Латник, 3-ья глава

Хатбуллин Ленар
Азраил, ты избрал нас в награду. '
Век, что прошёл в ожиданьи смертей,
был для тебя лишь в мгновеньи серей.
В проторенных дорогах быть смраду,
путь, что оставил я, смерти белей.

Нет, постой! мне напиться — не данность.
Жизнь, не вкусивши меня, прочь бежит,
пыл усмиряя, — Агни не сгорит. '
Нет, рукой загради, дожить малость,
весы кренятся направо; Ифрит, '

лишь покорен Иблису, гори ты. '
Анка, сжигай в пепелище себя, '
крест, что оставлен, забудь, и огня!
Лишь огнём пробуди в нас черноты,
буду лишь пеплом я; сыра земля...

И, Аллат, что глядишь на нас с неба, '
дождь оброни, - превратится он в кровь.
Тела, чьи души блуждают, как вновь.
И, Манат, не гневись на нас слепо, '
ищём мы всего тишину - обескровь.

Как Марид, мы бесплотны, блуждаем, '
Джаннат: достойны ли рок обмануть? '
Видит Аль-Мумин дунью - весь наш путь. ''
Мы в барзахе лишь сенью витаем: ''
в кабрах Мункар и Накир предают, ''

три нам вопроса всего задают:
- Кто господь твой? - Господь мой Ас-Самад '
- Кто пророк твой?  - Пророк мой Мухаммад '
- Веры какой ты?    - Ислам мой приют '
Я ответа держался, боялся.

Трубные знаменья дай, Исрафил, '
громом услышаны, вторит он им.
Мир всколыхнулся в поклоне пустым:
с храмовой горы трубы уловил, - '
мета, что пропастью жизни видим.

Альфа: из глины и воды создал, '
а Хавву ты из ребра, Аль-Фаттах. ''
И Иблис обманул их - в закатах,
Анка сгорает,  - лишь грешный вниз пал:
и скитались, прощены и в хаджах. '

Каусар впереди, но мне больно: '
тонок, как лезвия волос, Сират. '
Вечной я в жизни в плену - Ахират, '
началась и живу я безвольно:
мог бы прервать, но бессмертия раб.

А источник зовёт сладкопевно, '
сердца томленьем изводит - далёк.
Джаннат, прикрытый от грешных, увлёк:
там сады, лишь прикрыты безгневно.
Сенью, Аль-Азиз, бы возле них лёг... '

Начертал Аль-Рахмана восславить, '
слёзы не лить, вниз я пал, от погонь.
Знал я - целует, не жжёт нас огонь,
отмывая прозвание, - вплавить. '
Вера сжигает - Джаханнама вонь. '

Одеянье дано мне из смолы,
скован я цепьми, что режут, как шум.
Главы шайтанов на древе - Заккум, ''
кипятком возгорится до золы,
выжжёт внутри, Ар-Рахим, как самум. ''

Я мертвее душой, чем телесен...
Выжжёт змеиную кожу дотла,
предали пеплу лице - кабала. '
Забери, Аль-Куддус, - я воскресен, '
вечен в страданьях - мне Смерть не мила!

Разве мученья лишь крик отразит?
Всю полынь не извлечь, как не дёргай:
из доверья достал ли ножи Гай? '
Рёв наказанья в нас серой свербит, -
нас в грядущем, Даджжаль, перечёркай!.. '

Молю тебя, Ар-Рафи, о рабе, '
спину клоня, - не прощён в алчбе. '
Молю тебя, Ас-Салям, не в гурьбе. '
Жизнью храня, - не прощён я в хвальбе.
Молю тебя, Ар-Ракиб, о рабе. '

Жить и начнём, умерев, как Аллах, '
лишь, когда мы забудем, что жили.
В череде Азраила смерть, или?
Грай, проводи до края, на крылах, '
я взлечу и не станет, что пели...

15-16.06; 06-08. 17-20. 07.17

Примечания:
1. Азраил (араб. — ангел смерти) - ангел смерти в исламе и иудаизме, который помогает людям перейти в иной мир.
2. Агни - индийский бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Главный из земных богов, основной функцией которого является посредничество между ними и людьми.
3. Ифрит - сверхъестественное существо в арабской и мусульманской культуре. Часто упоминаются в «Тысяче и одной ночи». Проклятые Аллахом, служат Иблису (Сатане). Входят в класс джиннов ада, известны своей силой и хитростью.
4. Иблис - в исламе: имя джинна, который благодаря своему усердию достиг того, что был приближен Богом, и пребывал среди ангелов, но из-за своей гордыни был низвергнут с небес. После своего низвержения Иблис стал врагом людей, сбивая верующих с верного пути.
5. Анка - персонаж мусульманской мифологии, чудесные птицы, созданные Аллахом и враждебные людям. Считается что анка существуют и по сей день, но их численность настолько мала, что встретить их чрезвычайно трудно. Анка во многом сходны своими свойствами с птицей феникс, обитавшей в аравийской пустыне.
6. Аллат (араб. - богиня) - древнеарабская и шумерская богиня неба и дождя
7. Манат (араб. — судьба, рок, смертный рок) - древнесемитская богиня судьбы и возмездия. Почиталась на всем Аравийском полуострове, в частности, на северной и в центральной части, как дочь Аллаха, сестра Аллат и Уззы. Также почиталась как царица загробного мира и хранительница могильного покоя.
8. Марид - мифологический персонаж в древнеиудейских и арабских преданиях. Мариды — бесплотные и бесполые духи, которые могут быть как добрыми так и злыми. Предстают в виде летучего эфирного вещества или в виде белых людей с белыми бородами, в белой одежде, а изо рта и ноздрей у них выходит огонь.
9. Джаннат (араб. — сады;) - в исламской эсхатологии: райский сад, в котором после Судного дня (киямат) будут вечно пребывать праведники.
По преданию, мариды были прокляты и изгнаны из Рая. Но впоследствии перехитрили стихии Земли, покинули Мир Теней и вновь поселились в Царстве Света.
10. Аль-Мумин - имя Аллаха.
В имени рассматриваются два аспекта: Бог как источник стабильности и защищённости с одной стороны, и как источник веры в сердце человека с другой. Объясняется, что вера является наивысшим даром Аллаха и она защищает от любых бед. Это имя происходит от глагола «верить», как и арабское название верующего — мумин.
11. Дунья - в исламе: весь материальный мир, окружающий человека вплоть до его смерти. Согласно исламской догматике, после смерти для каждого человека наступает следующий мир (ахират). Ахират вечен, а дунья конечна.
12. Барзах (араб. — преграда;) - в исламской эсхатологии промежуточное состояние, в котором пребывает человеческая душа в период между смертью и днём воскресения.
13. Сень (трад.- поэт.) - то же, что и тень.
14. Азаб аль-кабр (араб. — могильные муки;) — в исламской эсхатологии испытание, которым подвергается человек после смерти.
Арабское слово азабун означает «мука», «страдание», а слово кабрун — «могила»
15. Мункар и Накир - в исламской эсхатологии ангелы, которые допрашивают и наказывают мёртвых в могилах (Азаб аль-Кабр).
16. Ас-Самад - имя Аллаха.
Символизирует вечность и независимость Аллаха. Он тот, которому все подчиняются; тот, без чьего ведома не происходит ничего; тот, в ком нуждаются все во всём, а сам он не нуждается ни в ком и ни в чём.
17. Мухаммад - арабский проповедник единобожия, основатель и центральная фигура ислама. По мнению мусульман, является пророком. Согласно исламскому вероучению, Аллах ниспослал Мухаммеду своё священное писание — Коран.
18. Ислам - (араб. — «покорность», «предание себя [Богу]») — самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия. Число приверженцев — более 1,55 млрд человек, проживающих в более чем 120 странах мира.
19. Исрафил - в исламской эсхатологии вестник страшного суда.
Стоя на иерусалимской горе, Исрафил звуками трубы возвестит о воскрешении мёртвых для страшного суда.
20. Храмовая гора - обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима.
21. Альфа - первая буква греческого алфавита.
Популярное название для всего первого, главного или лучшего.
22. Адам и Хавва - в исламе — первые люди на земле, предки всего человечества. Персонажи Корана и исламских преданий.
23. Аль-Фаттах - имя Аллаха.
Тот, кто раскрывает скрытое, облегчает трудности, отводит их; тот, у кого ключи от сокровенных знаний и небесных благ. Он раскрывает сердца верующих для познания его и любви к нему, открывает нуждающимся врата для удовлетворения их потребностей.
24. Хадж - паломничество, связанное с посещением Мекки (Масджид аль-Харам) и её окрестностей (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина) в определённое время.
25. Каусар - (араб.; — изобилие) — в исламской эсхатологии одна из райских рек, дарованных пророку Мухаммеду.
26. Сират (араб. — путь;) - в исламской эсхатологии, мост, который расположен над огненной преисподней. Мост Сират очень тонкий и не превышает размеры волоса и острия лезвия меча.
27. Ахират (араб.; — конец, последний, будущая жизнь) — в исламской эсхатологии потусторонний мир, единственно вечная и важная жизнь для человека.
28. Сладкопевно (устар.) - красиво, приятно или льстиво говоря, выражаясь.
29. Аль-Азиз - имя Аллаха.
Указывается, что нет никого, более могущественного, чем Аллах. В качестве проявлений могущества Аллаха в исламском богословии перечисляются сотворение Богом людей, их поступков, помощь праведникам, и создание природных явлений, как и всего сущего во вселенной.
30. Аль-Рахман - имя Аллаха.
Оно может применяться исключительно для обращения к Аллаху. Оно имеет много значений, относящихся к понятию милосердия.
31. Прозвание (устар.) - имя, фамилия.
32. Джаханнам (араб.; — ад;) — в мусульманском учении наиболее распространённое название геенны или ада.
33. Шайтан - в исламском богословии, представитель категории злых духов, враждебных Аллаху и людям. Могут принять человеческий облик. После Дня суда (киямат), шайтаны вместе со своим господином — Иблисом, обречены на адские муки.
34. Заккум - в Коране адское дерево, растущее из «корня геены» (Коран 37:62-65), плоды которого представляют собой головы дьяволов.
35. Ар-Рахим - имя Аллаха.
Считается, что оно происходит от слова ar-Ra;man, означающего милосердие. В исламском богословии считается, что имя Ар-Рахман включает все типы сострадания Бога, в то время как Ар-Рахим означает действие по отношению верующим и оно может использоваться в качестве характеристики человека.
36. Самум - (араб. — знойный ветер) — сухие, горячие, сильные местные ветры пустынь, налетающие шквалами и сопровождающиеся пыле-песчаными вихрями и бурей; песчаный ураган.
37. Кабала - Полная, крайне тяжёлая зависимость угнетённого человека, подневольное положение.
38. Аль-Куддус - имя Аллаха.
В основе имени лежит слово Quadusa, означающее быть чистым, святым. Также это имя переводят как «наиболее чистый», в ознаменование того, что Аллах свободен от пороков, недостатков и человеческих грехов.
39. Гай Юлий Цезарь - древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель.
Имеется ввиду его убийство - заговор сенаторов, и отсылка к тому, что он произнёс: "И ты, Брут?"
40. Даджжаль - (араб. — обманщик;) — в исламской традиции: лжемессия, аналогичный христианскому Антихристу. Его появление является одним из признаков приближающегося Конца света.
41. Ар-Рафи - имя Аллаха.
Возвышающий уверовавших, которые заняты богослужением; удерживающий на высоте небо и облака.
42. Алчба (книжн., устар.) - то же, что алчность.
43. Ас-Салям - имя Аллаха.
Аллах защищает верующих от всех опасностей. Являясь источником мира и гармонии, он дарует мир и защиту рая верующим.
44. Ар-Ракиб - имя Аллаха.
Следящий за состоянием своих созданий, знающий все их деяния, фиксирующий все их деяния; тот, от контроля которого никто и ничто не уходит.
45. Аллах - в арабском языке — термин обозначающий слово «Бог» — арабское слово, означающее единого и единственного Бога, творца мира и господина Судного дня. В исламе — Бог, пославший к людям своего посланника (расуль) Мухаммада.
46. Грай (нар.- поэт.) - громкий беспорядочный птичий крик.