Сенокосная пора

Богданов Геннадий Валентинович
На обочине

Летом 1973 года стояла жаркая сенокосная пора. Я мотался на вверенном мне стареньком «Москвиче-408» из Хабаровска в Лазовский район и обратно по нескольку раз в день. Наш НИИ «Техмаш» был далёк от аграрных вопросов, но в начале семидесятых почти все городские организации занимались сельским хозяйством, особенно заготовкой кормов для животноводства. Как только отходила сенокосная пора, созревали овощи на полях – дружные бригады городских служащих выезжали на уборочную страду.

Досадная поломка заставила меня съехать с трассы на просёлочную дорогу, ведущую вглубь деревни Дормидонтовка. Я остановился на обочине, заглушил двигатель. Несколько минут наслаждался дуновением тёплого южного ветерка и стрекотанием кузнечиков в траве. Справа от дороги сверкала на солнце гладь голубого озера. Несколько ребятишек удили рыбу с незатейливых мостков, на которых и сегодня можно встретить женщин, полоскающих бельё. Хотелось всё бросить, раздеться и с разбега нырнуть в прохладную глубину озера. Но расслабляться было нельзя. Я открыл багажник, достал домкрат, шансовый инструмент и приступил к работе. Первым делом поднял правую сторону «Москвича» и снял переднее колесо, чтоб осмотреть детали подвески и найти причину неисправности.

За моей спиной послышались звонкие ребячьи голоса. От озера по тропинке поднимались юные рыболовы – трое мальчиков и одна девочка в застиранном ситцевом сарафане. Выйдя на дорогу, ребята направились ко мне. Ещё не дойдя до машины несколько шагов, почти хором прокричали: «Здравствуйте!»

Здравствуй, племя молодое, незнакомое!– ответил я.

Так давайте познакомимся, – сказал старший по виду мальчик лет четырнадцати,

– меня Костей зовут, а это мой брат Колька. Вахрушевы мы, а это вот Катька, сестра Денькина. Костя покрутил головой, не находя Дениса, который присел с другой стороны машины, сосредоточенно глядя на заднее колесо.

Денька, ты где?

-Да здесь я, чего орёшь? Дяденька, а у вас заднее колесо воздух травит.

Пробили, наверное, или гвоздь поймали.

Ну так беда одна не приходит. - Я обтёр ладони тряпкой, по очереди пожал руки ребятам и назвал своё имя. Костя заглянул под колесо «Москвича» и присвистнул:

Да здесь без сварки не обойтись. Стойку стабилизатора оборвало, и нижний рычаг треснул, как раз возле шаровой опоры.

Ну ты даёшь, механик, откуда такие глубокие знания?

У меня же батя в МТС работает. Надо бы ему позвонить, он мигом всё сделает.

Да и мне, Костя, позвонить бы надо начальству. Поломка серьёзная, дел много, а меня люди в Отрадном ждут.

Так это ж зараз можно от Петренко дяди Толи позвонить. Он у нас дорожный мастер. Вон его дом, недалеко, почти у самого перекрёстка. Пойдёмте до дяди Толи!

Костя потянул меня за рукав, потом строго посмотрел на Деньку.

-Ты, Денька, здесь за старшего остаёшься. Машину охраняйте, да не облокачивайтесь на неё, на домкрате стоит поди – не на колёсах.

Дорожный мастер Анатолий Васильевич оказался очень душевным человеком. Я дозвонился до начальства, объяснил, что задерживаюсь из-за поломки, а Костя позвонил в МТС своему отцу. Не успели мы вернуться к «Москвичу», как к нам с грохотом подкатил видавший виды ЗИЛ-157 с кунгом, в котором было всё необходимое для ремонта. Отец Кости, загорелый здоровяк и балагур, с шутками и прибаутками заварил рычаг, поставил новую стойку стабилизатора и даже залатал пробитую шину, не взяв с меня ни копейки денег. Не слышал я от него и намёков на «жидкую валюту» - поллитровку водки.

В знак благодарности я с ветерком прокатил ребятишек по деревне и, сердечно попрощавшись, направился в Отрадное, наматывая на колёса «Москвича» очередную сотню километров.