Голландский натюрморт Тихая жизнь ч. 3

Ольга Сергеева -Саркисова
   Голландский натюрморт,- это сказка наяву...
 Особо привлекают внимание раковины со всего света, они разные и формой, и цветом. Многие из них расчищены кропотливым трудом до перламутра, снят верхний слой извести с них и вот, перед вами уже проявляется необычная красота, скрытая под слоем тины, наростов и окаменелостей. Это намёк на то, что не нужно смотреть только на оболочку человека, всё прекрасное не сразу открывается. Раковины трактовали по-разному- как символ одиночества, пустой дом, заброшенность, символ путешествий, редких удовольствий....и сексуальности. Такие раковины, как Тигровые ципреи,королевские конусы, гребни Венеры, оливки, каури, тридакны, мурексы, шлемы, донны - с удовольствием писали художники жанра "тихой жизни". С морскими животными и раковинами любили писать многие - -Ян Хеем, ван Хеда, Бальтазар ван дер Аста, Франс Снайдерс, Клара Питерс, Клас ван Харлем. А ещё особую нотку своего изящества вносил Георг Флёгель основатель немецкой школы натюрморта эпохи барокко- у него на полотне жили жуки-олени, обязательно! Он писал застольные сценки или рыночные с морскими дарами или трофеями с охоты,- символы бренности мира, с различными птицами, грызунами,-мышками, насекомыми, божьими коровками, пауками, мухами- символ зла, грязи ... бабочками, как символами не только бессмертия души,а обновления и добавлял их в свой мир натюрморта, впуская живинку в работу. Доказывая, что жизнь она везде...жизнь, и она бесконечно разнообразна. Здесь проступает момент философии Востока- благоговейное отношение к жизни, ко всему живому.
 Как они любили писать изобилие, пир! Уже представляешь этот пир...всё дышит теплом человека и дарит радость бытия. В других натюрмортах, менее аппетитных, но очень интересных  различными диковинными предметами, рассыпанными по столу: часы о многом расскажут, о состоятельности хозяина, о бренности мира, принято относиться с уважением ко времени, ценить его, иначе многое может поменяться не к добру, брошенные ключи и забытые... все они разные по размеру: одни, совсем малюсенькие, от шкатулок, в которых хранят обычно самое дорогое- любовные письма- символы человеческих отношений, деньги, дорогую сердцу вещицу от любимого- кольца- символ преданности и верной любви,, серьги, броши... иногда они прорываются на полотно и мы вместе пытаемся разгадать их тайну и  храним её, или вот другие, огромные- от амбаров, дверей мельниц, храмов, домов и складов. Они рассказывают о богатстве  и состоятельности заказчика. Компасы ,глобусы и старинные карты напомнят нам о дальних странствиях и дадут подсказку, что в этом доме живут моряки и путешественники. Возможно разговор пойдёт о кладах, которые зарыты где-то далеко. Особенно, если рядом на полотне соседствуют раковины со всего света- трактуются в этой связи как символы путешествий как во внутрь человека, так и во вне. Вот добрались и до черепов... черепа- всегда напоминание о том, что "ничто не вечно под луной", жизнь быстротечна...не трать её зря, смерть всегда рядом, чтобы вы не теряли вкус к жизни... Это философский посыл человеку, напоминание о первичных и вторичных ценностях в этом мире. Художник говорит нам- - цени жизнь, во всех её проявлениях. Вот перо с последней каплей чернил - что- то ты не успел ещё создать, написать, отправить далёким и близким - возможно любовное письмо с признанием, которое может поменять твою жизнь в корне, сделать тебя счастливым, или документ о наследстве, завещании, которым нужно правильно распорядиться, никого не обидеть... Книги- источник знаний, скатерти разные- о достатке и хозяйственности . 
    Материальный мир интересовал всех и полотна служили вместо книг, по которым можно было рассказывать обо всём. Флёгель учился у нидерландского художника Лукаса ван Фалькенборха и помогал писать цветы, фрукты. Много писал акварелей. Из семерых его детей двое тоже стали живописцами.
Полное изобилие всего процветало на полотнах мастеров, как и в жизни. Натюрморт входит в моду и завоёвывал пространство кухонь, столовых и приёмных залов, где проводились встречи с гостями.


   ( продолжение следует)