Теренс МакКенна

Анфиса Третьякова-Федина
Американский учёный-контрабандист Теренс МакКенна вывел своеобразную теорию об эволюционном скачке человечества. Человек стал человеком тогда, когда впервые попробовал псилоцибиновые грибы. Именно они, по мнению МакКенны, стоят за существенным эволюционным скачком у гоминид и появлением религии, философии, искусства у человека. Роли псилоцибина на разных стадиях развития человечества учёный посвятил свою самую известную книгу «Пища богов».

По мнению МакКены, мутогеном, то есть тем, что вызвало мутации в человеческом организме, были психоактивные вещества. Они обильно содержались как в пище приматов (в кале шимпанзе приматологи постоянно фиксируют наличие тех или иных галлюциногенных растений), так и в пище древних людей. Диета из псилоцибина, диметилтриптамина и гармалина привела к усилению абстрактного мышления, следовательно, к увеличению мозга и появлению личности. Между грибами, растениями и людьми произошла синергия, то есть взаимодействие слагаемых, чья сумма сильнее, чем просто союз её составных частей.

Теренс начал искать такое растение-катализатор. Оно должно было расти в Африке, как прародине человека, обязательно на лугах, не требовать специального приготовления и быть явно полезным виду, только что вышедшему из лесов. Методом исключения МакКенна пришёл к выводу, что "прарастением" был Stropharia cubensis. Это гриб, содержащий галлюциноген и обильно произрастающий на навозе. Так как в саванне обитало множество парнокопытных, было достаточно и навоза, на котором произрастал Stropharia cubensis. Кроме того, животные могли разносить его на очень большие расстояния. Напомним что Stropharia cubensis - это тот самый наркотический гриб, выращивание и сбор которого запрещён во многих странах, в том числе и России. Если допустить, что гипотеза МакКенны верна, и мы стали людьми именно благодаря Stropharia cubensis, то его современный запрет напоминает какой-то Эдипов комплекс. Впрочем, Теренс не утверждает, что псилоцибиновый грибок стал причиной зарождения сознания у гоминид. Нет, он стал катализом, то есть ускорил этот процесс. Как утверждает Теренс – в разы.

Например, для первобытных охотников и собирателей МаКкенна изобрёл следующую классификацию значения психоделиков. На первой стадии псилоцибины в небольших дозах помогали улучшить зрение или слух, что способствовало успешной охоте и выживанию тех обществ, что употребляли грибы в пищу. На втором уровне – зарождение магического осознания мира, так как псилоцибин стимулирует нервную систему, открывая перед существом нечто неведомое. А третий – это уже шаманский экстаз, который растворяет границы и приводит к интенсивному обмену генами, как внутри группы, так и вне её. Соответственно, больше потомства появляется на свет и усиливается чувство коллективной ответственности, особенно альтруизма, который вырастает из кровного родства. Ведь неслучайно альтруизм больше всего развит у пчёл или муравьёв.

Такова, совсем в кратце, гипотеза американского этномиколога. Да, очень схематично и шатко, но бывает и хуже. Зато у МакКенны есть художественная вставка, где он изобразил галлюциногенное самоосознание некоего прапредка человека:

«В этот момент в голове вспыхнул розоватый рассветный свет, и его залило ее присутствие. Время исчезло, россыпи застывшего агата как бы прорвались через громадный водный поток. У него было счастливое ощущение предания себя смерти, что-то вроде оргиастического пароксизма самоутверждения. Невыразимый прежде в звуках пузырек волнующего его устремления всплыл на устах. По щекам полились слезы. Прежде он говорил слова. Но никогда прежде он не говорил и не понимал их так, как теперь. “Та водос! Та водос! Я есмь! Я есмь!”».

Теренс МакКенна был Магелланом психоделического пространства и первым послом человечества в стране гипермерных эльфов-машин Эшатона. МакКенна был настоящим ребенком 60х, закончивший Университет в Беркли по той специализации, которую получали многие выпускники Беркли в 60х — Экология, Сохранение ресурсов и Шаманизм.
Закончив школу, он уехал на Амазонку, где «изучал» местные наркотические растения, используемые во многих шаманских обрядах Южной Америки. МакКена зучал эти растения регулярно и в больших дозах, сместе со своим братом, Деннисом. Во время проведения этих научных исследований МакКенна испытал на своем сознании несколько интересных эффектов, что не удивительно. Эти переживания стали основой для нескольких теорий, очень классных, хотя и слегка поверхностных со строго научной точки зрения. Его работы повлияли на многих философов и писателей, а на его работы в свою очередь повлияли такие более известные современника как Тимоти Лири и Абби Хоффман. Как и они, МакКенна защищал использование наркотиков, особенно органических галлюциногенов. МакКенна также обеспечил своих учеников подробными инструкциями по сбору, культивации и применению таких наркотиков. Его классический богемный труд "Руководство по выращиванию магических грибов" можно (по иронии) купить на Amazon.com. Блестящее сознание МакКенна меняло направление так быстро, что было сложно сказать, была ли это попытка достичь второй космической скорости или просто бег по кругу. У него был дар озвучивать самые скандальные и бредовые идеи так, что в них начинали верить, а когда он сам принимал участие в реализации таких идей, результаты труда поражали масштабом и мастерством.

Его опыты с айахуаской составили базу верованиям, определившим всю его оставшуюся жизнь. Подобно многим употреблявшим галлюциногены люди, МакКенна верил, что его переживания были реальными и духовно значимыми. И в отличие от многих употреблявших галлюциногены людей, МакКенна провел остаток жизни, с агрессией канонизируя свою точку зрения перед любым, кто согласится его слушать (и даже перед некоторыми из тех, кто не согласится).

Его собственными словами: "На Амазонке и в других местах, где такие растения понимают и используют, Вы попадаете в миры, которые потрясающе отличны от обыденной реальности. Их живость невозможно описать. Они реальнее реальности, и Вы это чувствуете интуитивно. Они устанавливают онтологический приоритет. Они реальнее реальности, и как только вы впускаете их в свой мозг и позволяете гулять внутри сознания, стрелка компаса вашей жизни начинает вращаться и вы понимаете, что вы не смотрите на Другое, что это Другое смотрит на вас. "Это мощный вызов интеллектуальным структурам, которые так далеко нас продвинули за последнюю тысячу лет. Мы можем жонглировать атомами, вопросов нет, но эти трюки разрушают нас. Структуры молекул высшего порядка, не говоря уже об органеллах и тому подобных вещах, - интеллектуальная неизвестность для нас. Мы понятия не имеем о том, как это работает или что вообще происходит."

МакКенна верил, что органические галлюциногены, основанные на триптамине, подобные найденным в айахуаске и псилоцибине – это средство общения с другими формами жизни во вселенной в месте, которое мы называем «гиперпространством», или даже буквально на других

МакКенна был особенно очарован a определенным совпадением переживаний под галлюциногенами у разных людей при употреблении “героических" доз. Казалось, они все отправляются в одно и то же место, царство, населенное существами, которых он предпочитал называть "самотрансформирующиесями механическими эльфами" То, как эти существа воспринимались, основывалось на способе и дозе приема, и культурном подтексте. Например, МакКенна обнаружил, что DMT (активный ингредиент айахуаски) можно извлекать из растений, очищать и курить, что неизменно заканчивалось видениями об НЛО ( в которых механические эльфы выглядели как пришельцы на летающих блюдцах). МакКенна и его последователи начали рассуждения об универсальности голлюциногенных переживаний, особенно касательно НЛО, ангелов, фей и эльфов. Позже, некоторые исследователи используют эти идеи (особенно упоминание DMT, которое изначально существует в мозгу, возможное объяснение видений НЛО).

МакКенна был плодотворным писателем и оставил после себя тома речей и книг, пропагандирующих его взгляды. МакКенна и его брат были авторами классики культуры андеграунда, книги "Руководство по выращиванию магических грибов»," которая очень подробно описывает как вырастить дома псилоцибин (рискованное предприятие, которое было очень популярно в США, поскольку правительство, запретив сами грибы, забыло запретить споры и грибницы, используемые для их выращивания). Книга была опубликована под псевдонимами "O.T. Осс и O. Н. Эрик."

"Пища Богов"- это, пожалуй, наиболее последовательная и заслуживающая доверия работа МакКенна. Книга представляет собой удивительно полный обзор использования наркотиков человеческими культурами. Она охватывает и предысторию, и современное время, и наполнена едкими обвинениями в адрес «войны с наркотиками», в особенности в отношении галлюциногенных растений. МакКенна считал решение поставить растение вне закона абсурдным, и он желчно критиковал властные структуры общества, которые сделали хранение галлюциногенов тяжким преступлением, в то же время разрешив продажу рафинированного сахара и субсидируя производство табака и алкоголя.
МакКенна извлек формулу для расчета волны из 64 знаков китайской Книги Перемен, древнего китайского гадания, основанного на вопросах, связанных со временем. Волна Времени была графиком, который, в теории, соответствовал введению новых идей и драматическим историческим переменам. Когда график резко падал, в мир приходили новые идеи. МакКенна наложил свой график на график истории человечества и каким-то образом определил, что Точка Зеро, Эшатон (конец света), приходится на 21 дек 2012, что также по совпадению является концом 10,000 –летнего календаря Майя. МакКенна планировал остаться здесь до финального акта, но опухоль мозга свалила его более чем на 10 лет раньше.

Под конец, Теренс МакКенна превратился в воинствующего проповедника Волны Времени, которую многие люди находили занятной, но которой не хватало интеллектуального веса, присущего теориям в Пище Богов." МакКенну стали отождествлять с обществами, ждущими конца света и сумасшедшими уфологами, но это его абсолютно не волновало. Он регулярно читал лекции на эти темы до своей смерти в 2000.