Голландский натюрморт. ч. 2

Ольга Сергеева -Саркисова
 

 Мы видим, что голландский натюрморт отличается символичностью. Все предметы имеют своё значение.
Особенностью голландской живописи была специализация художников по жанрам. В рамках натюрмортного жанра существовало даже разделение по отдельным темам, одни писали в стиле "Жизнь с крабом" ,т.е натюрморт с крабом("Still Life With Crab"), "Жизнь с лобстером", другие, например, Клара Петерс, "Still life with fish, oysters and shrimps"-  "Натюрморт с рыбой, устрицами и креветками" и т.д. причем, в разных городах были свои излюбленные виды натюрморта, и если живописцу случалось переехать в другой город, он часто резко менял своё направление в искусстве и начинал писать те разновидности жанра, что были популярны в этом месте. От мясной или рыбной тематики переходили к изображению роскошных цветов или фруктов.
Харлем стал родиной самого характерного вида голландского натюрморта — «завтрака». В картинах Питера Класа изображается накрытый стол с яствами и посудой. Всё ещё скромно и монохромно на полотне, нет буйства красок и очень сдержано по цвету. Мастерами этого направления являлись Питер Клас и Виллем Хеда. Оловянная тарелка- которая и сегодня очень популярна в Германии и Голландии, она пришла от монахов и имеет особую ценность. Похлёбка в ней вкусней, как уверяют многие. Селедка или ветчина, булочка, бокал вина, скомканная салфетка, лимон или ветка винограда, столовые приборы — скупой и точный отбор предметов создает впечатление стола, накрытого на одну персону- угощается человек "чем Бог послал". 
   А вот В Утрехте получил развитие пышный и нарядный цветочный натюрморт. Главные его представители -прославившийся тщательностью письма — Ян Давидс де Хем, Юстус ван Хейсум и его сын Ян ван Хейсум.
Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта
« vanitas » (суета сует).  Vanitas занимает серьезное место в творчестве многих голландских мастеров того времени: Якоба де Гейна Младшего, Дэвида Гейна, Хармена Стенвейка и др. Лучшие образцы «ванитас» - не страшилки, которыми хочет испугать художник, они не вызывают ужас, а скорее это приглашение к раздумьям о самых важных вопросах бытия, к спокойному и мудрому созерцанию, анализу жизни....
        С середины 17 в. В моду входит "роскошный натюрморт" Бюргеры богатеют и хотят опредметить свой достаток и богатство в художественной форме  в натюрмортах. Они наполнены предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, бюсты, драгоценная утварь, перламутровые и другие морские раковины- в них тоже видели символы разврата, вагины  или чувственные удовольствия, соблазн, (цветы, фрукты). Фокус внимания художников спустился с небес на землю, теперь их интересовали не благочестивые размышления, а пристальное изучение подробностей материального мира. 
Мы замечаем ,что постепенно от скромных "монохромных завтраков" художники перешли к написанию роскошных "банкетов" "пиров", к "десертам" накрытым не для одного человека, а для большой компании. Вот где был настоящий пир красок. Многообразие цветов, фруктов, дичи, рыбы- всё говорило о богатстве, роскоши  и удовольствиях человека, хотя его самого не было видно на полотне,(чаще всего) но его присутствие всеми ощущалось. 

  (Продолжение следует)
    *Натюрморт Хеда. С римским бокалом. Амстердам.