индуизм

Анфиса Третьякова-Федина
Начиная с середины XX века на Западе началось активное увлечение
восточными религиями. Многие кумиры молодежи, в частности такие
титаны поп-культуры, как «Битлз» увлекались индуизмом. Идея
«устарелости» христианства и «прогрессивности» индуизма, благодаря
своеобразной «поп-рекламе», нашла себе немало последователей среди
западной молодежи, в результате чего, как своеобразная попытка соединить
западную культуру с восточной, возникло новое движение, получившее
название New Age.
Россию называют страной победившего оккультизма, однако нужно
отметить, что на Западе оккультизм победил уже давно.
Индуизм представляет собой не какую-либо одну религиозную
систему, а, скорее, совокупность религиозных систем. При этом каждая из
них имеет свои специфические черты и может во многом отличаться от
других систем. Существует девять основных философских школ Индии:
чарвака, джайнизм, буддизм, ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса,
веданта. Большинство из них давно уже отошли в область истории и сейчас
имеют очень незначительное число последователей или не имеют вообще.
Индийские философские школы делятся на два вида: ортодоксальные и
неортодоксальные. Ортодоксальные принимают авторитет Вед,
неортодоксальные его отвергают. К неортодоксальным относятся только
буддизм, джайнизм, чарвака, все остальные системы – ортодоксальные.
Веды (букв. знание) – это самые древние священные индийские
писания, которые сформировались к концу II – началу I тыс. до Р.Х. Ведам
приписывается божественное происхождение. Считается, что Веды были
переданы людям богами через мудрецов (риши), которые их обрели
посредством внутреннего прозрения. Веды в абстрактной поэтической форме
рассказывают о сотворении мира, о взаимоотношении с богами и т.д.
Упанишады
продолжают традицию Вед, но содержание их не ограничивается
ритуальными, мифологическими и космогоническими темами. Они
проповедуют новые идеи и учения, основывающиеся на предпочтении
«внешнему» ритуалу «внутреннего», отвечающему «должному почитанию».
С Упанишад начинается развитие философской и научной мысли древней
Индии. Центральными в Упанишадах являются идеи брахмана и атмана.
Брахман есть безличный абсолют, атман может пониматься по-разному,
например как «всемирная душа» (бог) или как душа конкретного человека и
т.д.
Существует огромное количество Упанишад.
В индуизме выделяют три главных направления: шиваизм, вишнуизм и
шактизм. Шиваизм – это условное название системы культов, объединенных
вокруг бога Шивы. Шива – имя одного из важнейших богов индуизма.
Шиваиты считают своего бога творцом мира и его разрушителем. Шива –
бог-отшельник, аскет; в его природе подчеркиваются грозный,
устрашающий, карающий аспекты; его характеру присущи экспансивность и
гневливость. Иногда Шиву представляют повелителем духов и демонов,
любителем кладбищ, бездомным скитальцем, сумасшедшим. Вишнуизм –
одно из главных, наряду с шиваизмом, направлений индуизма,
монотеистически почитающее Вишну в качестве верховного божества,
Абсолюта и одновременно – личного бога, воплощающегося на земле.
Кришна – одно из воплощений Вишну. Шактизм – культ Шакти. Шакти – это
божественная сила или энергия, женская форма активного проявления в
космосе Шивы в шиваитской мифологии. Шива – бог-абсолют постигается
через его энергетическое проявление, воплощенное в универсальном
женском начале. Цель шактизма – слияние с божеством.

Население Индии делится на четыре социально-религиозные общности
(варны), которые в совокупности представляют собой иерархию статусов, не
совпадающую с имущественным, классовым или политическим делением
общества. Старшей является варна брахманов – ученых, жрецов и учителей.
Вторая по рангу – кшатрии – воины, правители, знать. Третья – вайшьи –
земледельцы, скотоводы, торговцы. Четвертая – шудры – зависимые лица.
Чем ниже варна, к которой принадлежит человек, тем менее духовным он
считается. Шудрам, например, запрещается читать Веды. Из идеи варн
развилась кастовая система. Каста – это группа людей, осознающая свою
общность, заключающая браки только между своими представителями,
имеющая круг традиционных занятий, а также специфические обычаи,
обряды, расселенная чересполосно с другими такими же группами, но
ограничивающая с ними общение и включенная в иерархическую систему,
т.е. занимающая определенное положение в градации социального престижа.
Согласно индуизму, от того, как человек исполняет свои религиозные
обязанности, предписанные ему кастой, зависит родится он в следующем
перерождении в более высокой или в более низкой касте. Таким образом,
кастовый статус представляется как заслуженный человеком в прошлой
жизни и способный быть измененным только в следующей жизни.