В чем сила Советов?

Баронкин Юрий Павлович
               
               

     В своем письме от 29.05.1918 года ко всем организациям партии ЦК РКП(б) признал, что "государственное устройство на советских началах можно считать налаженным...Необходимо устранить несоответствие организационных структур партии и Советов. Советы были организованы применительно к административно-территориальному делению страны. Партийные же организации были преимушественно на промышленных предприятиях". (История КПСС, т.3, книга 2-я, изд. Политической литературы, г.Москва, 1968 г, стр.158-159).
     Центральный Комитет неоднократно обсуждал вопрос о работе партии в Советах. Так, 31.03.1918 г. ЦК РКП(б) "дал указание о необходимости самого активного участия членов партии в перевыборах Московского Совета". ("Правда, 04.04.1918 г.). ЦК РКП(б) обращал внимание на всю важность этой работы: "Советская работа есть в переживаемый момент важнейший пункт программы нашей партии"
     Работа в Советах поглощала в этот период почти без остатка все кадры партии. Показателен состав прошедших весной 1918 года губернских съездов Советов. В общей массе делегатов съездов коммунисты составляли более половины (52,4%). Четвертая часть мандатов приходилась на долю беспартийных (23%), менее пятой части (16,8%) составляли левые эсеры и менее десятой части (7,7%) - представители правых эсеров, меньшевиков и др. мелкобуржуазных партий.
     Еще более значительным было участие коммунистов в губернских и уездных исполнительных комитетах Советов. По 29-ти губерниям Центральной России в конце 1918 г. из 874 членов губисполкома 724 были коммунистами; из 4046 членов уисполкома - 2625 коммунистов.
     Итоги советского строительства в новых условиях были обобщены и законодательно закреплены в первой Советской Конституции. Представители мелкобуржуазных партий пытались навязать чуждые Советской власти идеи, основанные зачастую на нормах буржуазного права и скопированные с основных законов буржуазных государств. V-й Всероссийской съезд Советов на заседании 10.07.1918 г. единогласно принял предложенный проект. Отредактированный текст Конституции был опубликован 19.07.1918 г. С этого момента Конституция РСФСР вступила в действие. Соответственно, и страна вступила на новый, еще неведомый путь развития.
Сейчас задаешься вопросом: "Почему устранение несоответствия организационных структур партии и Советов не стали своевременно проводить наряду с восстановлением производственного принципа выборов.
     Известный ученый и общественный деятель, талантливый публицист Ричард Иванович Косолапов в своей статье "Горбачевский термидор" ("Правда", 24-25 марта 2015 г.)  именно, таким подходом объясняет спасение власти Советов. А бывший советский партийный деятель, секретарьЦК КПСС, чл. Политбюро ЦК КПСС, депутат ВС СССР Е.К.Лигачёв пишет: "Безусловно, систему партийно-государственного управления необходимо было менять, передавая властные функции Советам. Но опять-таки сам этот процесс вовсе не обязательно должен был носить ура-р-революционный характер, почти одномоментный. СМИ раздули миф о том, что якобы партийный аппарат отчаянно цепляется за административные и хозяйственные функции, а потому надо решительным приступом вырвать у него власть. Но вспомним, задача разделения партийных и хозяйственных функций были выдвинуты значительно раньше, сразу после войны, потом к ней вернулись в 60-70-е годы. Это был верный шаг. Если бы партия постепенно передавала Советам функции управления, то можно было бы избежать многих нынешних потрясений. Однако, как и во многих других случаях, вместо спокойного, взвешенного переноса властных функций от партийного аппарата к Советам этот процесс принял характер борьбы за власть - даже не борьбы, а схватки!" И далее: "На одном из ленинградских заводов рабочие поставили вопрос о том, чтобы проводить выборы не только по территориальным, но также и по производственным округам, что гарантировало бы представительство в Советах рабочего класса... Но прошло несколько дней и, так называемая радикальная пресса, словно по команде, обрушилась на "производственный принцип выборов". (Е.К.Лигачёв, "Предостережение", стр.204-205, 121).
     Внимательный читатель, наверное, уже заметил, что о чем повествует Лигачёв отмечалось еще на ранней стадии советского строительства. Эти вопросы включались и в повестку работы Vlll съезда РКП(б). В резолюции съезда было отмечено: "Смешивать функции партийных коллективов с функциями государственных органов, каковыми являются Советы, ни в коем случае не следует. Такое смешение дало бы гибельные результаты."
     В феврале 1917 г. меньшевики смогли перехватить инициативу и стать у руководства Петроградским Советом потому, что они (меньшевики) имели возможность в течение всей войны действовать легально, на виду, обладали таким важным легальным опорным пунктом, как думская фракция. Большевики же, загнанные в глубокое подполье, всего этого были лишены. К тому же их силы, и без того ослабленные жестокими репрессиями, были заняты уличной борьбой. Согласен. Тогда чем можно объяснить, что неоменьшевики при правящей партии в течение 70 лет смогли перехватить инициативу?
     Вспомним слова И.В.Сталина: "Мы должны быть крайне бдительными и не должны забывать, что наша партия есть крепость, двери которой открываются лишь для проверенных." (И.В.Сталин, "Класс пролетариев и партия пролетариев").  Но в партии и Советах находилось немало чуждых элементов. После ухода с политической арены И.В.Сталина началось перерождение партии и уже в 60-х годах можно было услышать, что в СССР началось обуржуазивание. Об этом, кстати, сообщали СМИ Китая.
Нужно было отлаживать, как пишет Е.К.Лигачёв, государственное устройство на советских началах?  Да, нужно. Для чего следовало внести  дополнение в ст. 99 Основного Закона и в результате она бы звучала: "Верховный Совет СССР, Верховные Советы Союзных Республик, краевые, областные, городские, поселковые, а также Советы трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций являются государственной властью." И в главу 13 "Избирательная система" - "Выборы в органы государственной власти проводить по проиводственному принципу". Можно быть уверенными, что народ такую инициативу поддержит, а партия, в лице того же народа, усилит влияние в обществе. 
     Как никогда звучат слова Ильича: "На мой взгляд, есть три главных врага, которые стоят перед человеком, независимо от его ведомственной роли.., если этот человек коммунист... Три главных врага, которые стоят перед ним, следующие: первый враг - коммунистическое чванство, второй - безграмотность и третий - взятка!.." "Советские законы очень хорошие, потому что представляют возможность всем бороться с бюрократизмом и волокитой, возможность, которую ни в одном капиталистическом государстве не представляют рабочему и крестьянину. А что пользуются этой возможностью? Почти никто. И не только крестьянин, громадный процент коммунистов не умеет пользоваться советскими законами по борьбе с волокитой, бюрократизмом или с таким истинно русским явлением как взяточничество. Что мешает борьбе с этим явлением? Наши законы? Напротив. Законов написано сколько угодно!  Почему же нет успеха в этой борьбе? Потому, что нельзя ее сделать одной пропагандой, а можно завершить, только если народная масса помогает." (Из доклада "Новая экономическая политика и задачи политпросветов", 17.10.1921 г,  полн. собр. соч, т.44, стр.171, 173).
     Надеюсь, читатель сделает выводы. Удачи!