Грамматическая основа предложения - запоминалка

Михаил Предзимний
Прочитайте этот стишок ученикам начальных классов, или даже ребенку-малышу, — да, пусть он половину не поймет, но его это не утомит, а позабавит, а какая-то часть зацепится в сознании (о важных, непременных господах, основах любого предложения, — подлежащем и сказуемом, о дополняющих их — уже второстепенных членах и т. д.) и потом, уже через несколько лет, когда подрастет, он вам скажет: "Ой спасибо, Мамочка, а сегодня на уроке Русского языка мне все так легко далось, как будто я об этом уже раньше когда-то все знал!"

Знай, как таблицу умножения, 
Грамматическую основу предложения!
(Над этим стоит потрудиться,
Скажу вам честно — пригодится!
Ведь "Ворд", в родном могучем нашем,
Не столь силен ещё пока что).

Есть в предложении основа,
Прошу запомнить это слово!

Из чего она образуема:
Из подлежащего и сказуемого!

А может и из одного —
Подлежащего или сказуемого всего!

Есть в предложении главное — непременное!
А есть поясняющее, дополняющее, украшающее —  второстепенное!
 
(Давайте их также придадим гласности —
Дополнение, определение и обстоятельство).
Подлежащее, сказуемое — господа важные, степенные,
А эти члены — второстепенные:

Господа важные скажут, считай, и понятно (разве дополнить),
А второстепенным, без них, лишь пустословить,
В разнобой да невнятно — ничего непонятно!

И НАПОСЛЕДОК, НЕ УСТАЛИ ПОКА ЕЩЕ,
ЧУТЬ ПОПОДРОБНЕЕ О ПОДЛЕЖАЩЕМ:

(Эта подтема сложней в понимании,
Максимум здесь проявите внимания!
И если ребеночек маленький, крошка,
Не читайте пока, подрастет пусть немножко).

Итак, запомнить убедительно
Прошу вас одно:
Лишь в падеже именительном
Подлежащему быть дано!

А если слово в винительном падеже,
Оно  дополнительный член уже!

Этот винительный путать их рад:
«Ну, извините, вот так — виноват».

Падежи те в вопросе "ЧТО?" очень похожи,
Различить их навскидку довольно сложно.

Но, впрочем, попробуем сделать и это,
Запомнив две вот такие приметы:

Вот вам первая примета
(Попрошу запомнить это!):

Винительный часто гуляет с предлогом,
Именительный предлог не берет в дорогу.

ПО ДВА ПРИМЕРА (ПРИМЕТЫ):

1)ИДУ В ДОМ, и 2)СТОИТ ДОМ —
Разберемся с падежом:

1)Если дом стоит с предлогом,
Вариантов здесь не много..?

Не питай пустых надежд,
То винительный падеж!

Этот дом здесь, однозначно,
Так, второстепенный – "дача" :)

2)ДОМ СТОИТ — предлога нет,
Ну, какой у нас ответ?

Раз стоит как перст один —
Это ВАЖНЫЙ ГОСПОДИН.

Дом добротный, надлежащий,
Он часть речи — ...

Вот примета номер два:
У винительного и родительного падежа,
Вопрос ЧТО совпадает тогда,

Когда слова не одушевлены,—
Так что "слово с душой" поищите вы!

Окончание слова одушевленного
Выручает из положения затрудненного!

И чтобы не спутать с падежом винительным,
Существительное замените вы.

1)ВЗЯЛ ТЕТРАДЬ, 2)ЛЕЖИТ ТЕТРАДЬ.
Как падеж определять?

1)ВЗЯЛ за ручку, скажем — маму,
Или Машу, Дашу, Славу!

Что у нас теперь там стало,
Что нам «мама» подсказала?

Окончание на У
Это нас ведет к тому,

Что падеж винительный,
Это уясните вы!

2)ЛЕЖИТ МАМА, СЛАВА, ДАША —
Нет сомнения здесь даже!

Окончание на А —
Именительный тогда!


Вот и все, пожалуй,  отдохните, если вас вымучил,
Да и сам я дальше еще не выучил:)