётам, расчехляем и приступаем к выполнению указанных работ.
Сегодня в списке осмотр состояния тяг и качалок, шлинтов на гайках в каналах управления рулём управления и высоты, гидроусилителя БУ-210.

Для осмотров надо вскрыть огромный люк на стабилизаторе.
Винтов крепления много.
Механики, как всегда, в такие дни – в нарядах, отпущены для решения каких-то своих проблем. Откручивать винты нам, «директорам».
Не у всех есть механические отвёртки. А значит – снова волдыри на пальцах.
Крутим. Осматриваем. Ставим люк обратно. Долго, нудно, но – надо !
Для контроля того, что винты откручивались и указанные узлы осматривались, начальство испустило указ : карандашом на тягах ставить даты осмотров.

За осмотрами и заполнением документации время пролетает незаметно.
Парковый день окончен, построение перед убытием с аэродрома.
- Старший лейтенант Ю. ! – обращается заместитель по инженерно-авиационной службе эскадрилии к одному из технарей.  «За глаза» он имел кличку «Нос», как обладателя носа внушительных размеров. И странную привычку покусывать свои собственные усы губами.
- Я наблюдал за Вами из окна. Создалось впечатление, что сегодня Вы люк не вскрывали и проверку тяг не проводили ! Что скажете ?
Игорь Ю., начинает моргать глазами, изображая ими удивление :
- Как так не проводил ? Проводил проверки в указанном объёме ! Даты стоят ! Можно проверить.

Наши самолёты стоят рядом.
Проводил или не проводил, сказать никто не может. Бывало, хитрили.
На винтах крестовыми отвёртками имитировали их вскрытие, не отворачивая.
Что с тягами случиться может ?
Конструкторы на прочность их считали.
Кто шплинты вытаскивать будет ?
Сами, что ли, выпадут ?
Вряд ли.

По строю пошли улыбки и шепот.
- Проверяли ?
- Так точно !
- Сомневаюсь ! Сейчас проверим !
Эскадрильский УРАЛ-375 для перевозки личного состава уже стоит на стоянке самолётов и готов увезти нас с аэродрома.
Но сегодня покинуть аэродром вовремя – не судьба.

- Проверим ?
- Проверим ! Если не проверяли, объявлю вам выговор. Устроит ?
- Устроит ! А если проверил ?
Предлагаю пари : выговор против 3 литров спирта ! 
Идёт ? – предлагает подозреваемый техник самолёта, вызывая улыбки на лицах технарей.
- Идёт ! – принимает вызов наш зам по ИАС 2 АЭ.

Толпа улюлюкает, смех.
- Два механика, которые у нас сегодня есть. К самолёту ! Взять механические отвёртки.
- Опять… - возмущаются они. Сколько можно ? Сегодня и так крутили сколько !
- Приказы не обсуждаются ! Вперёд !
Появляются «болельщики» : кто-то становится на сторону Игоря Ю., кто-то на сторону зама по ИАС. Желающие с улыбками и шутками передвигаются в направлении самолёта «виновника». Тут же пари заключают все желающие.

Кто-то безразлично залазит под тент тягача.
Кто-то вытаскивает из шкафчиков самодельные нарды и усаживается в курилке.
Не скоро домой попадём !

Поехали !
Игорь закуривает сигарету.
Шутки, смех. Пари не стандартное. Кто победит ?

Механики, чертыхаясь и матерясь, приступают к неблагодарной работе, откручивать винты.
«Нос» предварительно осмотрел винты на люке :
- Видно, что винты сегодня крутили, но это ещё не показатель !
Люк снят. Он поднимается по стремянке осматривать тяги. На них стоит сегодняшняя дата.
Всё… Тишина… Немая сцена у самолёта…

- Чистая победа ? – спрашивает старлей.
Звучит команда начальнику группы СД и САПС старшему лейтенанту П. :
- Налейте старшему лейтенанту Ю. 3 литра спирта !
Ю. улыбается :
- Я вам налью, механики ! Не вопрос !
Они уже ставят люк обратно.
Народ подтягивается к тягачу, задавая вопросы Игорю : что, да как ? Почему ?
Он молчит.
Приносят трёхлитровую банку с «чистым и вкусным», которая опускается в портфель победителя.

Долго молчал Игорь, а потом поделился своим «секретом».
Оказывается, если намочить ветошь водой и стереть дату предыдущего осмотра, карандашом, через лючок САРПП-12, можно написать дату осмотра на тягах.  Не удобно, места мало, но можно.
Что и было сделано.

«Передовой» опыт был взят на вооружение, но делалось это осторожно.
Всё-таки безопасность полётов превыше всего.

«18» июня 2017 года.

P.S. : много лет спустя, будучи в Краснодаре, ехал в трамвае.
На одной из остановок в вагон вошёл мужчина с большим носом, покусывающий губами свои усы.
Это был он ! Наш зам по ИАС 2 АЭ.
Обменялись номерами мобильных телефонов.
Не звонил…