Устройте себе честный экзамен

Ник Мессер
Учение Храма - Учитель Илларион - Владыка Красного Луча

НАСТАВЛЕНИЕ 149

Жаждущие власти, силы, влиятельности, обладания, считая при этом, что эта жажда проистекает от бескорыстия и желания великого добра для большинства; полагающие, что лишь ваша собственная, частная схема жизни способна внести порядок в тот хаос, в котором, по вашему разумению, находится сейчас мир, но при этом не сделавшие ни шага, чтобы научиться управлять своей собственной личностью, – к вам Я обращаюсь: устройте себе честный экзамен и выясните, какие препятствия должны быть преодолены не только в вас, но и в других.

Суровая самопроверка откроет в вас те самые качества, которые вы так ревностно выискиваете и стремитесь исправить в других. В вашем случае они, быть может, не так заметны, но они есть и могут проявиться в не меньшей степени как следствие какого-нибудь острого желания или же под влиянием соответствующего окружения. И пока вы не захотите и не будете в состоянии провести такой строгой самопроверки, осознать ваши собственные недостатки и признать свою собственную склонность к ошибкам, вы будете не в силах победить их, равно как и установить причины недостатков вашего соседа, с тем чтобы помочь ему привести себя в порядок.

Одним из первых открытий, сделанных вами на этом пути, будут те трудности, с которыми вы столкнетесь, убеждая других в чистоте вашей цели и мотива, а также ваша способность высказывать справедливые суждения в каждом конкретном случае. Вы увидите, что из-за нежелания других видеть себя такими, какие они есть в действительности, их точка зрения будет совершенно отлична от вашей, и потому на тот период времени они будут совершенно не способны работать с вами в полной гармонии; они не смогут осознать необходимости действовать так, как это видится вам, и потому все ваши доводы будут для них неубедительными.

К примеру, вам кажется, что вы любите какое-то дело или человека. Не желая докопаться в своих мыслях до истинной причины такой любви, вы позволяете предвзятому взгляду на ваши обязательства в отношении этого дела или человека, так же как и их в отношении вас, превратить эту любовь в терпимость, равнодушие или даже ненависть. Вы готовы пройти по горящим угольям, лишь бы выполнить воображаемый или действительный долг или осуществить эгоистичное желание, которое кажется вам достаточно важным. И в то же время вы буквально пронзаете сердце любимых совершенно неосуществимыми требованиями, абсурдными протестами и демонстрациями своей собственной мелочности, совершенно игнорируя ту точку зрения, с которой эти люди вынуждены рассматривать свои поступки и действия.

Все это показала бы вам самопроверка, дав импульс к переменам. Вы должны дойти до самых основ человеческого характера, выбрав из них те черты, которые могли бы развить, и те, что необходимо подавить, а вслед за этим приняться за сознательное выполнение этой работы, прежде чем сможете подняться над вашим нынешним ментальным и физическим окружением. Вы можете сказать, что обладаете такой силой. Но вся беда в том, что вы пытаетесь уловить и изменить следствия уже совершенного действия или поступка, вместо того чтобы докопаться до их первопричины. И как правило, вы совершенно игнорируете колоссальную мощь самовнушения.

Как только вы осознаете, что ваши мотивы весьма сомнительны, как это и бывает в большинстве случаев, – проследите их до корня вашего желания. Если это желание эгоистично, непродуманно или неясно выражено, соберите в себе всю, какая есть, мощь сконцентрированной воли и скажите так: «Я вовсе не хочу этого, хотя мой ум или тело и могут этого желать. Это не отвечает Мировому Закону, а потому не является моим настоящим желанием».

Если вы станете поступать так довольно часто и с достаточным усилием, то в один прекрасный день вы обнаружите, что личные желания сокращаются и постепенно исчезают, уступая место желаниям высшим.

Обнаруженный вами при самопроверке мотив для совершения или несовершения какого-то определенного поступка будет действовать как индикатор, что выявит стоящее за ним желание. Если же оставшиеся в вашем мозгу ментальные отложения, привязывающие к какому-либо желанию, становятся столь активны и настойчивы, что вам трудно освободиться от их власти, то перестаньте им сопротивляться и вместо этого наполните свой ум иными вещами, так чтобы для прежних желаний не осталось больше места, и тогда они исчезнут.

МЕРА ЧЕЛОВЕКА

НАСТАВЛЕНИЕ 150

Независимо от того, с какой точки зрения исследователь жизни проводит свои наблюдения – берет ли он за основу Бога, Природу или даже то, что продиктовано случайными обстоятельствами, – в любом случае даже казуистическому уму должно быть ясно, что сила, придающая материи форму, предопределяет, что ни одна из них – будь то человек, гора или капля воды – не может сохраняться более определенного, положенного ей периода.

Закон Периодичности – механизм, используемый при образовании формы, – действует одинаково точно и неумолимо, определяя время жизни равно как для целой организации людей, так и для отдельного человека, или даже для амебы. Существует лишь один более высокий и важный механизм, нежели периодичность, который может управляться Божественностью в форме Вселенной, и этот механизм есть закон Служения.

Тот, кто достаточно смирен и мудр, чтобы прочувствовать метод, цель и результаты действия этих двух законов на примере жизни других людей и извлечь пользу из этого знания, тот, если пожелает, может сформировать обстоятельства своей собственной жизни так, чтобы они приблизились к той новой форме, которую он смутно ощущает в туманных воображаемых далях. Той форме, что создается вышеупомянутыми Божественными инструментами из субстанции, творимой самим человеком день за днем, согласно плану, детали которого лежат далеко за пределами возможностей его нынешнего восприятия.

И если бы только он мог удовольствоваться тем, что продвигался бы радостно и бескорыстно, создавая субстанцию для этой формы без остановок, чтобы подсчитать накопленные достижения или поздравить самого себя с успехом; или, что еще хуже, если бы не впадал в отчаяние при каждой неудаче в таком созидании, то в один прекрасный день он узнал бы, что, сам того не сознавая, использовался как инструмент для созидания той возвышенности, с высоты которой он вглядывается в вершину уходящей вдаль великой горной цепи.

Но именно в тот момент, когда человек достигает вершины своего первого холма, приходит час его истинного испытания. И тут он должен осознать, что пока он не приобрел той силы равновесия, которая позволит ему держаться на этой высоте уверенно и безбоязненно, пока не понял, что единственная надежная его опора – это посох смирения, до тех пор он неизбежно будет отбрасываться рикошетом к состоянию забвения или к какому-нибудь иному неопределенному состоянию иллюзорности.

Когда звезда человеческой жизни находится на подъеме, когда человек достигает вершины своего первого холма, мера этого человека определяется теми силами, которые руководят его развитием и задают ему направление. Способен ли он достигнуть еще большей высоты познания и мощи в данном жизненном цикле – всецело зависит от того вида, что открывается для него в окружающем ландшафте, а также от местоположения того холма, на который ему предстоит взойти. То есть все будет зависеть от того, откроет ли он для себя то поприще, на котором сможет лучше всего служить человечеству в целом, а также от его способности воздвигнуть божественный престол в своем собственном сердце.

Степень развития ученика, заявившего о себе и принятого Великой Белой Ложей, устанавливается в эти дни разделения быстро и точно. Образно говоря, высота, глубина, вес и значение каждого определяются пределом развития, которого он достиг, и в особенности уровнем развития силы распознавания, постоянства и служения.

Быстрота утраты первого, а затем и последующих качеств представляет весьма печальное зрелище для стороннего наблюдателя, который не способен видеть, что, хотя движущая сила эгоизма и низвергла свою жертву с вершины его малого холма вниз, в долину, эта долина была его естественной средой обитания и будет оставаться таковой до тех пор, пока сила устремления к цели и стойкость не будут развиты настолько, чтобы сохранять точку опоры на этом холме.

Кроме эгоизма, лени и непостоянства, не найдется другого такого качества, которое способствовало бы так падению, как чрезмерный эгоцентризм. Никакая другая форма не распадается так быстро, как форма, построенная за счет чрезмерно развитого эгоцентризма и самодовольства.

Человечество медленно постигает, что мера развития человека определяется Богом и благодаря Его Помощникам открывается сознанию всех тех, кто уже достиг хотя бы одной вершины в своей жизни. Лишь те, кто все еще пасется внизу, на равнине, или на плане своих собственных желаний и страстей, – только они могут быть обмануты человеком-эгоцентристом по той причине, что сами опутаны такой же паутиной неблагодарности, неповиновения и эгоизма, которая и сделала эгоцентрика тем, что он есть, а именно узником самого себя.