И маску снимал, и колпак он срывал

Ольга Ботолина
                Прямо к сердцу из прошлого движется
                дилижанс, запряжённый весной.
               Наталья Лаврецова, сб. «Числюсь по России», стр. 117, г. Псков
 
   Примерно так же я восприняла известие о том, что в один из майских дней в Новгород едут литераторы из Пскова! Весна заиграла немыслимыми красками-эмоциями! И – позвала.   
   
   Наконец-то сбылось, наконец, состоялось.
   Я растила ту встречу долгих две пятилетки.
   Но к досаде – неузнанной гостьей осталась.
   И в пространстве - во времени: пухом тополя с ветки…
   
   Я запомнила не только месяц, но и число – бывший советский день пионерии,  19 мая, когда в новгородской библиотеке ДК «Город» состоялась очередная литературная встреча любителей поэзии.  На этот раз ждали творческий коллектив из Пскова. Я пришла в читальный зал одна из первых – была на то причина. Помимо любопытства и желания пополнить знания о поэтах региона, мной руководил и корыстный интерес: использовать возможность разыскать Наталью Лаврецову, известного автора здешних мест.  Поскольку Интернет мне в этом не помог, я уцепилась за мысль: а вдруг получится разузнать о ней хоть что-нибудь от гостей-псковичей?!
   Зачем, спросите вы? Дело в том, что ровно десять лет назад наши пути пересекались в городе Каргополе Архангельской области на выездном литературном семинаре «Поэзия севера всегда молода» и оставили яркий след в воспоминаниях о том событии. Там-то и подарила она мне поэтический сборник «Числюсь по России» с рифмованным автографом. Частенько перечитываю книгу, открывая каждый раз что-то новое для себя.  Доказательство тому – обилие закладок на любимых страницах.
   Жили мы те памятные три рабочих дня в одной общежитской комнатушке – как не запомнить? К тому же я советовалась с Натальей, какие стихи из вышедшего год назад сборника «Рябиновая россыпь» читать перед почтенной комиссией: И. Яшиной, председателем РОСПРФ, Е. Кузьминой, её заместителем (Архангельск); заведующим отделом поэзии и критики журнала «Современник» С. Куняевым (Москва). Как-никак, судьба свела с яркой личностью, членом Союза писателей России, лауреатом литературных премий – международной Пушкинской (Нью-Йорк); им. Бориса Кравченко (Петрозаводск, Карелия). К тому же - автором трёх поэтических книг: «Вверх по горизонтали», «Дом, которого нет», «Числюсь по России». (Последнюю автор посвятила 1100-летию Пскова). И чтобы вот так, запросто…
***
   Судя по тому, что члены ЛИТО с 30-летним стажем активно колесят по городам и весям страны, достаточно приличные лирики должны прибыть из Пскова. Шутка ли: Старая Русса, Торжок, Тверь, Коми (Ухта), Киров, Пермь... Теперь вот - Великий Новгород. Наверное, не впервые. Впервые – для меня.
Конечно, спустя годы, мы изменились внешне, и я поначалу уловила лишь общие памятные черты в облике Натальи. Но узнать – узнала.
   Полтора часа читали свои произведения пять авторов: кроме Натальи Лаврецовой - Валентина Алексеева, Вера Сергеева, Надежда Каменчук,  Владимир Шульц – инициатор и руководитель встречи.  Темы-проблемы без прикрас: о житье-бытье,  о Родине, о войне и мире… Не обошлось, разумеется, без пушкинской темы. «Зажги в себе свечу!» - призывает в своем стихотворении Владимир Шульц. Этот призыв и стал на встрече основным, отразив задачу визита псковичей-литераторов в Великий Новгород.
  ***
  В конце выступлений (не без волнения) я попросила слова, предложив одной из гостей узнать меня: вопрос остался без ответа. Удивилась. Немного огорчилась. Стала зачитывать «подсказки» с автографа на титульном листе: «Милым людям, истинным творцам – Ольге и Татьяне  от автора» (мы участвовали  в работе семинара с сестрой). В глазах – вопрос… Продолжаю:  «Хотя Куняеву Сергею и я читать стихи не смею, но вам, Татьяна с Ольгой, вам, прочту – и даже без 100 грамм»… Поскольку в моих руках был авторский сборник, Наташа узнала его и догадалась, что речь идёт о ней: «Это я? Я так написала? Ничего себе, хоть книгу издавай…»  С последней надеждой напоминаю: север, Каргополь, литературный фестиваль, 2007-й…

… Поскольку я так и осталась неузнанной, назвала себя и, перекинув мостик от новгородского «наречья» к поморской «говоре», рассказала стихотворение на диалекте «Соседке»:

- Ой, что-то, девка, ты давно не наезжала.
На городах-то все одно - не то.
Чего-то ты порато исхудала.
Аль от учебы, али сушит кто?
Куды ты подевала свои косы?
Каку-ту моду выдумали нонь,
Все своенравны стали, своеносы.
Уж молодежь-то нынешню не тронь!
И на себя-то стала не похожа,
Совсем как парень, брюки-ти надев.
А я и впрямь подумала: не гоже
Старинные традиции презрев,
Везти в деревню город -
Ведь могла бы
Приехать в платьице, и к дому - босиком!
Так нет, иду степенно, величаво,
Траву ломая острым каблуком.
Она свое:
- Совсем уж стара стала.
Не до фасону мне, не до красы.
Мне только помереть уж и осталось,
Одни воспоминанья от косы.
Нога болит. И наперед прогнозу
Погоду мне диктует завсегда.
Непрошено в глазах блеснули слезы -
Как жизнь, солено-горькая вода.

Получилось уместно, встретили хорошо. Наталья подошла ко мне после, объясняла, что очень многим приходится подписывать книги, всех не упомнить... Ну что тут скажешь… Воистину: не сотвори себе кумира!
…Чтоб всем на восхищение,
И лишь тебе – назло! (Н. Лаврецова, «Надену юбку узкую», стр.120)
Июль, 2017