Голгофа, Константина Уткина. На разбор

Рихард Мор 2
Поскольку, автор не хочет видеть этот Разбор у себя на странице,

•••
http://www.stihi.ru/comments.html?2017/04/23/3149
http://archive.li/Y2rog
•••

— публикую здесь.

С уважением,
•••••••••••••••••••••••••••••

РАЗБОР. Вначале, цитирую стихотворение, а потом и всё остальное. Итак:

•••••••••••••••••••••••••••••
Голгофа
Константин Уткин 3
http://www.stihi.ru/2017/04/23/3149
•••••••••••••••••••••••••••••

Он проповедовал еще, но
Дорога режет в кровь ступни
И род неверный, развращенный
Кричит – «Распни его! Распни!»

Камнями черни бьют проклятья,
И бесконечен мертвый склон.
Отец, пославший на распятье,
Слепит, как солнце раскален.

И тёрн шипами колет череп,
И крест все весом гнет хребет…
Понять бы сыновьям и дщерям
Что смерть – последняя из бед,

Что лишь порог пред жизнью вечной,
Где нет ни горя, ни тоски…
Крест сброшен с плеч и лег под плечи,
И застучали молотки.

© Copyright: Константин Уткин 3, 2017
•••••••••••••••••••••••••••••

1 Размер: 4- стопный Ямб
2 Схема рифмовки: крестиком
3 Альтернанс: ж/м

•••••••••••••••••••••••••••••
Да, блин... Невольно хочется на этом и остановиться. Ибо, это, какой-то Ужос-нах... Но раз начал, надо продолжить. Во-первых, небольшое лирическое отступление. Константин, во избежание некоторых недопониманий между нами, могущих возникнуть в дальнейшем, — прочитайте этот разбор:

•••••••••••••••••••••••••••••
Рецензия на «Иаков» (Лев Либолев)
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/06/19/5557
http://archive.li/8QkOl
•••••••••••••••••••••••••••••

Во-вторых, — начнём. Итак,

•••••••••••••••
ПЕРВАЯ СТРОФА
•••••••••••••••

•••
Он проповедовал еще, но
Дорога режет в кровь ступни
И род неверный, развращенный
Кричит – «Распни его! Распни!»
•••

Первая строка, просто потрясает своим окончанием. Такое чувство, что у автора совершенно нет слуха. Элемент гениальности — исключаю. Это грубая подделка под окончание — и понятно, что ради Рифманта: ЕЩЁ НО-РАЗВРАЩЁННЫЙ. Поэтому, кто там был развращён, не понятно, — творец пишет. Точнее ремесленник.

Если же взять две строки, — и соединить их вместе, для большей наглядности — то получается какая-то абракадабра:

«Он проповедовал еще, но дорога режет в кровь ступни» — я не знаю, что такое грамотность прозаическая, но поэтическая безграмотность налицо. Двойная, причём. С учётом окончания первой строки и в целом — в тандеме двух строк. Даже тройная. В этой строке, тоже есть ошибка — инверсионная:

«Дорога режет в кровь ступни»

— например, возьмём такую подачи мысли: Парис, не долго думая, пустил стрелу в пяту Ахилесса. Мысли как мысли — придадим им поэтичности. А точнее пустим их в Размеры (одного Метра) —

4- СТОПНЫЙ ЯМБ:

Стреле попасть в Ахила пятку

6- СТОПНЫЙ ЯМБ:

Парис попал стрелою в Ахилесса пятку

Итак, что же получается, — инверсия инверсии, рознь. Несмотря на то, что оба примера неудачные, — второй пример правильный, а первый — нет. Как минимум, он — пародийный: ахило-пяткой. Как максимум, он — безграмотный. Поэтически. Хотя, сказать наверняка, не могу. То есть подтвердить это на основании правил поэтического языка. Которых, собственно, нет. Должен ли я объяснять, почему второй пример — правильный? Если нужно, — объясню. Пока же предоставим возможность, автору задуматься, что Размер Размеру — Рознь. И, что его строка — поэтически безграмотна. Или, как угодно — пародийна. Потому что правильная строка, выглядит так:

•••
Дорога режет ступни в кровь
•••

«И род неверный, развращенный
Кричит – «Распни его! Распни!»»

— Да? А что же у вас, — благодаря такой инверсии:

•••
Дорога режет в кровь ступни
И род неверный, развращенный
•••

— то есть, дорога, просто замечательная. Ибо, она, режет не только «в кровь ступни» — как /в вырез юбкИ/, — она, ещё, «и род неверный развращённый», режет. Опять же, не знаю, насколько это безграмотно прозаически, но поэтически, — это факт.

Сколько уже ошибок в первой строфе? — не сосчитать одной ступнёю.

••••••••••••••••
ВТОРАЯ СТРОФА
••••••••••••••••

•••
Камнями черни бьют проклятья,
И бесконечен мертвый склон.
Отец, пославший на распятье,
Слепит, как солнце раскален.
•••

Опять же... Что-то я уже и устал... Цитирую первую строку этой строфы с двумя последними строками предыдущей строфы:

•••
И род неверный, развращенный
Кричит – «Распни его! Распни!»

Камнями черни бьют проклятья,
•••

Константин, вы, я так понял, — начинающий автор? Да нет, не совсем. Скорее, начинающий автор, наслушавшийся разной белиберды того или иного дурнопахнущего пошиба — как писать стихи. Конкретно, если говорить об инверсиях, — всё, что мы знаем о них, так это то, что инверсия, украшает поэтическую речь. Всё. И больше ничего не надо. Это да. Одну инверсию мы разобрали. Разберём вторую — а после и о переходе поговорим. Итак:

•••
Камнями черни бьют проклятья,
•••

Не знаю насколько правильно, будет по-другому, — но правильней по-любому:

•••Черни проклятья бьют камнями•••

или

•••Бьют камнями проклятья черни•••

И вообще, если взять эти четыре слова, — то это будут самые правильные варианты. А там — кто его знает... Но у вас — точно безграмотный. Или, как угодно — пародийный. И...

говоря об интересном посыле двух инверсий — забавная картина получается. В первой инверсии, множественные по смыслу, ступни — читаются как единственные. Во второй инверсии, наоборот, единственная чернь (толпа), превращается — в множественные черни (толпы). Константин, честно говоря, как так можно писать?

Теперь о переходе:

•••
...Распни его! Распни!

Камнями черни... — ?
•••

Метафора второй строки: «мертвый склон» — сомнительная, даже несмотря на банальный смысл, который получается благодаря такой подаче — смысловой нагрузке предыдущих строк. И, действительно, кто может кричать «Распни его!» — только люди чёрствые душой. Эстетика, просто потрясающая. Человек страдает — а другой философствует на эту тему. Придавая своим мыслям неимоверный полёт — в пространство страдающего человека. Вот, он идёт и думает... — как простой человек.

Последние две строки... Честно говоря, здесь, я пас. Пусть будут.

•••••••••••••••
ТРЕТЬЯ СТРОФА
•••••••••••••••

•••
И тёрн шипами колет череп,
И крест все весом гнет хребет…
Понять бы сыновьям и дщерям
Что смерть – последняя из бед,
•••

Тут, в принципе, тоже говорить не о чем. Кроме, разве что, того, что эта строфа правильная, но — такая же детская. Те же мысли — простого человека. Союз «И», в некотором смысле, — уже достал. Переключение смысла от первой половины строфы до второй, мягко говоря — и есть детский. Так пишут начинающие авторы. Я, правда, уже забыл — почему, — но что-то помнится. Ну и опять же — философствования. «Понять бы...»... Поймите, Константин, даже после двух строк — показанных вами мучений, понимать то, что смерть это последняя из бед, в первую очередь кажется банальным бредом. Если не издевательским. И ещё при такой подаче... «Что смерть — последняя...». Не говоря уже о том, как быстро чернь, превратилась в сыновей и дщерей — кто такие, кстати? Или это, — послание нам? От Константина Виршеписца... Честно говоря... — достаточно.

Стоп. Вторая строка:

•••
И крест все весом гнет хребет…
•••

Я так понял, описка? Правильно — всеМ весом.

•••••••••••••••••••
ЧЕТВЁРТАЯ СТРОФА
•••••••••••••••••••

•••
Что лишь порог пред жизнью вечной,
Где нет ни горя, ни тоски…
Крест сброшен с плеч и лег под плечи,
И застучали молотки.
•••

Здесь, сложно сказать. Практически, всё тоже самое, что и в предыдущей строфе. Единственно, что может показаться интересным это внутреннее и внешнее содержание мыслей — в тандеме двух строф:
•••••••••••••••••••••••••••••
И тёрн шипами колет череп,
И крест всеМ весом гнет хребет…
•••
Понять бы сыновьям и дщерям
Что смерть – последняя из бед,
Что лишь порог пред жизнью вечной,
Где нет ни горя, ни тоски…
•••
Крест сброшен с плеч и лег под плечи,
И застучали молотки.
•••••••••••••••••••••••••••••

Обратите внимание на это:

•••
Понять бы сыновьям и дщерям
Что смерть – последняя из бед,
Что лишь порог пред жизнью вечной,
Где нет ни горя, ни тоски…
•••

и

•••
И тёрн шипами колет череп,
И крест всеМ весом гнет хребет…
Крест сброшен с плеч и лег под плечи,
И застучали молотки.
•••

Константин, а вот это уже, не детский 4- стопный Ямб. Но, продолжим.

Третья строка, последней строфы, мягко говоря, также, мне думается не правильной:

•••
Крест сброшен с плеч и лег под плечи,
•••

— как бы не хотел автор, но правильно так:

•••Крест сброшен с плеч и лег НА плечи,•••

— а почему, – поди знай.

••••••
ИТОГ:
••••••

Совершенно непонятно, для чего написан этот стих. Если только, автор, пишет потому, что ему просто надо писать.

•••••••
ВЫВОД:
•••••••

Совет, начинающим авторам, как надо писать стихи, — перефразируя Вересаева: пишите да обрящете.

С уважением,

Рихард Мор 2   20.06.2017 16:45   •   Заявить о нарушении
•••••••••••••••••••••••••••••
Рецензия на «Голгофа» (Константин Уткин 3)
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/06/20/7223
http://archive.li/dqWeN
•••••••••••••••••••••••••••••

С уважением,

Пээс:

2 Голгофа Константина Уткина. Реакция на критику
http://www.stihi.ru/2017/06/21/7842
http://archive.li/n2ybO

С уважением,