Путешествия. Украина

Надежда Моисеевская
Интереснейшее путешествие я совершила зимой 1980 года, когда работала руководителем клуба интернациональной дружбы (КИД) в своём родном городе. Наши украинские друзья, с которыми мы познакомились на фестивале Дружбы в литовском Паневежисе, пригласили к себе. Поездке предшествовала оживлённая подготовка. Наконец, состав делегации был укомплектован. В неё вошли: Катя и Наида (их заданием являлся рассказ о КИДе и о родном крае); член фотокружка Тимур, танцоры Расият и Давлет, Батыр и Нелли, которые заменили тех, кто не смогли поехать, так как родители их не отпустили.

Мы уезжали 2 января поездом "Баку - Киев". Вещей мы везли предостаточно, но помогли провожающие. Тимур подхватил мою сумку и донёс до нашего купе. Еды у нас было много: у каждого по курице, не считая прочего. В вагоне стояла жара. Директор нашего Дома пионеров, ехавшая с нами, обнаружила в помещении вагона холодильник. Все мясные продукты немедленно положили туда. В Киев прибыли 3 января в 4 часа вечера. Через час уже ехали в общем вагоне поезда "Киев-Тернопль-Львов". Помимо нас в вагон втиснули 64(!) учащихся из Харькова, державших путь туда же по туристическим путёвкам. По ходу движения они перешли в другие вагоны, ибо в нашем общем в противном случае не оказалось бы и "висячих" мест (если бы таковые имелись), как остроумно заметил один из школьников. В 2 часа ночи мы сошли в Тернополе, а через 4 часа уехали в направлении цели нашего путешествия - города Борщёва. Если в Киеве была плюсовая температура, то в Тернополе заметно похолодало, на улице лежал снег. Поднялась позёмка. В автобусе было довольно прохладно, чтобы не сказать "холодно". Мы с Тимуром сидели на переднем сидении, и, когда открывались двери, нас "обнимал" ледяной снежный вихрь. В дороге пробыли больше 3-х часов. Автобус словно плыл по занесённой снегом трассе. Снаружи курило, мело, кружилось, приплясывало, извивалось, как живое, снежное облако. Мы проехали ряд селений, дальше дорога пошла дремучим лесом. Мохнатые лапы елей опускались к земле под тяжестью снега, мрачно поглядывая на нас. В конце концов незаметно доехали. Никто нас не встретил (впоследствии выяснилось, что мы опоздали на день). Пришлось звонить в Дом пионеров. Тотчас за нами прислали автобус, и через несколько минут мы уже находились в местном Будинке пионеров, состоявшим всего из трёх комнат. Встретили нас радушно. И сразу пригласили на предприятия, где нас ждали. Словом, мы попали "с корабля на бал". С грузинской делегацией из Маха-Цхакалы мы побывали на Борщёвском сахарном заводе, где трудились 1000 человек, узнали, что производство сахара - очень трудоёмкий процесс. Перед рабочими ТЭЦ  выступили с небольшим концертом и преподнесли сувениры коллективу.

Затем состоялось открытие Форума Дружбы. На слёт прибыли 14 делегаций - из Таджикистана, Армении, Литвы, Эстонии, Казахстана, Туркмении, БАМа (Байкало-Амурская магистраль), Белоруссии, Житомира... Наша дагестанская команда по жребию выступала второй. После общего приветствия Расият и Давлет станцевали "Лезгинку" и "Лакский танец".Очень колоритно смотрелось представление таджикской делегации из Файзабада. Потом наши ребята отправились к новым друзьям, а вечером вернулись в Будинок пионеров и школьников, где были накрыты столы. В вазах лежали апельсины, мандарины,яблоки, орехи. В зале стояла высокая разукрашенная ёлка.Были тосты, песни и танцы.Оказалось, что Борщёв является инициатором подобных Форумов, объединяющих детей,способных расширить дружеские контакты, воспитывающих. Нынешний Форум был посвящён 35-летию Победы над фашистской Германией. К Памятнику павшим воинам, отдавшим жизни в борьбе против общего врага, делегации возложили гирлянду из цветов. На следующий день наши дети встречались со школьниками местной школы №1. После этого мы посетили пещеру "Кристальная" ("Хрустальная"), её глубина - 60 м, длина - 22 км, возраст - 1 млн лет. Температура внутри всегда плюсовая: 11 градусов. Мы прошли экскурсионным маршрутом 3 км, побывали в залах "Сказок", "Чудес", в коридорах и лабиринтах. В тот же вечер состоялся прощальный ужин, а наутро мы покинули гостеприимный Борщёв. Наш путь лежал на Тернопль и дальше на Киев. В Тернополе пробыли 3 часа. Побродили по городу, полюбовались ёлкой-красавицей, зашли на Главный Почтамт, где познакомились с симпатичной продавщицей газет и журналов, в том числе иностранных, в частности, польских, как, например, "URODA". Продавщица объяснила, что в городе живут поляки, французы, венгры. Я заглянула в книжный магазин, купила несколько французских книг.

В Киеве мы были целый день. Посетили экскурсию по городу, Бабий Яр, у которого фашисты расстреляли 100000 (!) человек. На месте массового расстрела возвышался монумент жертвам. Во время нашего пребывания в Киеве насчитывалось 3 млн жителей. Красивый город, известный своими историческими памятниками. Подошла пора прощания с Украиной.А хотелось бы вернуться, сходить на оперу Верстовского "Аскольдова могила". До свиданья, Украина!