Паросмия. Синдром фантома-6

Сергей Бесс
Q&A kilometers

-Серега! Твои приехали! - звонкий голос брата в миг заставил воспоминания отступить. Бес вскинул голову-
- Останься здесь,- резко бросил он Алеше, быстро подошел к вход
ной двери и выглянул наружу. По дорожке к дому, разгоряченные под знойным солнцем, в дурацких кепках и панамках , в шортах и босоногие , с шумом и гамом, приближались артисты его театра во главе с Микеланджело. Все 16 довольных и радостных физиономии
" Вот и конец спокойному времени"- с улыбкой подумал Бес, вздохнул и обреченно вышел им на встречу. Увидев его, они побросали на траву рюкзаки и поспешили с объятиями. -Я во всем этом не виноват- без тени раскаяния заявил Микеланджело, обнимая Беса за плечи.- Я все сделал, как ты просил, явился утром и объявил, что ты уехал. А они все - чего он там один будет. Хотим уик-энд ! И вот....- из раскрытых прямо на траве рюкзаков послышался характерный звон бутылок, руки уже передавали друг другу прикуренные тут же сигареты с слишком сладковатым для обычного табака ароматом...Табор театра Марсо вырвался на свободу"- с легкой грустью подумал Бес прекрасно понимая, что впереди его ждет бессонная и до безобразия хмельная ночь. Впрочем... может так оно и лучше. Меньше тревожных мыслей.
К рассвету вся веселая компания наконец-то затихла. Кто-то улегся спать прямо в саду, кого-то удалось уговорить дойти до гостевых комнат. Изрядное количество спиртных напитков и курительных смесей расслабляли тело и разум. Бес обошел дом и сад в поисках брата. Он нашел его спящим на берегу с пустым бокалом в руке. Осторожно укрыв брата своим свитером, Бес опустил на все еще теплый после знойного дня песок и вдохнул предрассветный морской воздух.
События последних суток не давали ему покоя. Снова это чувство тревоги,  к которому невозможно привыкнуть. Ощущение грозящей опасности, изнуряющее, давящее, изматывающее. Вот опять бежать, опять неизвестность... Он вновь взглянул на спящего брата. Тот уже совсем взрослый, уже способный к самостоятельной жизни хоть еще и не задумывается об этом.
Воспоминания... Что сделать с ними?
*****
Виктор Павлович Трафимов, отложил тоненькую пока еще папку нового дела, и поднял телефонную трубку.- Жень, привет. Я хочу приехать повидать Сережу. Когда удобно?- слова его звучали как ультиматум. Вот уже более трех.месяцев Самохин отказывал ему в посещении мальчика под самыми разными предлогами и с каждым днем это тревожило его все больше.
- Витя, состояние стабильное, улучшения есть, к чему нарушать его привычный режим? Я даже и родных к нему не пускаю, а ты каждый день настаиваешь.

Трафимов раздраженно бросил на стол карандаш:- Женя, я приеду сегодня в три.
На другом конце провода последовала пауза, затем короткое " Ладно, жду".Что черт возьми там происходит? Почему ежедневно он только и слышал это " пациент стабилен, улучшения есть?" Почему последнее время его опыт и чутье следователя подсказывали, что Самохин что-то очень старается от него скрыть?.
Самые мрачные предположения о судьбе Сережи пронеслись в голове. К трем часам Трафимов уже был на проходной стационара.
Самохин, как и раньше лично встретил его. По небольшому двору больницы на этот раз они прошли в полном молчании. Ни слова Виктор не услышал от друга и в длинном больничном коридоре.
- Женя, что происходит? Есть проблемы? Ты мне просто скажи- наконец не выдержал Виктор. Тот остановился и взглянул на него. Цепкий слишком серьезный взгляд друга заставил его напрячься. Самохин словно что-то решал.- Проблемы по моей части? Кто-то приходил за ним? Его искали?
- Подожди, Вить, все увидишь.
Почему-то они прошли мимо комнаты  где последний раз он видел Сережу и спустились по лестнице этажом ниже. Тревога вновь усилилась. Евгений толкнул дверь и они вошли в небольшое, пахнущее не медикаментами как все остальные комнаты и кабинеты, а смесью пыли и старой бумаги помещение. Стеллажи и полки, забитые книгами, журналами и папками с напечатанными и не изданными научными статьями, архивные газеты... Больничная библиотека. Какого черта они здесь?
- Привет, Сережа. К тебе гости.- Евгений положил на одну из многочисленных полок рабочий блокнот. Виктор машинально проследил за его взглядом. У окна кто-то был. Стройный, высокий молодой человек с книгой в руках.- Добрый день, Виктор Павлович, рад видеть Вас.- Сережа отложил книгу и шагнул к нему. Трафимов растерялся. Он ожидал увидеть и услышать что угодно, но не этот спокойный взрослый голос.
- Здравствуй,- все же проговорил Виктор и пожал протянутую для приветствия руку. Как он изменился! Где тот маленький, худенький сероглазый мальчик? Как все-таки загадочна природа, с какой фантастической легкостью она способна за год превратить мальчика в юношу...
- Евгений Дмитриевич, я нашел- между тем обратился Сережа к Самохину.
- Что ты нашел? - как-то мгновенно смутившись , спросил тот. Трафимов мгновенно почувствовал эту перемену.
- 5 выпуск научного альманаха за 1956 год. Здесь описан в точности тот случай, что у пациентки из 43 комнаты. Мы ошибаемся с диагнозом. У нее не обострение шизофрении на почве самоубийства сына. Тут другое.
Ведь в Справочнике для врачей-психиатров от 1987 года, я сейчас имею ввиду второе, дополненное издание, на 123 странице, второй абзац сверху дается такое определение шизофрении- он на миг закрыл глаза, словно собираясь с мыслями или как потом осознает Виктор выискивая в памяти нужный файл -

"К непрерывно текущим формам заболевания относят случаи с постепенным поступательным развитием болезненного процесса, с различной выраженностью как позитивных, так и негативных симптомов. При непрерывном течении болезни ее симптомы отмечаются на всем протяжении жизни с момента заболевания. Причем основные проявления психоза базируются на двух основных составляющих: бредовых идеях и галлюцинациях.
Эти формы эндогенного заболевания сопровождаются изменениями личности." - в нашем случаи бредовое состояние и галлюцинации отсутствуют.
Двумя страницами далее, третий абзац снизу
.
 "В случае приступообразного течения заболевания проявления психоза наблюдаются в виде отдельных эпизодов, между которыми отмечаются "светлые" промежутки относительно хорошего психического состояния (с высоким уровнем социальной и трудовой адаптации), которые, будучи достаточно длительными, могут сопровождаться полным восстановлением трудоспособности (ремиссии).
Промежуточное место между указанными типами течения занимают случаи приступообразно-прогредиентной формы заболевания, когда при наличии непрерывного течения болезни отмечается появление приступов, клиническая картина которых определяется синдромами, сходными с приступами рекуррентной шизофрении." - пациента ведь у нас более трех лет и появление приступов не наблюдается.
Самохин присел рядом с ним:-
- Однако, одной из форм шизофрении считается Симптом вторичного аутизма, то есть дистанцирование от внешней реальности, погружение в свой внутренний мир и аффективная неадекватность - в стандартной ситуации дает неадекватный аффект , например смех на известие о смерти родственника. Как ты мог заметить из ее личного дела, а я думаю именно архив дела за прошлый год ты и раскопал, все эти симптомы присутствуют и развиваются в той или иной степени.
- Но в той или иной степени подобные симптомы проявляются и при запущенных стадиях обыкновенного психоза или депрессии. Основные симптомы шизофрении унифицированы в Каталоге международной психиатрии. На 265 странице тома 6 переиздание на русском в 1997 году сказано: "Немецкий психиатр Курт Шнайдер описал симптомы I ранга  и II ранга при шизофрении. "Визитная карточка" шизофрении - симптомы I ранга, и сейчас они до сих пор "в ходу":
1. Звучащие мысли - мысли приобретают звучность, по сути это псевдогаллюцинации.
2. "Голоса", которые спорят между собой.
3. Комментирующие галлюцинации.
4. Соматическая пассивность (больной чувствует, что его двигательными актами управляют).
5. "Вынимание" и "внедрение" мыслей , шперрунг - ("закупорка" мыслей), обрыв мыслей.
6. Транслирование мыслей (мысленное радиовещание - как будто в голове включен радиоприёмник).
7. Ощущение "сделанности" мыслей, их чужеродности - "мысли не свои, их вложили в голову". То же - с чувствами - пациент описывает, что это не он чувствует голод, а его заставляют чувствовать голод.
8. Бред восприятия - человек трактует  события в своем символическом ключе.
При шизофрении разрушаются границы между "я" и "не я". Внутренние события человек считает внешними, и наоборот. Границы "разрыхлены".
Может быть все-таки у пациентки не шизофрения ,а депрессивное состояние на фоне смерти близкого родственника?
- Подождите, я что-то ничего не понимаю.- вмешался Виктор. Ощущение нереальности происходящего и не способность понять что происходит раздражали его. .- Не так быстро, хорошо? Жень, ты что, даешь ему работать с личными делами твоих пациентов? А ты, Сережа, что, прочитал и выучил наизусть эти две книги что ли?- он тщетно пытался во всем разобраться.
Повисло неуютное молчание.
- Я знаю наизусть все печатные материалы в этой комнате.- наконец нарушил тишину голос Сережи. Трафимов беспомощно обвел взглядом десятки стеллажей и полок с сотнями книг и тысячами журналов и газетных блоков...
- Ну , допустим,- растерянность уступила место любопытству. Все это какой-то идиотизм или сумасшествие... хотя... если учесть где все они сейчас находятся... . Он прошел вглубь стеллажей и наугад выхватил с полки увесистую книгу в темном, потрепанном переплете.- Позднешев " Криминальная психология. Преступные типы"- в слух прочел он и раскрыл книгу.
Сережа улыбнулся- Вообще-то автор Сергей Викторович Познышев. Если не ошибаюсь у вас в руках книга 1926г. Ленинград. 255 стр. Тираж 5000 Редкая.
С. В. Познышев - профессор Государственного Московского Психоневрологического Института, профессор Международной Академии Наук в Тулузе.
Интересная книга. Последующие издание содержало в заголовке полное наименование - "Криминальная психология. Преступные типы: о психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности". Ее вы можете найти на этом же стеллаже, полка три, 19 справа.
Виктор молча смотрел на него. Он все еще пытался осознать происходящее.- Ну хорошо.- он полистал книгу.- Страница 26,
Седьмая строка сверху- "убеждений и его характер" -про себя прочитал он, умышленно назвав строку а не абзац, ибо строка являлась продолжением предложения и запомнить такое человек был не в состоянии. Сережа выдохну, вновь вдохнул, словно перелистывая невидимые страницы и вдруг быстро заговорил :-...убеждений, и его характер слагаются из очень сложных образований: умственные способности – из способностей к отдельным умственным операциям, миросозерцание – из отдельных убеждений, характер – из склонностей. В свою очередь, каждая умственная способность, каждое убеждение и каждая склонность – очень сложны. В их составе можно подметить известные общие представления или понятия и известные чувства, связанные с этими представлениями, а в склонностях характера к этим двум элементам, – которые можно назвать интеллектуальным и сенсорным, – присоединяется третий – волевой – влечение к поступку, соответствующему известным общим представлениям. Все эти элементы связаны в одно целое, в один комплекс. Слово «комплекс» обозначает, что все эти элементы постоянно появляются в сознании как одно целое, как один психический процесс, входящий в общий поток нашей душевной жизни. Умственные способности слагаются из комплексов функционального характера, определяющих скорость и правильность деятельности нашего ума. В состав этих комплексов входят общие представления разных логических операций нашего ума и порядка их совершения и связанное с умственной деятельностью, так называемое, интеллектуальное....
-Хватит!- Виктор Павлович захлопнул книгу и убрал на полку с поспешность, будто бы избавился от ядовитой змеи.-
- Хорошая книга. Полезная. Особенно в вашей профессии- улыбнулся Сережа. Трафимов с опаской взглянул на него.
- Женя, мы можем поговорить?

*****
Самохин явил на стол бутылку хорошего французского коньяка в надежде, что напиток сможет разрядить обстановку. Виктор был молчалив и задумчив. Хорошо зная своего друга Евгений понимал, что это молчание не предвещает ничего хорошего. Он на всякий случай все-таки разлил коньяк по рюмкам.
Трафимов залпом осушил ближайшую.- Ну,давай, объясняй мне все эту ... ерунду.- почувствовав как приятное тепло от коньяка разливается по телу разрешил он.
- А что тут объяснять? Ты все сам видел. Сперва я не мог понять почему он не говорит, а старается писать. Я понимал, что тут просто какая -то психосоматика, но чем она обусловлена... Я приносил ему по книге в день. Он хотел еще и еще... И однажды я спросил зачем ему столько книг если он не успевает их читать. И он внезапно прочитал мне наизусть отрывок из Робинзона Крузо, что я как-то захватил для него из дома. Почему он заговорил в тот день, что послужило причиной я так и не смог понять . Вероятно что-то в его организме просто запустило речевой механизм точно так же как раньше его остановило. Он говорил, но все равно предпочитал больше писать. Так он лучше усваивал смысл слов, как он говорил. Ну а дальше... Дальше все так как ты видел. -Евгений сделал короткую паузу и пригубил коньяк. Виктор помолчал, налил себе еще рюмку и одним глотком осушил ее.- Хорошо. Объясни мне что это? Сверх способности? Дар? Или болезнь? И что дальше? Что он делает с полученной информацией?-
Самохин поудобнее устроился в кресле и взял рюмку.- Я думал над этим все это время. Судя по всему смерть его родителей оказалцсь настолько сильным переживанием, что его мозг просто отключился. А когда заработал вновь, произошел какой-то внутренний сбой. И сказался он на памяти. Никто не смог это вовремя увидеть и от напряжения и нового режима работы мозг снова дал сбой и мы получили то его первоначальное состояние полной беспомощности, которое спутали с кататоническим синдромом. Время прошло, организм свыкся с новыми условиями существования и вот- Сережа снова с нами. Только с измененной функцией памяти. Вообще термин память в психиатрии включает в себя накопление информации, сохранение и своевременное воспроизведение накопленного опыта. Каждый человек в течение своей жизни забывает множество полезной информации – события, имена, номера телефонов, важные даты или детали. В этом состоит особенное свойство памяти.
Однако, память некоторых людей обладает аномальной способностью запоминать и мгновенно вызывать в памяти все, что когда-либо происходило в их жизни.
Подобная особенность не всегда является положительным качеством и в психиатрии получила название гипермнезия
 Термин гипернезия обозначает патологически обостренное запоминание, воспроизведение и узнавание информации, при котором происходит заметное ослабление функции забывания.
Иными словами, гипертимезия это особенность, которая заключается в способности запоминать любую информацию в большом объеме и сохранять ее в памяти на длительный срок. Помимо обостренной функции памяти, для данного состояния характерно состояние ослабленности смыслового понимания, то есть нарушение
логики, последовательности фактов, воспроизводимых в памяти, сопровождающееся ослаблением функции избирательного воспроизведения информации.
Наличие таких симптомов и дает возможность диагностировать заболевание. Иными словами, больным с подобным заболеванием свойственна отличная память при почти полном отсутствии понимания запоминаемых событий. Такие пациенты как ходячие диктофоны- все записывают, воспроизводят, но ничего не понимают. Как видишь в случаи с Сережей это не так. По моим наблюдениям всю полученную информацию он с успехом использует. Так он изучил письменный французский за пять дней для того чтобы прочесть интересующую его книгу. Понимаешь? Мы имеем дело с уникальным случаем. Его мозг пластичен и может усваивать любую информацию. Огромное количество информации, и его память ведет учет прочитанного увиденного и услышанного, при этом замещая способность забывать, свойственную любому человеческому существу.
-То есть в его случаи все воспоминания со временем не тускнеют, а сохраняют свою ясность?
-Именно так. Все прочитанное и усвоенное он хранит в своей памяти. Любое, даже не значительное для нас событие им фиксируется, анализируется и сохраняется... Это.... как фантом. или вирус... Невидим, но постоянно действует
-Как думаешь, насколько это опасно для парня?
- Трудно что-то сейчас говорить. Этот вирус памяти жрет его изнутри если не получает должного питания в виде все новых и новых событий. Он мало спит. Не более трех часов в сутки, но на физическом состоянии и развитии это похоже никак не сказывается.
- Ты ведь решил его не выпускать, так? Решил оставить здесь, чтобы наблюдать и изучать? Поэтому не хотел чтобы я приезжал.- задал главные интересующие его вопросы Виктор
-А как ты думаешь? Выпусти я его сейчас с такими особенностями что его ждет? Кому он нужен? Этой Елене которая по доброте своей приютила его брата? Так она и сама еле-еле перебивается. Родственникам? А они хоть раз справлялись о его здоровье? А здесь он помогает мне, он в безопасности.
- В безопасности? - Виктор резко поднялся- с уголовниками, маньяками и сумасшедшими? Такую жизнь ты ему придумал, да?
Даже оправдание себе нашел. Ну ты и...
-Послушай, ты понимаешь как он уязвим сейчас с этой способностью? А если кто нужный о нем узнает? Да и дело родителей его спорное, сам знаешь, не мне тебе говорить.
- Я понимаю сейчас только одно. Для тебя он не человек, интересный случай. Не более.
И так быть не должно.
Самохин промолчал. Больше ничего, уходя не сказал и Виктор.
****
Сережа как обычно сидел среди книг в больничной библиотеке у окна когда его вдруг окликнул чей-то знакомый голос. Он выглянул на улицу. На дорожке стоял Виктор Павлович, а рядом с ним тетя Лена. И она держала за руку маленького Алешу.
-Сереженька, маленький, мы здесь! - увидев его силуэт в окне закричала она, Алеша заулыбался и замахал ему ручкой.
- Не уходите! Я иду! - крикнул им в ответ Сережа в зарешеченную форточку и выбежал из библиотеки. Спустя минуту, маленькое, пахнущее карамелью и еще чем-то детским тельце его младшего брата уже было в его объятиях. Он только сейчас понял как же он скучал по нему. Рука тети Лены дотронулась до него. Она уже не сдерживала слез.- Сереженька, вы теперь будете жить у меня. Я оформила на Вас с Алешенькой опеку. Виктор Павлович помог.
Сережа поставил брата на землю, взял ее тонкую, бледную руку и поднес к губам- Я обещаю вам, вы никогда не в чем не будете нуждаться. Дайте мне только немного времени.- она обняла его.