2. Развалины Алеппо на улицах Рязани

Миоль
 

           Из серии «Предвыборные прогулки по городу»



   Открываешь утром Яндекс, а там тебя огорошивают информацией о том, что ещё столько-то денег выделено на ремонт дорог в Рязани. «Радость, со слезами на глазах» переполняет тебя и ты почти уже готова возгордиться, если бы не одно «но»… Как всегда найдется какая-нибудь закавыка, которая помешает испытать искреннее чувство гордости оттого, что… хоть  с дураками у нас пока по-прежнему, но зато с дорогами… явно лучше.
«Чем не довольна-то?»- спрашиваю себя.
   И становится как-то …
  Даже не знаю, как становится, но понимаешь вдруг, что машины – это наше всё.
   Не люди, нет, которые делают и машины в том числе.
   Не человек, который «звучит гордо!» (ах, как вбивали нам в головы этот горьковский  постулат на протяжении всей советской эпохи!).
   О чём это я?
   Наверное, о культуре, которая определяется не тем, какой респектабельный вид имеет пупок города, по которому пролетают машины градоначальников или въезжают эскорты «ревизоров» из первопрестольной.
   Красными углами испокон русская земля славится. Чем, чем, а углами и Рязань гордиться может. Правда, только теми, которые расположены в центре её жизнедеятельности. А если свернуть от центра чуть в сторону и посмотреть не на дороги, а на тротуары? Пишу «посмотреть», потому что пройтись по ним – особое мужество требуется.
   Давайте начнём с улицы Гоголя, о которой «Новая» уже писала не так давно в рубрике «Быль в глаза». Если для машин что-то делается в этом месте, то для людей – с прошлого века – ничего. Да это и понятно, скажет вам любой автовладелец! Машина – это дорого, это – кредиты и займы, это экономия и ущемление себя не один год, это счастливое приобретение с нескрываемой гордостью от покупки и мучительной выплатой после. Это – ощутимое удовольствие и знаковое событие.
   А что же человек?
   Продукт бесплатный, который часто заявляет о своём намерении появиться на свет совершенно неожиданно для будущих владельцев. Его вроде бы еще и не планировали, а он – нате вам – здравствуйте! И главное – даром! А иногда и с доплатой, пусть смехотворной, но всё же!
   И потом… Если машину можно поранить на плохих-то дорогах, то человеку…
   Что ему сделается?
   Вывих голеностопа?
   Перелом тазо-бедренной?
   Шейки бедра?
   И что?
   Заживет твоя шейка, Человек!
   Это же не машинин мост раздолбить вдребезги, понимаешь ли…    Деньги-то какие на ремонт! А тебе в травмпункте гипс – бесплатно, сиди месяц, не парься, заживляй на здоровье. Не так срастётся, -  еще раз сломают и снова загипсуют. И никаких трат!
   Идёшь по улице Гоголя и чёрте что лезет тебе в голову, и страшно становится за старушку, которая спотыкается впереди тебя, и за молодую мамашу, несущую младенца на руках, и за девушку, решившую надеть красивые туфли на высоком каблуке.
 - И не жалко ей туфли!  –  подумалось мне.
 - И не жалко ей ноги – отозвалось эхо!
Ощущение такое, что эту улицу всё время бомбят, причём, бомбят прицельно, не промахиваясь. Летом здесь рытвины, ямы и осколки когдатошнего асфальта, осенью и весной – лужи и грязь, а вот зимой… Пожалуй, зимой поровнее будет, потому что тот самый человек, который звучит гордо, прокладывает, утаптывает и шлифует тропу, именуемую тротуаром города. Нечётная сторона улицы в большей части вообще лишена пешеходной зоны, а потому, чтобы пройти, нужно ломать ноги на чётной стороне или пытаться проскочить опасный отрезок по проезжей части.
    Всё, что пересекает улицу Гоголя, находится в столь же плачевном состоянии – узкие, в прошлом веке заасфальтированные тропы, разбитые временем, непогодой и пешеходами. Высокорослый бурьян радует глаз сочными разноцветными всходами – малиновый чертополох и голубой цикорий, розовый и белый клевер и ядовитый борщевик в половину человеческого роста. Идёшь к музыкальной школе № 5, как по деревне, - любуешься, вдыхаешь… Тротуар настойчиво пробивают ростки дикой зелени, которым жить хочется так же, как и человеку, идущему по Гоголя, - выжить или не разбить музыкальный инструмент, если идёт с ним ребёнок на занятия. А ведь тоже, пострел,  залюбуется, споткнётся, а там, в футляре,  отзовётся болевым стоном его маленькая скрипочка, получив трещину деки. Кто будет виноват? Конечно, ребёнок! Иди и смотри себе под ноги, лоботряс, и не глазей по сторонам, «Моцарт»!
   Особого разговора заслуживают фасады домов, являющих собой безобразно – удручающее зрелище. Понятно, что не центр города, но… господа начальники, здесь ведь тоже живёт важная часть вашего электората, о которой вы не вспоминаете и тогда, когда маячит впереди чиновничье кресло.
    Та же ситуация ближе к центру – на улице Гагарина, где целый квартал занимает старейший в России радиотехнический университет – гордость не только Рязани. Тротуары с обеих сторон улицы – филиалы Алеппо! Понятно, что студенты – народ шустрый и проскочить смогут, но даже студентов становится жаль, видя, как они лавируют- лавируют, чтобы вылавировать за чугунную ограду универа, не сломав ни ноги, ни каблука.
   Есть возле радиоуниверситета, на остановке, островок хорошего настроения, где расположены торговые палатки. Возле них часть пешеходной зоны выложена тротуарной плиткой. Обязывают частных владельцев облагораживать вокруг себя территорию? А как быть с госуниверситетом? Может (глупая шутка от безнадёги!), бросить клич и собрать со студентов? Или закатать в асфальт тех, кто отвечает за дороги не только для машин, но и для людей?
– Глупости всё это, - размышляет вслух старушка на остановке. – Пусть по этой улице каждый день пешком ходит руководство города. В ботинках на тонкой подошве и туфлях на высоких каблуках. Пару раз навернутся если, то, может, и поймут… Хотя вряд ли, - добавляет она, вздыхая.
   Люди на остановке объединяется вокруг проблемы, считая, что ее  не решить никогда, потому что живут в этом районе долго, а сдвигов не наблюдается.
– А кто здесь из руководства-то бывает? Чай, не студенты, отучились давно. А чада их, поди, на машинах приезжают, - вздыхает женщина, садясь в подошедший троллейбус.
   Эта же самая разбомблённая дорожка (фронтовая?) и на улице Пушкина по направлению к ЦПКиО – вдоль всего корпуса радиовуза. И большой отрезок пути к поликлинике № 6, дойти в которую людям пожилого возраста требуется ловкость и большая сила воли.
   И идут, и преодолевают, и падают, и вывихивают, и даже ломают… Правда, территория у самой поликлиники тоже выложена тротуарной плиткой, но до неё ещё нужно дойти, понимаете ли… тут уж… кому как повезёт!
   Как быть и что делать?
   Разные городские проблемы обозначены всё одним и тем же вопросом, который задал России демократ-разночинец Николай Чернышевский, а ответа на него до сих пор не знает никто.
   За машины, конечно, радоваться можно, но хотелось бы, чтобы и к пешеходам на тротуарах было бы чуть больше уважения, чем теперь. И не только в предвыборное время, как это обыкновенно у нас бывает.



24.07.2017

               

 Специально для «Новой газеты», фото автора (ул. Гагарина)


ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

1. Что делать, если не знаешь, кто виноват?
http://www.stihi.ru/2017/07/24/4251

2. Тротуарки
http://www.stihi.ru/2017/07/24/6354

---

3. Любовь моя, печаль моя - СОЛОТЧА
http://www.stihi.ru/2010/06/26/2917