Жить ради самого себя

Жарасбек Коргамбаев
 Жить ради самого себе — конечная остановка отчуждения, порожденного капитализмом, признак его агонии, так как этот принцип работает против него. Жить ради самого себе как непосредственный продукт распада — то, с чем мы имеем дело сейчас, есть просто разрушительная сила. И как такой продукт он доказывает, что работать надо над этим принципом, не связывая его с сознанием и волей индивидов, где нужно себе ясно представлять, как этот принцип преобразуется в общественный, если мы вообще хотим что-то понять в обществе и в своей собственной жизни. А мудрствовать об экономике и прочих абстрактных категориях, это все что угодно, но уже чистая иллюзия. Именно потому, что я живу ради самого себя, мир противостоит мне. И я воюю с ним, чтобы просто существовать и сохраниться. И так миллионы людей. И при данных обстоятельствах, противопоставляющих людей друг другу и обществу, никто не может жить иначе. Почему же человек, будучи общественным, социальным существом, вдруг отказался от этих ценностей и стал таким эгоистом (собственником после масштабного обобществления богатства? Причина одна: индивидуализация, в которой ликвидируются социальные механизмы развития. Это объективный исторический процесс, никем не придуманный. Мое стремление жить ради самого себя парализуется именно в этом процессе, а потому сознательно осуществляемый переход к новому объединению людей преобразует и их стремления.

Объективно речь никогда не шла о социализации человека. Человек всегда был социальным существом, с древнейших времен, и одиноким, как сегодня, он никогда не был. Дюргкеймская социализация предполагает просто приобщение каждого человека к социальной и культурной жизни общества через усвоение им материальных, культурных и моральных ценностей общества – то, что в обществе происходит всегда и к чему приспособлены все его институты – процессы  интериоризации.  Здесь мы не найдем ничего, что бы могло внести сознательность в наши действия и устранить стихийность. Напротив, здесь мы имеем дело с избитыми, банальными истинами вроде воспитания человека. В рассматриваемом вопросе мы имеем дело с таким фактом, когда данная общественно-политическая система расстраивается, причем во всем мире, а вместе с ней и ее институты, именно вследствие того, что все общественные формы, объединявшие людей до этого, включая и семью, разложились, и его члены стали жить ради самого себя, в силу чего и возникает проблема — неожиданное состояние. А общественный хаос вполне естественно породил соответствующие представления, оправдывающие это состояние или осмысливающие его как неодолимое движение к неизбежному концу света. Именно на этот вопрос традиционное познание, ориентирующееся на «социализацию человека» в прежнем ее понимании, не может дать ответ и всем своим арсеналом понятий нас вводит в заблуждение, создавая иллюзий.

 Это значит, что человека просто нужно правильно воспитывать, учить, лечить и т. д. А на самом деле у нас разваливаются и эти институты и они работают в противоположном направлении.

Социализм хотел не социализировать человека и тем более сделать его коллективным существом. Это просто миф, созданный социалистической идеологией. Это просто представления людей, что трудовые коллективы, будучи чисто внешними социальными формами по отношению к индивидам, формируют коллективистов. И эти люди, как носители собственнического отношения, ничем не связанные друг с другом, кроме труда и разлагающихся родственных связей, продолжали жить своим собственным благом только благодаря деланию денег - зарплата и прочие. В действительности социализм таким образом всего-навсего обуздывал товарные отношения и на этом основании  разложил капитал, обобществив средства производства,  и соответствующее ему общественное сознание.

Людей объединяла экономическая необходимость, и они находились в товарных отношениях. И социалистическое движение разложило это состояние общества и тем людей предоставило себе. К человеку он  имел отношение лишь в той мере, в какой он его впервые индивидуализировал, предоставив его деньгам. Тем самым он отделил людей от общества, заменив это общество государством, чтобы это государство, заменившее функцию общества, так же самоликвидировалось на основе самоликвидации денег. Тем самым в итоге социализм всех людей оставил наедине с деньгами и с самим собой и каждого со своим стремлением к своему собственному благу. Как люди должны были поступать со своим отношением к своему собственному благу и что они должны были делать с деньгами и друг с другом, — все это и многое еще другое было предоставлено им самим. Тем более на фоне исторически сложившихся идей коммунизма. И это состояние, в котором человек оказался, был неожиданным и для него самого.

Но его уникальность состояла в том, что этот человек уже не был способен объединяться и идентифицировать себя с сообществом, так как все это движение его просто парализовывало. И в процессе его деградации развивалось его противостояние с миром, и он бежал от всего общества. И это значит, что социализм всем своим ходом просто изолировал людей друг от друга, а затем их оставил самим себе, чтобы они жили, как им заблагорассудится, и все свои проблемы решали сами. Государство же лишь регулирует этот процесс индивидуализации, узаконивая стремления индивидов, защищая их интересы в направлении «создания разумных рыночных отношений». Но если мы действительно хотим понять, что происходит с нашей жизнью и с нами, то мы в первую очередь должны понять: что такое индивидуализация человека? и не путать это понятие с обычным пониманием отношения человека к миру, связанного с его эгоизмом (частным интересом) – этим моральным понятием.

Жить ради самого себя – не просто психологический или моральный принцип, на котором основано наше общество, а гораздо более интересное явление, неожиданно возникшее: в одиночестве человек деградирует. А что такое деградировать?

Деградировать значит сбрасывать с себя все ценности, которые были выработаны капитализмом и предыдущими поколениями, освобождаться от всего, чем наделило их эти общество, включая и его способности жить, любить и т. д. И бессознательно бежать от этого общества. Человек, одним словом, лишается способности к отдельному существованию. Он покупает билет на тот свет. И не знает совершенно ничего, для чего это делает. У него только одно чувство: он не желает остаться в этом обществе и жить по его порядкам.

 Человек на свет божий появился стадным существом, родовым существом, племенным существом, и он всегда был слит с ними, пока не разложилось это состояние общества. Во всей предыдущей истории и речи быть не могло о том, чтобы человек жил ради своего собственного блага. Его благо всегда ассоциировалось c благом его народа, с интересами государства и отождествлялось с благом какого-либо сообщества, к которому он принадлежал. И он не отделял себя от них и не противопоставлял себя им. Стремление человека к его собственному благу, которое его отделило от общества, (противопоставило ему) — это лишь продукт последнего времени, которое получает массовую форму и конституируется только в рыночном обществе, предоставившего каждого самому себе. Здесь человек освобождается даже от семьи как от социального института, женщина освобождается от мужчины, стремясь к самостоятельному развитию, люди разъединяются, а различные общности и объединения в результате этого разлагаются. И таким образом разъединив людей, история готовит их новое объединение, которое формируется уже не просто на безденежной основе, а именно на совместном манипулировании этими деньгами: ассоциацией людей, их свободным союзом, где выпадает индивидуальное использование денег.

И только здесь можно говорить о социализации этих разобщенных людей, об их объединении и о том, что на этой новой основе они выработают и общественное сознание, соответствующее их новому положению. Так что теперешнее индивидуализация, имеющая всеобщую форму, ведет к новой социализации человека и к выработке новых отношений между людьми.