Гавриил Романович Державин

Александр Азовский
 Ко дню рождения
 (1743-1816)

 Он родился 14 июля 1743 года, был губернатором, даже кабинет-секретарем Екатерины Второй. При императорах Павле и Александре Первом, продолжая госслужбу, он усердно боролся за правду и справедливость, чем сильно досаждал им. Жил долго и весьма  плодотворно.  Его стихи – бессмертны, поскольку их предметом является Создатель, Которого он молитвенно прославляет в своих поэтических шедеврах.
 Твоё созданье я, Создатель!
 Твоей премудрости я тварь,
 Источник жизни, благ податель,
 Душа души моей и Царь!

 В русской поэзии так, пожалуй, не писал  никто. Его оды “Бог” и “Христос” настолько возвышенны и совершенны, что их недаром сопричисляют к “лику святых” вершин мировой лирики.
 Смиренно преклоняясь перед величием Творца, поэт глубоко осмысливает свою роль во вселенной:
 Ничто! – Но Ты во мне сияешь
 Величеством Твоих доброт,
 Во мне Себя изображаешь,
 Как солнце в малой капле вод.

 Будучи сенатором и губернатором, Державин требует от высокопоставленных особ не забывать о своём высшем предназначении:
 Я князь – коль мой сияет дух,
 Владелец – коль страстьми владею,
 Болярин – коль за всех болею.

 В стихотворении “Властителям и судиям”, вдохновлённом Псалмом 81-м, он напоминает:
 Ваш долг есть: сохранять законы,
 На лица сильных не взирать,
 Без помощи, без обороны
 Сирот и вдов не оставлять.

 В другом стихотворении “Радость о правосудии” (по мотивам Псалма 74) он призывает:
 Скажу я грешным: не грешите;
 Надменным: не вздымайте рог,
 В безумии не клевещите,
 Несправедлив как будто Бог.
 Но Бог есть Судия единый,
 Владыка и Правитель всех.
 Он сих возводит на вершины,
 А понижает долу тех.

 Так было во все  времена,  ибо  “Бог  гордым  противится,  а смиренным даёт благодать”.
 В оде «Христос» он с изумлением восклицает:
 Кто Ты – и как изобразить
 Твое величье и ничтожность,
 Нетленье с тленьем согласить,
 Слить с невозможностью возможность?
 О тайн глубоких океан!
 Пучина див противоборных!
 Зачем сходил Ты с звездных стран
 И жил в селениях юдольных?

 В своём “Рассуждении о лирической поэзии” поэт пишет: “Прямая высокость состоит в силе духа, или в истине, обитающей в Боге”. И открытие этой истины, бесспорно, обусловило необычайную высоту христианской поэзии самого Державина. И завершить эти заметки о поэзии Державина я хочу его актуальным и сегодня призывом к «Властителям и судиям»:
 Воскресни, Боже! Боже правых!
 И их молению внемли:
 Приди, суди, карай лукавых,
 И будь един Царем земли!

 (Из авторской книги «Бриллианты мысли», 1997)