Прочитайте этот стишок ученикам начальных классов, или даже ребенку-малышу, — да, пусть он половину не поймет, но его это не утомит, а позабавит, а какая-то часть зацепится в сознании (о важных, непременных господах, основах любого предложения, — подлежащем и сказуемом, о дополняющих их — уже второстепенных членах и т. д.) и потом, уже через несколько лет, когда подрастет, он вам скажет: "Ой спасибо, Мамочка, а сегодня на уроке Русского языка мне все так легко далось, как будто я об этом уже раньше когда-то все знал!"
Знай, как таблицу умножения,
Грамматическую основу предложения!
(Над этим стоит потрудиться,
Скажу вам честно — пригодится!
Ведь "Ворд", в родном могучем нашем,
Не столь силен ещё пока что).
Есть в предложении основа,
Прошу запомнить это слово!
Из чего она образуема:
Из подлежащего и сказуемого!
А может и из одного —
Подлежащего или сказуемого всего!
Есть в предложении главное — непременное!
А есть поясняющее, дополняющее, украшающее — второстепенное!
(Давайте их также придадим гласности —
Дополнение, определение и обстоятельство).
Подлежащее, сказуемое — господа важные, степенные,
А эти члены — второстепенные:
Господа важные скажут, считай, и понятно (разве дополнить),
А второстепенным, без них, лишь пустословить,
В разнобой да невнятно — ничего непонятно!
И НАПОСЛЕДОК, НЕ УСТАЛИ ПОКА ЕЩЕ,
ЧУТЬ ПОПОДРОБНЕЕ О ПОДЛЕЖАЩЕМ:
(Эта подтема сложней в понимании,
Максимум здесь проявите внимания!
И если ребеночек маленький, крошка,
Не читайте пока, подрастет пусть немножко).
Итак, запомнить убедительно
Прошу вас одно:
Лишь в падеже именительном
Подлежащему быть дано!
А если слово в винительном падеже,
Оно дополнительный член уже!
Этот винительный путать их рад:
«Ну, извините, вот так — виноват».
Падежи те в вопросе "ЧТО?" очень похожи,
Различить их навскидку довольно сложно.
Но, впрочем, попробуем сделать и это,
Запомнив две вот такие приметы:
Вот вам первая примета
(Попрошу запомнить это!):
Винительный часто гуляет с предлогом,
Именительный предлог не берет в дорогу.
ПО ДВА ПРИМЕРА (ПРИМЕТЫ):
1)ИДУ В ДОМ, и 2)СТОИТ ДОМ —
Разберемся с падежом:
1)Если дом стоит с предлогом,
Вариантов здесь не много..?
Не питай пустых надежд,
То винительный падеж!
Этот дом здесь, однозначно,
Так, второстепенный – "дача" :)
2)ДОМ СТОИТ — предлога нет,
Ну, какой у нас ответ?
Раз стоит как перст один —
Это ВАЖНЫЙ ГОСПОДИН.
Дом добротный, надлежащий,
Он часть речи — ...
Вот примета номер два:
У винительного и родительного падежа,
Вопрос ЧТО совпадает тогда,
Когда слова не одушевлены,—
Так что "слово с душой" поищите вы!
Окончание слова одушевленного
Выручает из положения затрудненного!
И чтобы не спутать с падежом винительным,
Существительное замените вы.
1)ВЗЯЛ ТЕТРАДЬ, 2)ЛЕЖИТ ТЕТРАДЬ.
Как падеж определять?
1)ВЗЯЛ за ручку, скажем — маму,
Или Машу, Дашу, Славу!
Что у нас теперь там стало,
Что нам «мама» подсказала?
Окончание на У
Это нас ведет к тому,
Что падеж винительный,
Это уясните вы!
2)ЛЕЖИТ МАМА, СЛАВА, ДАША —
Нет сомнения здесь даже!
Окончание на А —
Именительный тогда!
Вот и все, пожалуй, отдохните, если вас вымучил,
Да и сам я дальше еще не выучил:)