О Ведах. 19. Бхагавата-пурана

Кари Вестова
В предыдущих статьях было рассказано о том, что ВЕДЫ* (санскр. veda -- "знание")--
это Изначальные, Совершенные Знания, переданные человечеству
Верховным Господом в самом начале истории Вселенной как свод законов и правил
для гармоничного проживания в материальном мире, духовного развития
и достижения совершенства.

С самого начала истории Вселенной, с её творения, существовала только одна Веда,
и она передавалась в устной форме. Это было во времена
существования на нашей планете высокоразвитой ведической цивилизации.
Читать Веду тогда не было необходимости, поскольку люди были настолько разумны
и имели такую хорошую память, что могли сразу понять и запомнить Веду,
услышав её лишь раз от духовного учителя.

Но 5 000 лет назад, в начале Кали-юги (эпохи, в которую мы живём),
великий мудрец Вьясадева (воплощение Личности Бога), предвидя,
что в грядущую эпоху духовная жизнь человечества придёт в упадок,
продолжительность жизни людей сократится, их память ослабеет,
а разум притупится, разделил изначальную Веду на несколько частей
и записал её, чтобы людям нашей эпохи было легче постичь духовное знание
и следовать ему на практике.

Изначальную Веду, которая называлась "Яджур", Вьясадева разделил на четыре части,
четыре Веды: "Риг-Веду", "Яджур-Веду", "Сама-Веду" и "Атхарва-Веду".

Помимо четырёх Вед Вьясадевой были записаны: Пураны, "Махабхарата"
(в состав которой входит "Бхагавад-гита"),
а также другие произведения, которые получили название Пятой Веды.

ПЯТАЯ ВЕДА была записана специально для нашей эпохи -- Кали-юги.

Основное назначение Пятой Веды -- изложить Науку Самоосознания,
так как только осознавшие себя души могут получить освобождение из сансары
и достичь совершенства.

Пятой Ведой названы "Махабхарата" и Бхагавата-пурана,
именуемая также "Шримад-Бхагаватам".

Утверждается, что понять суть предыдущих четырёх Вед возможно лишь тому,
кто изучил Пятую Веду.

Поэтому "Шримад-Бхагаватам" (Бхагавата-пурану) и "Бхагавад-гиту"
(которая входит в состав "Махабхараты") называют не только Пятой Ведой,
но и Ведой Вед.


        БХАГАВАТА-ПУРАНА ("ШРИМАД-БХАГАВАТАМ")

Бхагавата-пурана -- одна из восемнадцати основных пуран.

Она также известна как "Шримад-Бхагаватам" или просто "Бхагаватам".

После того, как Вьясадева разделил и записал Веды, он изложил их суть
в афоризмах и обобщил их в произведении, которое известно
как "Веданта-сутра". Бхагавата-пурана ("Шримад-Бхагаватам") --
это комментарий Вьясадевы к написанной им же "Веданта-сутре".
Таким образом, в Бхагавата-пуране изложена основная суть Вед.

"Шримад-Бхагаватам" является естественным комментарием к Веданта-сутре,
составленным  мудрецом Вьясадевой -- воплощением Бога -- около 5 000 лет назад.
До составления мудрецом Вьясадевой "Шримад Бхагаватам" передавался в устной форме
на протяжении миллионов лет по цепи ученической преемственности.

Бхагавата-пурана состоит из 18 000 стихов, разделённых на 332 главы
в составе 12 песен.
Она является наиболее полным и авторитетным изложением Ведического знания.

Эту Пурану называют "зрелым плодом древа ведической литературы"
и Ведой Вед, изучение которой способно привести к совершенству каждого человека.

Это трансцендентное произведение представляет собой "сочинение,
состоящее из описаний трансцендентного величия имени, славы, форм,
игр безграничного Верховного Господа...
Оно составлено из трансцендентных слов, назначение которых --
совершить переворот в неправедной жизни сбившейся с пути цивилизации.
Такие трансцендентные произведения, даже если они несовершенны по форме,
слушают, поют и принимают чистые люди, которые безукоризненно честны".

"Шримад-Бхагаватам" (Бхагавата-пурана) -- это трансцендентная наука,
позволяющая постичь Высшую Абсолютную Истину -- изначальный источник
всего существующего, Причину всех причин, Верховного правителя Мироздания.
Это великое произведение ведической литературы называют
"безупречным звуковым выражением ведического знания и ведической истории".

Вот как сказано об этом произведении его же словами:
"Эта "Бхагавата-пурана" сияет словно солнце. Она взошла сразу после того,
как Господь Кришна (а вместе с Ним религия, знание и проч.) удалился
в Свою обитель. Эта Пурана несет свет людям, утратившим способность
видеть в непроглядной тьме невежества века Кали". ("Шримад-Бхагаватам" 1.3.43)

Главное содержание Бхагавата-пураны -- повествования о трансцендентных деяниях
Бхагавана (Верховной Личности Бога) и Его различных воплощений, а также о Его святых и преданных.

Бхагавата-пурана повествует о подлинных событиях и исторических фактах,
происходивших не только на нашей планете, но и на многих других планетах
и планетных системах Вселенной за период с начала её творения.
В ней изложена история Вселенной от её сотворения до разрушения,
представлены генеалогия и жизнеописания царей, императоров,
мудрецов, святых, духовных учителей не только нашей планеты,
но и других планет и планетных систем Вселенной,
включая описание жизни дэвов -- правителей высших миров и райских планет.

"Бхагаватам" даёт также описание миров высшей реальности --
духовных планет Вайкунтх и Голоки Вриндавана, расположенных за пределами
нашей материальной Вселенной.

В Бхагавата-пуране дана подробная информация о устройстве материальной Вселенной,
а также о природе вечных духовных миров, расположенных высоко за её пределами.

В Бхагавата-пуране даны ответы на все вопросы, какие только может задать
мыслящий человек: как устроен мир, кто такой человек и в чём заключается
высшая цель человеческой жизни, как получить освобождение из сансары,
каковы методы самоосознания, как постичь Бога и как приблизиться к Нему.

Согласно Шримад-Бхагаватам, содержащей трансцендентное знание о Абсолюте,
высшая Абсолютная истина -- Бог, Творец и Источник всего сущего -- не есть
безличное начало, а является Личностью. Подобно тому, как каждый человек есть
личность со своей неповторимой индивидуальностью, внешностью, характером
и личными качествами, Бог -- Верховная Абсолютная Истина -- также есть Личность.

Каждый человек -- личность, а Абсолютная Личность (Бог, Господь) --
это Высшая Личность (Верховная Личность):
"Высшее существо, Абсолютная Личность Бога, является совершенной личностью
и обладает законченным и совершенным разумом, позволяющим Ему с помощью
Своих различных энергий управлять всем существующим и в трансцендентных,
и в материальных мирах".

Абсолютная Личность Бога -- Верховное существо, главное и высшее
среди всех живых существ и обладающее высшим разумом и высшим могуществом.

Верховная Личность Бога всегда пребывает на Своей планете -- высшей планете
Мироздания, которая называется Голока Вриндавана.
В тоже время Он вездесущ и пронизывает Собой всё материальное творение,
находясь в форме Сверхдуши (Параматмы) в сердце каждого живого существа.

Все Ведические писания и все авторитеты утверждают, что Абсолютная Истина
имеет имя, и это имя -- Кришна. В соответствии с различными религиозными
традициями и различными представлениями о Боге, люди называют Его
разными именами: Отец, Господь, Аллах, Иегова, Иисус, Создатель.
Согласно Ведам, имя Кришна -- изначальное, высшее и главное имя Бога.
Бхагавата-пурана призывает тех, кто ведёт духовный образ жизни,
медитировать на имя Кришна -- высшее имя Верховной Абсолютной Истины.

Высшая Абсолютная Личность Бога не бесформен.
Он обладает прекрасным трансцендентным человекоподобным телом.
Но его тело полностью духовно и не имеет в себе ничего материального.
В соответствии с описаниями Кришны, данными в Бхагавата-пуране
и других ведических источниках, Он выглядит прекрасным юношей,
Его тело цветом напоминает грозовое облако, Его лицо необыкновенно прекрасно,
в руках Он держит флейту, а волосы Кришны украшены павлиньими перьями.

Целью Шримад-Бхагаватам является Абсолютная истина -- изначальный источник
всех энергий. Абсолютная Истина только одна, и она является Высшей Личностью,
Верховной Личностью Бога, главное имя которой -- Кришна.

Согласно Ведическим писаниям, трансцендентное знание о Верховной Личности Бога
и о взаимоотношениях с Ним -- цель изучения Вед и самая сокровенная часть
Ведических писаний, и постичь это Самое Сокровенное Знание можно только
посредством бхакти-йоги -- преданного служения Верховной Личности Бога, Кришне.

В предисловии к "Бхагаватам" на английском языке издатели писали:
"После составления Бхагавата-пураны, Вйасадева передал её краткое содержание
своему сыну, мудрецу Шукадеве Госвами.
Впоследствии Шукадева Госвами полностью поведал "Бхагаватам" Махарадже Парикшиту
в присутствии святых мудрецов, собравшихся на берегу Ганги у Хастинапура.
Махараджа Парикшит был императором мира и святым царём.
Он был предупреждён, что через неделю умрет, поэтому оставил свое царство
и удалился на берег Ганги, чтобы поститься до самой смерти и обрести духовное
просветление. "Бхагаватам" открывается обращением императора Парикшита
к Шукадеве Госвами: "Ты - духовный учитель великих святых и преданных.
Поэтому я прошу тебя указать путь к совершенству всем людям, а в особенности тем,
кто стоит на пороге смерти. Поведай, что должен слушать человек, что повторять,
о чем помнить и чему поклоняться, а также чего ему не следует делать.
Прошу тебя, разъясни мне все это".

В течение семи дней, вплоть до кончины царя, мудрецы внимали ответам Шукадевы
Госвами на этот и множество других вопросов, заданных Махараджей Парикшитом
и касающихся всего, начиная от природы личности и кончая происхождением вселенной.
Мудрец Сута Госвами, присутствовавший на том собрании, где Шукадева Госвами
впервые излагал "Шримад-Бхагаватам", впоследствии повторил "Бхагаватам"
перед мудрецами, собравшимися в лесу Наимишаранйа.
Заботясь о духовном благополучии всего человечества, эти мудрецы собрались
для совершения длинной цепи жертвоприношений, призванных противодействовать
разрушительному влиянию начинавшегося века Кали. В ответ на просьбу мудрецов
изложить им суть ведической мудрости, Сута Госвами повторил по памяти
все восемнадцать тысяч стихов "Шримад-Бхагаватам", которые ранее
Шукадева Госвами поведал Махарадже Парикшиту.

Читатель "Шримад-Бхагаватам" знакомится с вопросами Махараджи Парикшита
и ответами Шукадевы Госвами, которые пересказывает Сута Госвами.
Кроме того, иногда сам Сута Госвами отвечает на вопросы Шаунаки Риши,
возглавляющего собрание мудрецов в Наимишаранйе.
Поэтому читатель следит сразу за двумя диалогами: первым, который происходил
на берегу Ганги между Махараджей Парикшитом и Шукадевой Госвами, и вторым,
состоявшимся между Сутой Госвами и мудрецами во главе с Шаунакой Риши
в лесу Наимишаранйа. Помимо этого, в своих наставлениях царю Парикшиту
Шукадева Госвами часто приводит примеры из истории и выдержки
из продолжительных философских бесед между такими великими душами,
как Нарада Муни и Васудева. Зная предысторию "Бхагаватам",
читатель сможет легко разобраться в сплетении диалогов и событий,
взятых из разных источников. Поскольку самое важное в повествовании
не хронологический порядок, а философская мудрость,
достаточно просто внимательно отнестись к тому, о чем говорится
в "Шримад-Бхагаватам", чтобы по достоинству оценить глубину этого произведения.

Предлагаемое произведение ценно во многих отношениях.
Для тех, кто интересуется истоками древней индийской цивилизации,
он предоставляет обширную и подробную информацию практически обо всех ее аспектах.
Изучающим сравнительную философию и религию "Бхагаватам" даст возможность
глубоко вникнуть в суть духовного наследия Индии.
Социологи и антропологи найдут в нем примеры практического приложения
принципов мирного и научно организованного ведического общества,
основу единства которого составляло высокоразвитое духовное мировоззрение.
Изучающие литературу откроют для себя величественный поэтический шедевр.
Те, кто изучает психологию, обнаружат в "Бхагаватам" новый взгляд на природу
сознания, поведение человека и философское понимание личности.
И наконец, тем, кто занят духовными поисками, "Бхагаватам" предоставляет
несложное практическое руководство к достижению высшей ступени самопознания
и осознания Абсолютной Истины".



Полный перевод Бхагавата-пураны на английский язык был осуществлён
Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупадой --
основателем-ачарьей Международного общества сознания Кришны.
Его Божественная милость А. Ч. БХАКТИВЕДАНТА СВАМИ ПРАБХУПАДА --
величайший святой, религиозный деятель, гуру, автор,
переводчик и комментатор Ведических Священных Писаний,
основатель-ачарья ИСККОН, крупнейший философ современности.
Непревзойдённый знаток санскрита и Ведической философии,
он перевел на английский и прокомментировал все основные Ведические Писания.
Прабхупада впервые в мировой истории широко распространил
учение основоположника гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху
и познакомил современный мир с Ведическими Священными писаниями,
бхакти-йогой и наукой самоосознания.

Его приход в этот мир и выполненная им миссия были предсказаны Ведами
ещё 5 000 лет назад.
***************************************************




                ПРЕДИСЛОВИЕ к "БХАГАВАТАМ"
       Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады.


Мы должны знать, в чём нуждается современное человеческое общество.
Что же ему нужно? Географические рубежи уже не разделяют человечество
на разные страны или общины.
Человеческое общество не так замкнуто, как в средние века, и в мире существует
тенденция к образованию единого государства, или единого общества.
Согласно "Шримад-Бхагаватам", идеалы духовного коммунизма в той или иной мере
основаны на единстве всего человеческого общества, и более того, на единстве
энергии всех живых существ.
Великие мыслители видят необходимость в распространении этой идеологии,
и "Шримад-Бхагаватам" удовлетворит эту потребность человечества.
Это произведение начинается с афоризма философии веданты джанмадй асйа йатах,
утверждающего идею единой первопричины.

В настоящее время человеческое общество не находится во мраке забвения.
Во всём мире оно добилось значительного прогресса в создании материальных удобств,
образовании и экономическом развитии.
Но где-то в общественном организме сохраняется источник раздражения,
подобный занозе, и поэтому широкомасштабные конфликты возникают
даже по самым незначительным поводам. Необходимо найти путь к миру, дружбе
и процветанию человечества, объединенного общим делом.
"Шримад-Бхагаватам" выполнит эту задачу, так как представляет собой
культурную программу нового одухотворения всего человеческого общества.

Чтобы изменить демонический облик общества, следует также ввести
изучение "Шримад-Бхагаватам" в школах и колледжах, как это рекомендовал
великий преданный Прахлада Махараджа, когда сам был еще учеником.

каумара ачарет праджно
дхарман бхагаватан иха
дурлабхам манушам джанма
тад апй адхрувам Артха-дам

(Бхаг. 7.6.1)

Причиной социальной дисгармонии является беспринципность атеистического общества.
Существует Всемогущий Господь, из которого всё исходит, который всё хранит
и в которого все возвращается на покой. Попытки материалистической науки
обнаружить изначальную причину творения не привели к успеху,
однако такая единая причина, несомненно, существует.
Логичное и авторитетное объяснение этого изначального источника всего сущего
дано в прекрасном "Бхагаватам", или "Шримад-Бхагаватам".

"Шримад-Бхагаватам" -- это трансцендентная наука, позволяющая не только
постичь этот изначальный источник, но и узнать о наших отношениях с Ним
и наших обязанностях по совершенствованию человеческого общества на основе
этого совершенного знания. Это произведение, написанное на санскрите,
обладает огромной силой воздействия.
Теперь оно тщательно переведено на английский язык, так что,
просто внимательно читая его, человек сможет в совершенстве постичь Бога,
и этих знаний будет достаточно, чтобы противостоять нападкам атеистов.
Более того, человек, прочитавший его, сможет привести других людей
к признанию Бога как реальной первопричины.

"Шримад-Бхагаватам" начинается с определения первоисточника всего сущего.
Он представляет собой подлинный комментарий к "Веданта-сутре",
составленный тем же автором, Шрилой Вйасадевой, и, последовательно прочитав
первые девять песней, человек поднимается на высочайшую ступень осознания Бога.
Единственное, что необходимо для изучения этой великой книги трансцендентного
знания -- читать ее последовательно, шаг за шагом, не забегая вперед,
как это делается при чтении обычных книг. Нужно последовательно,
одну за другой, изучить все ее главы. Структура книги, включающая
оригинальные санскритские тексты, транслитерацию, синонимы,
перевод и комментарии, такова, что, прочитав первые девять песней,
читатель непременно придет к осознанию Бога.

Десятая песнь отличается от первых девяти, поскольку посвящена
непосредственно трансцендентной деятельности Личности Бога, Шри Кришны.
Смысл Десятой песни не откроется тому, кто не изучил первые девять.
Вся книга состоит из двенадцати самостоятельных песней, но лучше всего читать их
небольшими частями, одну за другой.

Я должен признать свои недостатки в изложении "Шримад-Бхагаватам",
но все же я надеюсь, что он будет тепло встречен мыслящими людьми
и лидерами общества. Такая уверенность основывается на следующем утверждении
самого "Бхагаватам" (1.5.11):

тад-ваг-висарго джанатагха-виплаво
йасмин прати-шлокам абаддхаватй апи
наманй анантасйа йашо `нкитани йач
чхринванти гайанти гринанти садхавах

"С другой стороны, произведение, содержащее описания трансцендентного величия
имени, славы, форм и игр безграничного Верховного Господа, является
трансцендентным творением, призванным совершить переворот в неправедной жизни
сбившегося с пути общества. Такое трансцендентное произведение,
несмотря на его недостатки, слушают, поют и принимают чистые и безукоризненно честные люди».

ОМ тат Сат
А. Ч. Бхактиведанта Свами"




Со всеми публикациями о Ведах можно познакомиться в сборнике
"О Ведах. Что такое Веды?", который расположен на моей авторской странице.
Ссылка на сборник:

http://www.stihi.ru/avtor/karivestova&book=7#7

               

                ЧТО ТАКОЕ ВЕДЫ?

*ВЕДЫ (Ведические писания) -- древнейшие Священные писания на нашей планете.
Они являются первоисточником любого существующего в мире знания.
Веды называют "апаурушея" -- несотворённые человеком богооткровенные писания.
Веды совершенны, ибо пришли из трансцендентного мира,
расположенного высоко за пределом нашей материальной вселенной.

Веды (санскр. veda — «знание») -- это Изначальные, Совершенные Знания,
переданные человечеству Верховным Господом в самом начале истории Вселенной
как свод законов и правил для гармоничного проживания в материальном мире,
духовного развития и достижения совершенства.

Веды записаны на санскрите -- идеальном, совершенном языке,
который является праязыком древнегреческого, латинского, русского и других языков мира.

Веды сохранились в своём первозданном виде в Индии.

Ведическая литература является бесценным источником как духовного,
так и материального знания, и признана во всём мире.

Веды — это универсальная система знаний, которая не имеет изъянов.
Это совершенное знание, данное Богом, и поэтому слово Вед —
закон для каждого живого существа.