Мутный Дали из СПб

Мурат Нурмухамбетов
Всемирный Мистификатор и местное надувательство. 

Комментарий к альтернативному мнению неэстетствующего провинциального любителя живописи и искусства.

Мой знакомый регулярно наезжает в Питер-Москву для посещения выставок, театральных премьер, концертов заезжих звезд, не всегда и не особо охотно добирающихся до глубинных чрев Евразийского пространства.

Да! Сейчас есть интернет, который, в мгновенье ока, позволяет услышать и увидеть все то, что когда-то требовало колоссальных усилий и средств даже для весьма поверхностного ознакомления.

Один клик, и ты уже слушаешь лучшие роковые композиции, смотришь недоступные прежде шедевры кино, мало того, совершаешь виртуальные туры по лучшим музеям мира.

Однако, аналоговое, а не цифровое чувство реального физического соприкосновения, такое вот живое общение с оригиналом, подобное непревзойденному скребущему шелесту опускающейся алмазной головки иглы на черный виниловый диск пластинки до момента исторжения первых нот композиции, прошедшей через натужное гудение старого доброго лампового усилителя, ничто не заменит.

Вот так он посетил широко разрекламированную выставку Сальвадор Дали «Сюрреалист и Классик» в музее имени Фаберже.

Конечно же, он прочитал восторженные отзывы «неангажированных» посетителей в интернете, которые в один голос уверяли, что Дали - это Дали!!!

Не сказать, что он являлся его ярым поклонником-последователем, однако, тот счел должным выделить время для похода и стояния в очереди на Фонтанке со своей семьей.

Позже, ошарашенный увиденным, он поделился всеми своими ощущениями со мной.

«Что это было!?» Или он ничего не понимает в искусстве вообще?!

Вот так и я оказался на выставке, с инспекционной целью, так сказать!   

Взойдя в музей Фаберже во дворце Шуваловых на Фонтанке, я получил на входе пару бесплатных синих медицинских бахил.

Как оказалось не зря!

Ведь мне предстояла вполне серьезная операция:
 - во-первых, препарировать искусство великого и неповторимого, эпатажного и непредсказуемого Мастера,
- во-вторых, осуществить детективное расследование факта бестактного надувательства ожиданий Потребителя - простого ценителя вечного и прекрасного.

Прелюдия:

Обыкновенно неласковая питерская погода была в тот день милостива к бесконечному туристическому потоку, ветер был сдержанно-терпеливым и почти кротким, а вечно-дырявые рваные и низкие облака не швырялись коварными зарядами дождя, а солнце очень даже щедро раздавала свои столь редкие пироги-милостыни...

Чего никак не скажешь о мрачном убранстве зал, в которых были выставлены работы маэстро Дали…

Какого эффекта этим добивались организаторы?

Или в мутной воде…., ведь, как говорят шпионы – ничего нет лучше плохой погоды?

Разглядеть в задрапированном полумраке дворца Шуваловых миниатюрные картины великого мастера было очень сложно, разве только подойдя к ним прямо вплотную, а таблички-справки на двух языках рассмотреть было практически невозможно.

При этом размер произведений начинался от 10 см в ширину на 15 см в высоту. Сам замерял!

Что это были за произведения?

Практически вся экспозиция – это его иллюстрации к книге "Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим" и «Божественной комедии» Данте – акварели, выполненные на картонках, плюс фотогравюры… и всё!

Никаких монументальных полотен написанных маслом и сделавших Дали суперизвестным знаковым явлением в мире современного искусства представлено просто не было!
 
Фактически я и мои коллеги по «счастью» лицезреть все это в темном складском помещении, оказались на выставке именно книжного художника и миниатюриста Дали…

Осталось только узнать о том, а не рисовал ли он марки для филателистов?

Но цены за все это были далеко не миниатюрные!!!

Да, конечно, было еще несколько работ размером побольше, подсвеченных изнутри, написанных маслом, правда, всего из одного тюбика, в одной серой и грязной тональности, и которые отнести к самым ярким всемирно известным и программным, ну никак нельзя…

В итоге, выходя из музея, я на себе испытал состояние описанное Леонидом Соловьевым в знаменитой книге про Ходжу Насреддина, в которой он рассказал о самой первой крупной благотворительной афере юного Ходжи, предложившего бухарцам шоу с котом в клетке (ну чем, не кот в мешке?).

Когда каждый посмотревший за деньги на обыкновенного спящего кота в закрытом темном шатре, выходя оттуда, ну никак не мог признаться в том, что его вот так запросто объегорили и потому он ничего не сообщал всем тем, кто последует за ним в шатер, и уже стоит в очереди на собственное аутодафе…

Я же честно скажу, что данная выставка есть фактическое надувательство, и это не только мое мнение – ведь я успел побеседовать на выходе с целым десятком жертв этого выставочного-циркового искусства.

Давайте разберемся, ведь это массовая коммерческая выставка, а не материалы узкоспециальной научной конференции по неисследованным моментам творчества Дали.
 
Дирекция музея Фаберже эксплуатируя известное и раскрученное имя Сальвадора Дали, под эгидой некой эстетской утонченности, выкатила нам «под покровом темноты», неизвестные выполненные на клочках картона, никем не востребованные книжные иллюстрации их позабытых еврофондов.

Не напоминает ли Вам это знаменитый анекдот про барабаны от Страдивари?!

Где хоть одна значимая картина, господа???

Покажите ее, плиз!!!

Ведь мы же доверяем вашему вкусу и высокоэстетскому образованию!

В конце концов, платим Вам!!! 

А Вы нам предоставили странные артефакты, относящиеся к мутному и совершенно неизвестному для основной публики периоду творчества Дали, о котором он может сам и хотел бы позабыть.

Можно ли вообще узнать реальную аукционную стоимость всего представленного нам?

Мой товарищ по институту, выпускник худграфа Саша Мельников, по кличке «Ужас» (видимо из-за обилия чертей на квадратный сантиметр пространства его полотен), в застойные времена прославился тем, что в качестве дипломной работы выставил свои иллюстрации к повести «Вий» Н.В.Гоголя, которые в детализации и тщательности прорисовки совершенно превосходили зарисовки начинающего мистера Дали….

Чем вы хотели удивить?!

Забытыми работами Дали!? Ведь заказ правительства Италии по требованию общественности был отменен…

Публика, прибывшая сюда побродить в сумраке белых ночей, проникнуться особой высокой атмосферой культуры Северной Пальмиры, была заманена в сумрачные сети музея броским именем мировой знаменитости, а в итоге выходила в полном замешательстве и недоумении….

И это есть Дали???? …

Нет!

Это рваческое и потребительское отношение к тем, кто ценит и уважает искусство, ради которого он и прибывает в культурную столицу.

И что он встречает!?

Напишите честно на афише «Неизвестный Дали – книжный художник, миниатюрист и господин оформитель».

Или признайтесь: «Не доверили нам ни «Сон», ни «Постоянство памяти», ни «Атомную Леду», «Искушение святого Антония» и прочая, прочая, прочая…

…Но кто тогда придет в коммерческий музей???

А, может быть, в следующий раз нам покажут интимные личные вещи Маэстро, включая его мистически-загадочные носки и семейные трусы???

Одно могу лишь добавить, что долгое пребывание на данной экспозиции вряд ли благотворно скажется на Вашем самочувствии, ведь, судя по представленному – ох и тяжелый был этот человек - мусье Сальвадор Дали.

В общем, получил полное ощущение, что тебя вежливо и очень культурно надули…, не по хамски, не по МММ-ски, но надули...

Это все равно, что ты купил дорогущий билет на матч клубов-грандов мирового футбола, а те взяли да и выставили на поле второй, или даже третий состав, без Месси, Рональду, Санчеса, Ибрагимовича…

А все самое интересное и яркое, эпатажное и ажиотажное осталось, как всегда там – за бугром!

Стал ли я от этого выше и духовно богаче?

Увы! Воображаемое и представляемое оказалось слишком далеко от реальности!

Эпилог:

Вот так семейный кошелек моего знакомого опустел ровно на 1200 целковых, что он точно ощутил.

В расстройстве от увиденного, он попытался, как сейчас говорят диетологи, заесть неприятность, и хвала тебе Всевышний!, что не запить, как это настоятельно рекомендуют сделать именно в Питере, для чего он забрел в пельменную на Невском, где его счет мистическим образом совпал с указанной выше суммой.

Но там он хоть утолил свой реальный голод! И, Слава Богу!