1. Что делать, если не знаешь, кто виноват?

Миоль
         Из цикла «Предвыборные прогулки по городу»


   Памятники и городская скульптура не просто увековечивают, но и облагораживают лицо любого города, прибавляя его облику индивидуальности. Наконец-то пришло время городской скульптуры, которая уютно оттеняет уголки  центра, где градоначальники с народом могут полюбоваться красотой Рязани. Однако, было время, когда местные власти пытались окультурить и окраину, обустраивая дворы новых районов. В 1950 году на улице Чернышевского был разбит симпатичный скверик и установлен памятник революционеру-демократу, роман которого в те времена входил обязательным изучением в школьную программу. Бывшие школьники (по мере сил) почитали классика, сочувствовали ему и героям, сны Веры Павловны считали интереснее собственных, а кто-то даже пытался полежать на гвоздях…  И в итоге?  В итоге автора риторического вопроса «Что делать?» знали в лицо.
   Сегодня, увидев фотографию памятника в Сети, кто-то спросил: «Что за мужик и где стоит?» Оказалось, что об этой рязанской скульптуре не знают даже художники с архитекторами. Какой-то «левый» Чернышевский?
    В наше время часть города, где литературные классики собрались улицами Гоголя, Льва Толстого, Чернышевского, Николая Островского – самый неухоженный район «страны берёзового ситца» или «столицы ВДВ», как любят именовать Рязанию горожане.
    Странно, что скульптуру классика революционной мысли еще не повалили, не надругались над ней, отломив какую-то деталь, как это сделали  с гипсовыми лосями в почти таком-же дворике на пути  к улице Чернышевского. ("Лосиха-мать с детёнышем" напротив детсада в районе бывшего уже кинотеатра «Юность») или со скульптурой молодых людей 50-х годов во дворе ул. Братиславской, 18\1)
    Пытаюсь пробраться через скверный (от слова «сквер») бурелом и подхожу ближе к памятнику…
    Он мне нравится, этот гипсовый Чернышевксий!
    Он ничуть не хуже отлитого в бронзе, что стоит на площади Саратова (откуда родом демократ) возле зданий консерватории и Саратовского государственного университета.
     Хочу узнать имя скульптора и натыкаюсь на справку: « История создания памятника Чернышевскому точно не известна, но уже много лет в городе живет красивая и интересная версия о том, что наш памятник – точная копия памятника Чернышевскому в Саратове (автор – скульптор А.П. Кибальников). Согласно этой версии памятник отлит с оригинальной формы на одном из предприятий Подмосковья и установлен в Рязани во дворе домов на улице, носящей имя писателя. Долгие годы памятник был своеобразным культурным центром района, а затем был забыт, заброшен и практически разрушен.»
   Друзья мои, доколе мы будем оболваниваться красивыми версиями? В середине прошлого века Рязань (зачем-то) установила памятник писателю и … благополучно забыла имя его автора? Конечно, памятник Чернышевскому – это вам не свинья у банка и не гриб с глазами, потому ни бронзы, ни имени автора вроде бы и не заслужил? Стоит, разрушается под небом рязанским: и писатель хороший, и памятник неплохой. А кому не довелось видеть саратовского Чернышевского, можете поверить: ничего общего НАША скульптура не имеет с той, что возвышается над Волгой. Из сетевой справки соответствует действительности лишь абзац о том, что памятник был забыт, заброшен, разрушен. И совсем не  сказано о запустении «сквера», где Чернышевскому надлежало застыть в вечной думе над  осточертевшим не только ему вопросом, на который в Рязани ( абсолютно точно! ) ответа не найти никогда.    
   И всё-таки… Если попытаться хотя бы приблизиться к вопросу, не перекладывая решение проблемы на волонтеров (самый дешёвый вариант в решении бесхозяйственных проблем).
    Почему не облагородить территорию сквера (если это – сквер!), сделав ее культурным местом улицы, которая носит имя писателя?
    В этом же дворе располагается детская музыкальная школа № 5 имени В.Ф. Бобылёва, давшая путёвку в профессию многим юным музыкантам.
    Вот вам и культурный центр, где с прошлого века сиротливо ютится классик.
    И пусть они – памятник литератору и ДМШ – совсем не в унисон, пусть!
    У нас так – сплошь и рядом: филармония имени Есенина –  с памятником Павлову перед концертным залом.
    Библиотека имени Есенина – с  Надеждой Чумаковой,
    а прекрасный скульптурный портрет Есенина работы легендарной А.П.Усаченко упрятан в сквер Наташи Климовой.
   Ну... «Что делать?», любят в городе народу голову морочить и по сей день.
   Довелось услышать однажды:
– А почему у филармонии – гриб?- удивляется пожилая дама
– А где ему быть?- тут же выскакивает откуда-то хамоватый женский лай.
– Уж наверное не у концертного зала!
– Иди мимо, если Рязань не любишь! -  бойко повизгивает «рязанский менталитет».
   Вот и весь сказ… Пытаться объяснить «градолюбам», что авторы вопроса любят Рязань не меньше псевдопатриотов, не имело никакого смысла. Странно, что не пришла в голову чиновникам, отвечающим за культуру и облик города, мысль поставить возле концертного зала изящную скульптуру музыканта, а тяжеловесный гриб, уж если он нужен до зарезу, установить возле Центра н а р о д н о г о творчества в том же парке, где он пришёлся бы к месту больше, чтобы вопрос ««На фига здесь гриб?» не тащил за собой следующий: «КТО  ВИНОВАТ в том, что грибы с глазами растут возле концертного зала?» (Хорошо, что в Рязани нет улицы Герцена!).
    Музыкант у филармонии, читатель - у библиотеки им. Горького, лицедей –  возле драмы, петрушка - у кукольного, группа циркачей в известном месте. Это было бы красиво и к месту. Или в Рязани свиньи и грибы пока определяют вкус и побеждают, потому что «гриб с глазами» -  это образ, доступный каждому, как и бронзовая свинья возле банка? Подошёл, потёр пятак – и будет тебе «щастье». А от музыканта какой прок? Да и эстетика – субстанция хрупкая, не для массового потребления.
    Что делать со всем этим, господин Чернышевский, укоренившийся гипсовой скульптурой на задворках Рязани среди бурьянного великолепия?
    И кто виноват в том, что один из скверов города имеет столь неухоженный вид?
    «…Грехи не выставляйте напоказ…\ Неслышно рядом подрастают дети и могут стать похожими на нас» (Г. Серебрякова)
  Становится не по себе, когда видишь малышей, идущих  в музыкальную школу мимо заброшенного «сквера», в котором белеет одиноким парусом еще более одинокая фигура русского писателя Николая Гавриловича Чернышевского, оставившего  потомкам неразрешимый вопрос «Что делать?».


               
17 – 24.07.2017

Специально для «Новой газеты»





На фото: памятник Чернышевскому в Рязани (фото автора) и Саратове


        ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

1. Что делать, если не знаешь, кто виноват?
http://www.stihi.ru/2017/07/24/4251

2. Тротуарки
http://www.stihi.ru/2017/07/24/6354