Райхсбрюке

Юрий Вигнер
на пешеходной дорожке моста Райхсбрюке
(построен в 1980 году
по чертежам архитектора Норберта Котца,
чей адрес без задержки выдает Гугл:
Вена, Шайбельрайтергассе 5),
на пешеходной дорожке
между собором Франциска Ассизского
(строительство начато
незадолго до Первой мировой
в ознаменование пятидесятилетия
вступления на престол
императора Франца Иосифа)
и небоскребами Донауштадта
(самый высокий проектировал
француз Доминик Перро:
огромная костяшка
домино,
по южной грани которой
словно прошлась
колонна танков,
взломав ее,
и эта грань
теперь похожа
на поле боя,
поставленное вертикально,
на поврежденный
метеоритами
корабль
пришельцев
или, всего вернее,
на друзу темного,
мрачно поблескивающего
минерала,
в которой отражаются волны Дуная),
на пешеходной дорожке моста Райхсбрюке
(что означает Имперский мост, –
переименован после упразднения монархии, –
раньше он назывался «мостом
кронпринца Рудольфа»),
между собором Франциска Ассизского
и отелем «Мелиа Вена»,
арендующим
первые пятнадцать этажей
Донау-башни, спроектированной Перро
(последние два занимает
ресторан с панорамным обзором),
вглядываясь в голубую даль
Дуная, серого не голубого,
следя глазами за рекой,
убегающей в Черное море,
но не убегающей от своих истоков,
понимаешь, что сам ты живешь
вне чисел и вне истории, –
у тебя нет истока,
ты не принадлежишь
ни правому, ни левому берегу,
ни северному, ни южному горизонту.

если ты в чем-то и уверен,
то именно в этом:
не имея истока, истории,
своего места на этой земле,
ты принадлежишь
одному себе.