Девочковая поэзия

Ольга Верн
Давно собиралась написать о сетевой поэзии, хотя кто только о ней не писал, но я хочу поделиться своими наблюдениями. Есть что-то общее в этом потоке, который можно разделить на несколько направлений: девочковая поэзия (или ДеВаЧкАвОе), потоки сознания (независимо от гендерной принадлежности), стихи на злобу дня (актуально-политические), созерцательно-пейзажные, эзотерические, философские и так далее. С ума сойти, даже не знаю, как подступиться.
Пока начну с первого, итак, девочковая поэзия.

Девочковая поэзия – это не обязательно поэзия подростков, её обильно пишут и женщины бальзаковского возраста. Инфантилизм, скажете? Вот уж не знаю. Скорее то, что авторы находятся в каком-то одном семантическом поле, читают друг друга и далее никуда не идут, соответственно, и пишут одинаково.

Даже не читая стихи, можно сразу по оформлению страницы определить, что перед нами девочковая поэзия. Что на стихире, что вконтакте, что на фейсбуке, вообще, везде в сети – девочковая поэзия снабжается одними и теми же картинками. Как правило, они считаются романтическими: девочка, лежащая на рельсах, девочка на опавших листьях, девочка, сидящая на подоконнике (это уже классика), девочка на карнизе, на крыше, девочка с кружкой чая/кофе/сигаретой, девочка в прозрачной блузке, девочка с голыми ногами в мужской рубашке, девочка в чорном-пречорном пальто, девочка с рассыпанными от ветра волосами, девочка печальная (задумчивая, здесь киты в небе обязательно) или на позитиве – взлетает, бежит, плывёт, движуха, короче. И крылья! Если девочка улыбается, то голливудской улыбкой, если уж грустит, то мама не горюй. Ну, а как вы думаете? Подросткам так и положено, эмоции зашкаливают, они же и стихи диктуют.

По стихам видится следующее. Тем обычно немного – свой богатый внутренний противоречивый мир и любовные переживания. Внутренний мир сложен, как обычно, и находится в борьбе с внешним миром. Даже у мальчиков бывает чаще, которые тоже пишут иногда девочковую поэзию, а именно – жалобы в пространство.  А у девочек это, в основном, уходит в любовные надрывы. Необходимо выпускать пар в интернет и умножать энтропию. Ключевое слово в текстах «хочется». Кстати, я тоже этим грешу, видать, и я обыкновенная девочка. Эх…(
Очень характерны для девочковой поэзии стихи о стихах и о том, что невозможно высказаться. Девочковые стихи царапают горло, гортань, клокочут, горчат, трепещут «до чесотки в горле», рвутся, обжигают и вообще, наносят всякий ущерб здоровью.
Но писать надо, раз девочка решила. Девочка сказала – девочка сделала.

Здесь нужно разделить тему. Есть девочки обычные, а есть филологические. Беспокойство одно и то же, но выражено по-разному. Филологические девочки выражаются покудрявее. Само собой, они же начитанные.

И тут всё тоже сразу видно по текстам. Обычная девочка пишет в рамках школьной программы или ещё что-то сверх, просто и понятно: моря-паруса, ветры, корабли-ноябри, утро-кофе, бумага-чернила, этажи-миражи, над пропастью во ржи, туманы-рассветы, огни-одни, пеплы, ожоги, раны, порезы, ножи, мурашки, дрожь, Алиса, Ассоль, Грей, Кай, Герда (о них я уже упоминала в других своих текстах на эту тему, но здесь свожу в одно для комплекта).
Девочки любят писать про «босиком по траве/песку, снегу/раскалённой крыше». Про босоногую девочку я писала отдельный стишок, повторяться не буду. Опять же – песчинки. Мы все песчинки. Ну, и дождинки, снежинки, чего уж там. «Играть в слова».
В пейзажных стихах всегда девочка-весна, девочка-лето, девочка-осень. Я бы добавила бабушку-зиму. Но про зиму девочки так не пишут и то ладно.

В поэзии присутствует мотив прислушивания к своим физическим ощущениям: проснуться, что-то почувствовать, что-то где-то заболело, заныло, засвербило –записать этот разговор с телом. Связать его с душой. Или с Душой, как любят писать девочки. Тема одиночества. Здесь картинка всегда – девочка в постели, уткнувшись лицом в стену, или в позе эмбриона.
Небеса. Туда отправляются мольбы. Ну, это же естественно. Бесконечные ангелы.
Унесенные ветром девочки.

Но я не говорю, что всё плохо. Можно и по-новому написать на эти вдоль и поперёк изъезженные темы с использованием таких слов. Можно. Но в девочковой поэзии эти слова встречаются постоянно.

Филологические девочки всегда на перепутье. Есть те, кто уже сделал свой выбор и погрузился в пучину интертекста. Такая девочка живёт в мире литературы, а не иначе.
Проходные персонажи – та же Алиса, крысолов, кот Шрёдингера. Раньше в моде была лента Мёбиуса, но сейчас с ней успокоились. Азбука Брайля тоже попадается. Встречаются големы, первозданная глина, я уже не говорю про Адама и Еву. Особенно, про ребро. Ангелов тоже много, но уже присутствует дьявол в переосмыслении всякого-разного.
В отличие от обычных девочек, у филологических девочек бездны. Это излюбленная тема. И космос/вселенная, и Логос, конечно. Дудочки во рту.
 
Очень часто филологические девочки ударяются в фольклорные темы. Интерпретация сказок, всё такое декоративно-прикладное. Зато почва и сермяжность. Травушка-муравушка, соловушки-головушки. Хмельное и горячее.

В стихах о стихах помимо горла и гортани ещё присутствует горсть. В ней обычно зажимается слово или бережно несётся. Но если горло, то всё рвётся к чертям собачьим, прямо так автора накрывает, что и я порой плачу вместе с ним. Не жалеете вы читателя, ага.
Цитатность стихотворений настолько плотная бывает, что не продохнуть.
Читаю и думаю: ну, а своими-то словами никак? Вот, чтоб без литературных ходулей?
А откуда взяться своим словам, если столько всего прочитано? Не пропадать же добру.

Литературный сэконд-хенд тоже можно носить.
Чтобы сказать о смерти непременно нужно вспомнить Харона, обол, Лету, весло и лодку.
Представьте ситуацию. Сидят две филологические девочки. Одна грустная. Подруга её спрашивает: «Что случилось?» А та отвечает: «Да моя бабушка вчера канула в Лету». И становится ещё трагичнее. Это вам не склеила ласты или отдала концы. Или просто померла. Филологическая девочка просто иначе не может сказать.
Она может жить в Зажопинске, но писать будет непременно про Дженни, Джона, мохито, блюз, рок-н-ролл, фей и единорогов. Таким образом, поэзия преодолевает географические границы.

Для поэзии, вообще, нет границ. Она и личностные преодолевает.
Филологическая девочка, понятное дело, преодолевает своё Я, своё эго, ибо это нескромно. И пишет безличные стихи. Обо всём и ни о чём. Часто это инфинитивная поэзия.
Строчки начинаются с глаголов, это очень удобно, чтобы глагол в конец строки не влез, а то не дай бог глагольная рифма подстроится. Итак, глаголы побуждают, повелевают, задают темп – влекут!
Автоматическое письмо – тоже любимое филологическое развлечение. Потоки сознания.
Эксперименты, жонглирование словами. Иногда текст строится ради хорошей аллитерации или заковыристых рифм. То есть создаётся конструкция, зачастую неживая.
Первое что бросается в глаза – не смысл, не образ, а то, что автор хорошо потрудился.
По графике (визуально) тексты могут быть разными – полотна, столбики, квадратики, круги, лесенки. Принципиально небольшие на 3-4 строфы с разной длиной строк, чтоб не монотонно было. В формате А 4 в рифму или без неё.

Но есть фишка. Сейчас модно отбивать одну или две финальные строки интервалом. Типа резюме или нате вам эмоциональный акцент. По сути смысл всего предыдущего к этому и сводится. Я бы, вообще, оставила только эти две или одну строку, зачем огород городить. Но здесь процесс. Автор в процессе, в поиске, не трогайте его.

Не зря я вспомнила старый фильм «Весна». Сцена в гримёрной. «Такие губы сейчас не носят! Вот! Средняя пухлость - "Сексапил номер 4!"»
Так что же сейчас носят и что «следует шить»? Что ваще сейчас модно?
Автор, отказавшийся от своего Я, остаётся голеньким. И тут надо прикрыться цитатами.
По цитатам легко определить возраст девочки. Если в тексте встречаются: финита ля комедия, in vino veritas (ин вино веритас), шерле ля фам, се ля ви и тому подобное, то девочка уже немолода. А молодые девочки, особенно, филологические любят ошую-одесную, чудище стозевно и обло, многоруко, стоголово, ab ovo, мене, текел, фарес. Это святое. Библейские темы, опять же. Это теперь в тренде. Если слово Бог, упомянутое всуе, по 3-4 раза в тексте не присутствует, то это не модно. А мы же не хотим плестись в хвосте.
И вообще, вкрапления в текст английских фраз, латыни и смешение французского с нижегородским.

Но обычные девочки, которые постарше и поначитаннее, тоже не лыком шиты. Они любят вплетать чо-нить там иностранное и получается советская колбаса с итальянской оливкой. Особенно, если девочка отъехала за бугор, а по языку скучает, получаются стихи, как сборная солянка.

Сейчас не модно писать в рифму. Это же какое напряжение. И критики тоже согласны. Они так и говорят: «Автор позволил себе отказаться от силлабо-тоники». Автор, ты умеешь писать в рифму? «Я отказался», - гордо говорит автор.
И дальше песец, товарищи. Говорю прямо. Поскольку все пишут, кому не лень, (я тоже ведь пишу, мне не лень), то критерии вовсе размываются. Где проза, где стихи, где верлибры, где что? Я уже не знаю. Теперь только можно выбрать текст поинтереснее для себя, вот и всё.  Потому что это психотерапия. Чтоб слово горло не царапало и не вываливалось из горсти.

Нашла в сети в тему:

ДЕВОЧКОВОЕ

Песней горло полоскала –
Обжигающе близки
Домотканого Ла-Скала
Ре-мажорные тиски.
 
Застревали ноты в горле,
Рыбьего хребта острей.
Белую мозоль натерли
Камни песенных морей.

Пела нежно и фальшиво,
Громко, всем ладам назло!
Красным бисером расшила
Деревянное весло.
 
Я устала быть покорной
И в награду получать
Горный гром трубы и горна,
Скрип скрипичного ключа.

Где мы голос потеряли,
Малахитовый, грудной?
В междустрочном интервале
За родительской спиной.

Судя по комментариям, автор с ником Ино,
вот ссылка: http://www.cult-and-art.net/poetry/64694-devochkovoe