Львиный мост

Вадим Константинов 2
                Это, даже, и не мост...

                Мостик...лёгкий...
                И ажурный...

                Что с летящею стрелой
                Я сравнить готов!..

                Он, как кажется,
                Парит!..

                И парят над ним
                Фигуры
                Удивительно живых,
                Хоть чугунных,
                Львов!..
                29.06.2017.
               

Львиный мост — пешеходный мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурге, соединяет Казанский и Спасский острова. Выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге.
Своё название Львиный мост получил от четырёх чугунных скульптур львов работы скульптора П.П.Соколова, расположенных по углам моста.

Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к Екатерининскому каналу.

Проект моста разработал инженер Г.М.Треттер и В.А.Христианович. Одновременно с Львиным составлялся проект второго цепного пешеходного моста через канал — Банковского. 18 февраля 1825 года оба проекта были утверждены, летом того же года началось строительство моста.
Предполагалось завершить работы к октябрю того же года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Для строительства опор моста была разобрана забутовка набережной (без разборки гранитной облицовки). Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. 1 июля 1826 г. мост был открыт для движения.

Скульптуры львов выполнил академик П.П.Соколов. Работа над созданием моделей продолжалась с мая по сентябрь 1825 года, также скульптором были изготовлены алебастровые формы.

Скульптуру предполагалось чеканить из медных листов, но затем фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе. Скульптуры львов были покрашены белой матовой краской под мрамор.

В 1880 году чугунные литые перила были заменены железными коваными весьма примитивного рисунка, демонтированы фонари, находившиеся на середине моста.

В 1948 году по проекту инженера А. М. Яновского произведена капитальная реконструкция моста с заменой деревянных продольных балок на металлические двутавровые.

В 1954 году на мосту установили новое перильное ограждение и фонари, выполненные по первоначальному проекту, восстановлен белый цвет скульптур львов (после ряда неудачных тёмных покрасок). Реставрационные работы по воссозданию ограждений моста, торшеров с фонарями и возобновлению первоначальной окраски производились Специальными научно-реставрационными производственными мастерскими Управления по делам архитектуры по проекту архитектора А. Л. Ротача и техника Г. Ф. Перлиной.

В 1999—2000 годах по проекту АО «Институт «Стройпроект» произведён капитальный ремонт моста: заменены балки пролётного строения, выполнена реставрация скульптур львов.