Мои графические работы

Маштаков
  Уважаемые читатели, хочу познакомить Вас со своими графическими работами - карандаш и ручка с гелиевыми чернилами.
  Учился рисовать я, разумеется, как и все - с карандашом в руке, но специально рисунком не занимался, краски и пастель казались более интересными, однако впоследствии и художественные возможности рисунка привлекли моё внимание.

  Рисунок это прежде всего линия. Она держится на абрисе - на контуре, она идёт по границе светлого и тёмного там, где граница эта отчётливо видна. И линия обрывается там, где эта отчётливость пропадает.
  Интересно, что в коре головного мозга имеются отдельные зоны, обрабатывающие зрительную информацию не как фотоаппарат, не только как светлое и тёмное, но и как контраст - как границу между светлым и тёмным, то есть, как линию. Более того, есть зоны, обрабатывающие направление линий, то есть, как будто специально приспособленные к различению направления штриховки. Этим-то обстоятельством художники графики прекрасно пользуются. Наше зрительное восприятие как бы специально нацелено на восприятие графики.
  Потому графика и интересна. Интересна графика и в художественном отношении.
  Вы, уважаемые читатели, пишите стихи и прекрасно знаете, что написанная строка (написанная, может быть, даже и случайно) обладает активностью - она ведёт к продолжению, она подсказывает вариант своего развития. 
  Точно также и линия, прочерченная художником, не является прямой - она подсказывает направление своего развития. Художественный материал - стихи поэтов, линии художников, имеют собственную внутреннюю гармонию, наблюдаемую в своей совокупности. Вместе с тем они прекрасно отображают окружающий мир, благодаря своему сходству с ним, и благодаря особенностям нашего мышления.

  Посмотрите на рисунок старой засохшей вишни с листочками молодых вишнёвых побегов - кустиков на переднем плане. Вертикально расположенные прутья этих побегов не видны на фоне тёмной травы, их можно не рисовать. Траву тоже не рисуем. Рисуем только светлые листочки - горизонтально расположенные овалы.
  Не рисуем и то, что расположено за старой вишней. Зато теперь как хорошо видна архитектура её ветвей! Не рисуем ветви с фотографической точностью. Прочерчиваем их гармонию. Обращаем внимание на углы ответвления, на побеги, тянущиеся кверху. Не загромождаем рисунок натуралистическими подробностями, рисуем характерное.
  Кора, отстающая от ствола. Поперечная штриховка уже прорастающей грибами толстой вертикальной ветки. Посмотрите на две свисающие веточки справа - они тянутся своими побегами, как пальчиками - друг к другу. В действительности они, быть может, и не тянулись так уж точно - друг к другу. Но художник их намерение угадал и изобразил, и, посмотрите, как гармонично получилось.
  Друзья мои, а ведь мы точно так же и стихи свои пишем!

  У облепихи своя архитектура. Своя гармония сгущения и разрежения листвы. Своя композиция. Сгущения листьев образуют пятна, Вы можете отметить их взглядом. Они не расположены как попало. Они расположены там, куда их гармонично поместила природа. Но и художник тоже постарался.

  Полный рисунок с фоном сделан тоже не путём слепого копирования натуры. Вы можете видеть разницу между штриховкой фона и разрисовкой стеблей в воде, показывающей её преломляющие особенности. Как и в поэзии, в рисовании важно точно знать, на чём следует сосредоточиться.

  Наконец, можно отказаться от натуры и отдаться фантазии основанной на линии. Создавая, например, некие узоры. К сожалению карандаш на бумаге бледно выглядит, хорошие фото не получаются.
  Дело осложняется ещё и тем, что фантазировать на бумаге с помощью линий лучше получается, когда линии совсем бледные - тогда на фоне бумаги лучше их продолжение мерещится. Вот и получается бледный рисунок, который я иногда в таком виде оставляю, а иногда и усиливаю. Моя внучка отлично фантазирует на карандашные изображения людей, но она способнее меня, я больше цветы и птичек изображаю.
  При усилении контраста чёрно-белого рисунка в редакторе, можно получить интересный цветной эффект, Вы видите его на узоре слева.

  Уважаемые читатели, мне кажется, что в стихосложении и в графике имеется много общего, не так ли?