Шедевры Русского музея Предстательство Божией Мате

Вадим Константинов 2
                Иным картинам много лет...

                Но их осмысливая заново,
                Ты точно наделяешь их
                Совсем иной ценой!..

                Так и теперь, любуясь я
                Иконою Венецианова,
                Смолянок вижу!..

                И Собор
                Встаёт передо мной!..
                27.06.2017.


                Благодарен за вдохновение Ирине Устиновой

            Картина Венецианова "Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного инмтитута" находится в запасниках Русского музея"

 Она была написана в 1832-1835 годах. Это произведение художника называют иконой, после ее освещения в храме. Центральное место на иконе занимает образ Божьей Матери, окруженный поющими Ангелами, под Святой находится монастырь с собором, церкви с голубыми куполами и золотыми звездами. Младшие воспитанницы Смольного института изображены в нижней части иконы. На них надеты коричневые и серые форменные платья. В самом центре картины написан девиз Воспитательного общества. Он гласит: «Призри с небеси Боже, и виждь, и посети виноград сей».

Воскресенский Новодевичий монастырь был возведен по желанию императрицы Елизаветы Петровны. Второе наименование «Смольный» произошло от Смольного двора, который был сооружен на берегу Невы, напротив Охты, в первые годы строительства Петербурга. Строительство монастыря было поручено обер-архитектору императорского двора Ф. Б. Растрелли.
30 октября 1748 г. состоялась торжественная закладка собора . К 1757 г. он был вчерне готов. Начавшаяся Семилетняя война приостановила работы, они были возобновлены лишь в 1762 г. под руководством Ю. М. Фельтена.
4 августа 1764 г. на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины. В 1765 г. на третьем этаже северо-западной башни состоялось освящение церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы. Тогда же в монастырь были назначены игуменья и штат.
Митрополит Дмитрий объявил Синоду повеление императрицы Екатерины II: поселить в монастыре игуменью и монахинь от 12 до 16 стариц «из дворянок, и жития, и обхождения благородного». Первой игуменьей стала Екатерина Ивановна Кропотова, в монашестве Елпидифора, дочь действительного статского советника, президента Вотчинной коллегии, И. И. Кропотова., которая оставалась в этой должности до 1782 г.
К концу XVIII в. число монахинь стало сокращаться, и с 1797 г. их стали перераспределять по другим монастырям. В 1822 г. монастырь прекратил свое существование.
В 1845 г. Николай I подписал указ о возобновлении монастыря.
Собор обширный и светлый, внутри колонны отсутствуют. Пять затейливых куполов слиты в единую архитектурную группу. Высота собора 92 м. Остался неосуществленным проект сооружения величественной 140-метровой колокольни.

В течение многих десятилетий Смольный собор оставался неотделанным и неосвященным. Лишь в 1832 г. по воле вдовствующей императрицы Марии Федоровны работы по его достройке возглавил арх. В. П. Стасов.

Одновременно по проекту В. П. Стасова был выполнен целый ряд работ. Между папертью собора и западными корпусами келий протянулась чугунная решетка строгого классицистического рисунка. По сторонам проезда, устроенного к храму, со стороны площади возвели два флигеля, фасады которых позднее были отделаны в стиле барокко. Кроме того, собор и здания келий обнесли невысокой каменной оградой со стройными башнями- павильонами по углам. (Частично ограда была возведена в 1750-1760-х гг. Въезды отметили портиками из тосканских колонн, перекрытыми лучковыми фронтонами.

20 июля 1835 г. Воскресенский собор был освящен митрополитом Серафимом (Глаголевым).
В украшении приняли участие известные русские живописцы, в том числе А. Г. Веницианов, написавший запрестольный образ, П. В. Басин, Ф. П. Брюлло, А. В. Нотбек, А. В. Тыранов. Венецианов написал для Смольного собора несколько образов. «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института» располагалось в южном приделе св. равноапостольной Марии Магдалины. Эскиз этой композиции в 1839 г. был разыгран в лотерею, организованную в пользу Петербургской детской больницы.

Амвон и ступени сделаны из уральского мрамора, стены и колонны отделаны под белый мрамор и покрыты лепниной. Справа под балдахином было устроено Царское место, с другой стороны – кафедра для чтения проповедей.
Николай I подарил храму дарохранительницу из серебра в виде храма с 24 яшмовыми колоннами. Изготовлена она была ювелиром И. В. Кейбелем по рисунку К. А. Тона.

В 1890-х гг. Ю. С. Нечаев-Мальцев, владелец знаменитой стекольной мануфактуры в Гусь-Хрустальном пожертвовал собору алтарную преграду из хрусталя и бронзы.

С момента освящения собор Воскресения Словущего был поименован собором всех учебных заведений. На его алтарной стене золотыми буквами значились название всех школ и институтов Ведомства империтрицы Марии Федоровны.
В 1922 г. из собора были изъяты все ценности, в 1923 г. он был закрыт.
Некоторое время в здании находился склады декораций. В 1967 г. началась реконструкция, после которой здесь разместили экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра».

До 1971 г. в главном нефе оставался дубовый иконостас В. П. Стасова. Потом его разобрали и сгноили.
В 1990 г. в Смольном соборе открылся концертно-выставочный зал.

21 июня 2001 г. внезапно рухнул центральный крест храма. 12 апреля 2004 г. шестиметровый крест, весом 5,5 т вернулся на свое место.

В настоящее время продолжается реставрация собора. В подвалах собора был открыт бункер, который во время ВОВ использовался А. А. Ждановым. Позднее бункер был оснащен противоатомной защитой. Существует легенда, что от станции метро Чернышевская к подвалам Смольного собора была проложена ветка метро.
В ходе реставрации была обнаружена роспись стен – мягкая и нежная гризайль в коричневых и синеватых тонах. Роспись реставраторы закрепили и законсервировали.