И стала поэзия смыслом жизни...

Вячеслав Харитонов 2
   Вячеслава Харитонова я впервые встретила ещё в 1980-е годы, когда с Владимиром Сидоровым и Анатолием Ульяновым они приехали в нашу библиотеку, читали стихи и рассказы, и мы впервые увидели "вживую" настоящих писателей. Подружились мы в 2005-ом, когда он, лёгок на подъём, приехал на презентацию в Доме культуры моей первой книги "Но прошлое в нас не уснуло. Из истории села Старая Рачейка". Удачно выступил, а позднее стал редактором ещё трёх моих книг. Автор почти тысячи стихотворений, поэтических сборников "Околица" (1985 г.), "Полустанок" (2004 г.), "Всплески" (2011 г.), "Полынок" ( 2012 г.), член Союза писателей России, лауреат областной литературной премии имени Виктора Багрова и Всероссийской литературной премии "Мастер", Вячеслав Владимирович всегда остаётся простым и доступным, добрым, деликатным, тактичным человеком и хорошим товарищем. Поэтическому слову он посвятил всю свою жизнь.
   ...В войну Слава мальчиком жил у тётки в деревне. Муж тётки был лесником, детей они не имели и считались зажиточными. Держали скотину, пчёл. В его деревенских воспоминаниях остались понятия, как ухаживать за пчёлами, гнать мёд, играть в забытые горожанами игры ( клёк, городки, чижик, муху и т.д.) с деревенскими ребятами. Один из них, Толик Яшин,- начитанный парень. Улягутся, бывало, с ним на сеновале и по очереди пересказывают прочитанные истории, сказки и книжки. Толик знал содержание большего количества книг. Славе поэтому приходилось фантазировать. Получалось складно, друг верил. Воспоминания об этом воплотились в стихи:
 
     Мы лежим под соломенной крышей.
     Сеновал нас вознёс к небесам.
     Пересказано несколько книжек -
     Начинаю выдумывать сам.

     Яшин Толик, приятель мой лучший,
     Примостившись под самой стрехой,
     Затихает на всякий случай,
     Хоть рассказчик он сам неплохой...

   В школе Вячеслав записался в детскую библиотеку, потом - ещё в две городские. И читал всю жизнь. Любил читать о раскопках, книги по археологии, интересовался историей, геологией, что и проскальзывает в его стихах. "Куда ты, очкарик, в геологию? Совсем зрение потеряешь",- сказали в приёмной комиссии нефтяного техникума, куда он пришёл подавать документы на геологическое отделение. По настоянию дяди поступил в трикотажный техникум.
   Стихи стал писать в техникуме, принёс их как-то в городскую газету. Какая-то журналистка, не разглядев в нём поэта, их раскритиковала. Его первое стихотворение "Идут солдаты" опубликовала в 1963 году армейская газета "На боевом посту". Тогда он, солдат-первогодок, выпуская стенгазету, поместил в неё свои стихи, а замполит посоветовал послать их в окружную газету. Так стал Вячеслав посещать литобъединение Московского округа ПВО. Занятия вёл член Союза писателей Юрий Леднев. Приглашал он на них пишущих людей отовсюду. Даже приезжал как-то редактор газеты с Чукотки. Вячеслав предложил ему свои стихи. Их опубликовали и выслали ему газету чуть ли не с другого конца света.
   В университете на факультет журналистики, куда он приехал поступать после армии,- семь человек на место. А у него ни характеристики, ни рекомендации от газеты. "Поступайте в общем порядке",- сказали в приёмной комиссии. Он подал документы на филфак пединститута, и не пожалел. Здесь уделялось пристальное внимание секретам языковых соотношений, этимологии слов, углублённому изучению русского языка. Изучал древнеславянский язык, языкознание, местные диалекты. На помощь многодетной семьи рассчитывать не приходилось, поэтому порой работал одновременно в трёх местах: в лаборатории профессора-психолога Перова, в институтской многотиражке "Народный учитель", даже в типографию газеты "Уральский рабочий", где освоил печатанье на машинке и вёрстку газеты,  имел доступ. Работать в школе пришлось лишь на практике. Пока ездил домой после окончания института, на его место кого-то приняли. Вернулся в Сызрань и устроился по техникумовскому диплому трикотажника механика - на Тяжмаш...
   Начал печататься в заводской многотиражке "Машиностроитель", а также в городской и районной газетах. В городе всегда была творческая обстановка. Из Самары приезжали писатели Борис Сиротин, Борис Соколов, Иван Никульшин... Встречались с людьми, читали свои произведения, читатель подсказывал новые темы. Стал, будучи уже членом секции поэзии при Союзе писателей, участвовать в областном литературном фестивале "Жигулёвская весна", благодаря чему хорошо узнал область. В каких только районах не выступали!
   - В "Красное Приволжье" я всегда приходил как в дом родной,- говорит Вячеслав Владимирович.- Здесь работали: Анатолий Давыдов - хороший поэт, автор детской книжки "Когда просыпаются кувшинки" и взрослой книги стихов "Солнце в березняке", замредактора Анатолий Ульянов, переманивший меня с завода в районку, за что я ему на всю жизнь благодарен. У него при жизни вышло четыре поэтических сборника: "Стрижи", "Перед рассветом", "Рожь зацвела", "Осенние колокола", а пятый, "Последняя тетрадь", вышел посмертно. Его мы с Олегом Портнягиным и Лидией Невской собрали по вырезкам из газет. Отличным прозаиком зарекомендовал себя Владимир Сидоров, за книги сельских рассказов "Протока" и "Прогулки в медовый месяц" принятый в Союз писателей СССР. Писал стихи и выпустил книгу рассказов для детей "Про Димку и Ромку" Владимир Рыбалко, а рукопись второй книжки "Солнышко с косичками" была опубликована уже после его кончины в приложении к журналу "Сызрань вчера, сегодня, завтра". Ответственный секретарь Владимир Филиппович Истомин, большой эрудит и книголюб, хорошо разбирался в растениях и грибах. Мы с ним и с Рыбалко ездили в наши леса по грибы, и на Волгу - на рыбалку. Ловили на спиннинг и удочками щук, окуней, прочую рыбу. А там и костерок, и уха, и задушевная беседа. Удачные снимки были у Владимира Байера, с ним было приятно общаться. Через Людмилу Астахову проходили все новости из населённых пунктов по культуре, образованию, здравоохранению, письма трудящихся. Она опиралась на актив селькоров, а в последнее время у неё открылся талант писать чудесные рассказы и воспоминания. Их было интересно читать.
   Большую роль в моей жизни сыграл редактор Алексей Фёдорович Зотов. Долго ко мне присматривался, а потом и предложил перейти в редакционный коллектив. "Будешь выполнять норму рядового журналиста,- сказал Алексей Фёдорович,- примем тебя в партию, дадим жильё...". Вскоре я получил квартиру. А позже, уже в райкоме партии, был инструктором идеологического отдела, писал методические разработки для партучёбы, курировал несколько парторганизаций (ЛПУ МГ, рыбколхоз, станцию технического обслуживания).
   Перед тем, как направить в хозяйства, редактор нам подсказывал, у кого взять материал, о чём с кем поговорить. Про себя мы посмеивались: "чудит старик", но это было очень полезно. Редактор и сам много писал. Иногда предупреждал: "Беру эту тему на себя". И мы её не трогали. В газете была полезная рубрика "Экран действенности". На критический материал нам отвечали о прирятых мерах, возвращались и мы к напечатанному. Будучи уже на заслуженном отдыхе, Алексей Фёдорович плодотворно работал над районной "Книгой Памяти", она двухтомником вышла к 50-летию Победы и ещё при жизни её составителя стала ему достойным памятником.
   - Поэзия - моё главное увлечение,- продолжает герой очерка,- смысл жизни. Люблю бродить по лесу, собирать грибы, ягоды. Это настраивает на лирический лад, на раздумья. Не писать уже не могу: привычка выработалась. Останешься один в лесу, о чём-то думаешь,- невольно приходят какие-то образы. Иногда стихи рождаются, когда идёшь на работу, остаётся только сесть за стол и записать. Они приходят, будто кто-то подталкивает, стоит только написать первую строчку. За одну прогулку в лес иногда приносил три-четыре стихотворения...
 
     Тускнеет заката опал.
     Шагаю по лесу усталый.
     Но лист на плечо мне упал
     Ладошкой своей пятипалой.

     И разом слетела с души
     Тревожного времени смута.
     И мысли, как прежде, свежи.
     И хочется верить чему-то.
 
   Второе моё хобби после "тихой охоты", как назвал сбор грибов Владимир Солоухин: рыбалка. Ей занимаюсь с первого класса. Естественно во время ловли о стихах не думаешь: азарт поклёвок и подсечек всё перевешивает. Зато дома всплывают незабываемые воспоминания о ночёвках у костра, восходах и закатах на родной реке или заповедном озере. И возникают поэтические образы или даже прозаические зарисовки. Такие, как "Рыбки моего детства"(опубликована в журнале "Сызрань вчера, сегодня, завтра") или "Неожиданные трофеи"(газета "Красное Приволжье", "Как я осваивал спиннинг"(газета "Волжские вести в субботу"). Но проза прозой, а приоритет всё-таки остаётся за поэзией. Так рождаются целые циклы стихов о рыбалке. Например, в сборнике "Полустанок" ей посвящена глава "Рыбацкий фарт":
     Мерцает перфокарта ночи.
     Костра играют огоньки.
     И ничего-то ты не хочешь
     В магическом плену реки.

     Не тяготит тебя ни крошки
     Налёт житейской шелухи.
     Здесь счастлив ты, склоняясь к ложке
     Янтарно огненной ухи.

   Но жизнь многогранна и непредсказуема. Увидал однажды в лесу грушу. Так родилось стихотворение "Дикая груша". Встретившийся по дороге из леса пастух по доброте душевной подарил мне сетку с картошкой, высыпавшейся из грузовиков, перевозящих её с поля в хранилище и собранный им. На его плече заметил прилепившийся репей, внезапно подсказавший тему нового стихотворения:

     Простое звание пастух,
     А всё-таки - профессия.
     Пускай сложеньем щупл и сух,
     Зато живётся весело...

     За ним - овчарка, хвост трубой.
     Пройдёт - и не оглянется,
     Он в Штатах звался бы ковбой,
     Рубаха был и пьяница.

     У нас - Иван иль Тимофей,
     А подвернётся стопочка -
     И на плече его репей,
     Как маршальская звёздочка.

   На работу и на дачу ездил мимо тюрьмы. Однажды в автобус вошла старушка после свидания с сыном, и ей уступили место. Так родились стихи "Ехала в автобусе бабуся". Жизнь сама подсказывает темы, настраивает на лирику...
   - Вячеслав Харитонов большой лирик, хотя у него есть хорошие публикации и в прозе,- подтверждает поэт, композитор и бард Валентина Юдина.- Поэтические образы у него рождаются на каждом шагу. Стоит ему, например, только увидеть капельки дождя на проводах, и рождаются такие строки:

     У водостока в синих лужах
     Пускает август пузыри.
     И, как шары в бильярдных лузах,
     Висят под крышей сизари.

     По проводам скользя, прозрачны,
     Сверкают бусинки дождя.
     А ты спешишь в автобус дачный,
     От поцелуя уходя.

   Это очень отзывчивый, ответственный и мягкий человек. На его стихи, больше, чем на стихи других авторов, я написала более пятидесяти песен. Благодарна ему за то, что взял в сборник "Серебряные родники", который составлял к юбилею района, мои первые наивные песенки. И пригласил на городское лито. Он его возглавляет более тридцати лет. Литобъединение - очень хорошая школа. Начинающие и зрелые авторы здесь общаются, разбирают чьё-либо творчество. Учимся на чужих ошибках, чтобы не допускать своих. Читаем по кругу своё, знакомимся с теорией стихосложения, с жанрами и поэтическими приёмами...
   Находясь в постоянном творческом поиске, В.В.Харитонов много работает. Подготовил к изданию ещё два поэтических сборника. Авторы, которых по-отечески опекал, тоже уже имеют по нескольку книг. В их числе Галина Елисеева, Надежда Чванова, Людмила Фёдорова...
   В 2012 году Вячеслав Владимирович отметил 70-летие. Возраст зрелый, но пожилым он себя не чувствует. А это - хорошая черта. Когда у поэта есть интерес к жизни, когда он продолжает открывать мир и радоваться новым открытиям - его творчество неиссякаемо!
 
 Из книги Галины Журловой "Оставить свой след на земле". Стр.30-37. Сызрань.