Глава 6. Я пойду к свету

Наталья Боталова
Глава 6. Я пойду к свету

«Я пойду к свету» - так называется одно из стихотворений, написанных удивительным человеком. Нет. Не так. Удивительным ЧЕЛОВЕКОМ  Грегори Лемаршалем. Вот оно.
Я пойду к свету
Я пойду к свету
Чтобы он высушил слезы
Всех этих бедных детей
Это и есть моя борьба
Я пойду к свету
Чтобы это вечное зло
Сложило, наконец, свое оружие.

Кто такой Грегори Лемаршаль? Это мальчик, который очень рано стал Сильным Духом. Это Певец, который своим голосом заставлял плакать  слушателей. Это Артист, который мог зажечь зал своими чувствами и эмоциями. Это молодой человек, который умер, не дожив две недели до своего 24-летия…
Вы только представьте – вы больны генетической болезнью, вам отпущено от силы 15-20 лет. Страшно?
Более того, вы знаете, что каждый ваш день может быть последним. Вы знаете, нет, снова вот так ЗНАЕТЕ, что завтра может не наступить. Вы страшитесь каждого нового дня, вам страшно засыпать – вы можете уснуть навсегда и никогда, нет, вот так НИКОГДА–НИКОГДА больше не проснуться. Никогда-никогда больше не увидеть любимых родителей, сестрёнку, друзей, небо, солнце, зелёные деревья и луга. Никогда не сможете больше вдохнуть воздух  полной грудью…
Впрочем, полной грудью этот мальчик дышать никогда не мог -  диагноз муковисцидоз, поставленный в 21 месяц – навсегда отнял у него эту возможность.
Давайте узнаем об этом заболевании из первых рук. Слово предоставляется Грегори.
- Муковисцидоз означает, что у меня проблемы с дыханием и с пищеварением. Каждый день мне нужно проходить курс лечения в течение как минимум двух часов. Я очень быстро начинаю задыхаться, поэтому, если я буду участвовать в Стар Академи, то задания на уроках физкультуры я смогу делать только в своем собственном ритме. А иногда, может быть, вообще не смогу. И я не хочу, чтобы за это на меня сердились. А также мне нужно минимум восемь часов сна в сутки. Мне нужна будет отдельная комната, без камер, потому что я очень много кашляю ночью и очень долго откашливаюсь при пробуждении. Каждый день ко мне должен приходить кинезитерапевт, и у меня должно быть право позвать врача тогда, когда мне это будет нужно. И еще – если вы действительно меня выберете, я не хочу, чтобы муковисцидоз афишировался и чтобы на нем заостряли внимание, я хочу прожить этот проект наравне со всеми остальными.
И перед камерой он с обезоруживающей естественностью объясняет:
- Я родился с проблемами со здоровьем – это болезнь, которая называется муковисцидоз. Это генетическая болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Пытаясь бороться с ней и подчинить ее себе, я научился всегда смотреть только вперед. До сих пор мне это всегда удавалось.
…А внутри него всё это время  сидел маленький мальчик, который устал плакать от страха. От безнадёжности. От боли. От ужаса нового приступа кашля, который может привести к смерти. От осознания невозможности жить нормальной жизнью как все. От осознания того, что он обречён ежедневно на смерть.
Но Грегори собирал все силы в кулак и писал…
«Улыбки»
Несмотря на всю боль этой жизни
И все наши бесконечные страхи
Несмотря на все тяжелые испытания
Для меня жизнь остается розой
И я буду смотреть будущее
Я буду бороться, как умею
Мне хватит сил, я найду способ
Пойти навстречу своей судьбе
Наша жизнь начинается с вздохов
С маленьких слабостей, которые нас съедают
Но тогда мы сами себе рисуем новые улыбки
Они уводят нас далеко от конфликтов, далеко от лжи
И вся любовь на Земле, которую мне подарили,
Рисует мне улыбки
И за это я говорю спасибо моему папе и моей маме
Которые первыми нарисовали мне эти улыбки…

Этому молодому человеку был дан удивительный по красоте и наполненности голос с неповторимыми интонациями. Тонами и полутонами. Но одного  голоса было мало, чтобы стать тем, кем он стал. Надо было иметь Дух, который  бы смог подчинить его жизнь только одной всепоглощающей цели – только  одной-единственной мечте, которая стала для него смыслом жизни, самой жизнью – петь, быть Артистом, дарить радость людям даже тогда, когда это практически невозможно в силу физической болезни.
Давайте попробуем перенестись внутрь десятилетнего ребёнка и почувствовать, что он ощущал при таком образе жизни.
Представьте – что вы полны сил и энергии, вам хочется бегать и прыгать, как молодому котенку. Играть со сверстниками. Смеяться и веселиться не тогда, когда ты хорошо себя чувствуешь и когда тебе позволяет твоё тело, а без оглядки на своё физическое состояние. Не думать о том, что ты в любой момент можешь закашляться до слёз. И все на тебя будут смотреть как на зачумлённого с состраданием. А может и больше не возьмут тебя в игру – вдруг в самый ответственный момент ты закашляешься и подведёшь всех? Каково ощущение, а ?
Он наблюдал, как его друзья играют во дворе без него, а сам в это время вынужден был сидеть дома и проходить либо сеанс кинезитерапии, либо лежать под капельницей с антибиотиками. Да, конечно, это совсем не весело  проводить два или три раза в день по целому часу под капельницей, начинать процедуры  с пяти тридцати утра, и так в течение минимум двух недель. Грегори часто отказывался от лечения и соглашался на него только тогда, когда ему было уже совсем невмоготу. Сеансы кинезитерапии он тоже терпеть не мог, особенно, когда ему казалось, что ему получше.
Жизнь была ему в тягость уже тогда.
В старших классах он бросил школу – поскольку слишком чётко осознавал, как мало ему отведено времени на этой Земле и с каждым днём он приближается к смерти. И именно поэтому решил, во что бы то ни стало в оставшееся отпущенное ему время осуществить свою мечту.
Что он имел? Он имел голос. Имел слух. Этими ресурсами надо было воспользоваться. После того, как он бросил школу, шесть лет подряд  неустанно, ежедневно, с остервенением Грег подчиняет свою жизнь заветной мечте - стать Артистом - занимается вокалом, музыкой, постепенно знакомится и входит в мир музыки, певцов и артистов. Мечта становится ближе.
И вот – долгожданная победа – первое место на Стар Академи.
Предоставим снова слово Грегу.
- В данный момент мне постоянно приходит в голову одно слово. Это все время одно и то же слово, но оно самое-самое искреннее. Это слово «спасибо». У меня вся голова забита «спасибами». Особенно, когда я смотрю на свой путь, на все, через что я прошел, на моменты сомнения, которые я пережил, на моменты страданий… Теперь, когда я оглядываюсь назад, я вижу, что жизнь для меня складывается, как паззл. Есть вещи, которые сначала кажутся незначительными, а потом, когда вспоминаешь о них по прошествии времени, понимаешь, что это было началом чего-то важного. В любом опыте, который дает нам жизнь, есть смысл, не важно, плохой или хороший. Бывают такие моменты, когда говоришь себе «черт побери!», и испытываешь такую ярость! В сложные периоды спрашиваешь себя «почему именно я?», почему происходит столько всего негативного? Постоянно твердишь самому себе, что после бури всегда выглядывает солнце, после дождя – хорошая погода. И сам себе не веришь. И вдруг раз, что-то случается, и ты вдруг понимаешь «а ведь правда».
Он был счастлив, он буквально расцвел, но, в то же время продолжал говорить о будущем, как о борьбе.  Грегори всегда старался словно накрыть свои эмоции крышкой, будто ожидал, что все равно радости скоро придет конец и хотел защитить себя от слишком сильного разочарования. Но в своих стихах он мог всё высказать. Высказать то, что он чувствовал. Описать то, через какие сомнения, боль и горечь ему приходилось порой проходить. И. надо отдать ему должное, он всё прошёл, всё преодолел, всё, кроме Смерти…
Чаще всего Грегори начинал писать стихи после часа ночи. Это было его любимое время – именно в этот период суток он лучше всего чувствовал себя физически, а, значит, и психологически. Он находил свое вдохновение, когда вокруг все успокаивалось и засыпало. Ручка в руке, нос зарыт в бумажки – он в это время словно пребывал в другом мире. Кстати, точно так же, как и когда он пел. И таким образом, за год он написал около тридцати текстов песен. Не все из них идеальны, некоторые не закончены, но каждый из них буквально дышит Грегори, в каждом из них его частичка. Грег надеялся, что профессионалы сочтут их достаточно хорошими, чтобы включить их во второй альбом… И никто в то время даже представить себе не мог, что он попросту не успеет осуществить свою мечту – исполнить эти песни самому.
«Ты берешь»
Ты берешь
Ты сидишь на стуле и каждую секунду
Испытываешь то сомнения, то надежду
Ты теряешься в глубине своих мыслей
Но ты обязательно найдешь себя
Отражение в зеркале становится расплывчатым
Страх сковывает тебя тяжелыми гирями
Но сила духа дает тебе
Дыхание жизни
Ты берешь всю эту любовь, которая держит тебя
Ты сжимаешь кулаки и делаешь так, чтобы
Все твои слабости превратились в пыль
И чтобы ты перестал воевать с самим собой
Ты берешь всю эту любовь, которая держит тебя
Ты сжимаешь руки и делаешь так,
Чтобы твои молитвы дотронулись до черного занавеса
Чтобы твои глаза открылись, ведь сегодня – твой вечер…

Грегори пришёл на проект Стар Академи, потому что пение было  его страстью, его жизнью. Ради музыки он даже бросил учебу. Он  знал, что перед ним будет стоять сложная, практически невыполнимая  задача, что все его будут жалеть из-за болезни и говорить «Ой, бедный мальчик». А он всю свою жизнь – и мне кажется, что так происходит со всеми людьми в похожей ситуации – как раз за то и боролся, чтобы люди видели в нём просто человека, а не больного.
Грег не пытался никому понравиться, когда он пел, он просто черпал вдохновение в радостях и страданиях, которыми попеременно было отмечено все его существование, чтобы отдать всего себя, полностью, без остатка, здесь и сейчас. И это абсолютное самозабвение, эта искренность и эта щедрость, которые он излучал, просто не могли обмануть его публику. Он просто был собой. Голос Грега был тесно связан с чувствами. Эти  эмоции были очень долгое время скрыты где-то глубоко внутри него и молчали, а он не нашел лучшего способа выразить их, чем спеть.
«Они»
Они проходят через всю нашу жизнь
Они возносят нас к бесконечности
И помогают нам выбраться из мрака
Они наполняют наши сердца
Все переворачивают у нас внутри
И часто приводят нас к успокоению
Потерянный взгляд, сломанная судьба
Желанный ребенок, спасенная жизнь
Слезам всегда найдется место
Не важно, что мы видим
Не важно, что мы проживаем
Они всегда дарят нам выбор
Чтобы выбраться из печали…

С самого начала его удивительная предрасположенность к исполнению любых песен  просто поражала. В каждую песню, какой бы она ни была, он вкладывал что-то свое, и, несмотря на столь юный возраст, ему удавалось придать словам вес, чтобы лучше передать все нюансы истории. Чуть позже, на сцене Стар Академи, он делал своими даже те песни, которые были ему незнакомы или чужды.
Грег никогда не был доволен своим пением. Он мог до остервенения пытаться переделать одну и ту же строчку в течение получаса, что приводило порой к очень забавным диалогам.
Иван (Иван Кассар, композитор): Все, готово, отлично получилось!
Грег: Нет, мне она по-прежнему не нравится, начинаем заново…
Иван: Вот еще! Тут я решаю, а я тебе говорю, что строчка вышла прекрасная!
Грег: Нет, я уверен, что могу сделать еще лучше!
Чаще всего лучше было уже некуда, и в итоге оставляли тот вариант, который предлагал Иван.
Самым  прекрасным периодом было сольное турне Грегори в мае и июне 2006 года. Оно полностью соответствовало характеру его карьеры – короткое, насыщенное, отмеченное большими радостями и сильными волнениями. Он так ждал этой встречи со своей публикой, с этими мужчинами и женщинами, которые заплатили деньги, чтобы послушать его, чтобы подарить себе момент чистого счастья в концерном зале. Счастье… Он готов был дарить его в таком количестве, что ему даже удалось задвинуть на второй план физические страдания своего тела. Но это не всегда было так просто сделать. В отличие от турне Стар Ак, здесь он был на сцене один, и он не мог позволить себе взять передышку, пока выступают другие.
За  кулисами, во время музыкальных проигрышей, которые давали ему около тридцати секунд времени, он неустанно должен был продолжать борьбу с муковисцидозом. Как только он выходил со сцены,  автоматическим движением, Грегори брал бутылку воды, много пил, брал полотенце, чтобы вытереть пот и избежать простуды, сморкался, откашливался и пытался освободить мокроту, которая заполняла его бронхи. Кинезитерапевт всегда встречал его прямо за занавесом на случай, если ему понадобится его срочная помощь. Грегори садился, опускал голову, концентрировался, потом поднимался одним прыжком, снова брал в руки микрофон и возвращался на сцену. Каждая секунда была у него расписана, как на нотной бумаге.
Каждый из нас может завтра умереть, причем совершенно неожиданно, глупо и непредсказуемо. Нет «правильного» возраста для смерти. Большинство людей надеются на одно: покинуть эту Землю очень-очень старыми, и главное – безболезненно. Но на самом деле в жизни редко все случается именно так, но из-за того, что главной одержимостью человека становится «отодвинуть этот день», он в итоге забывает жить и наслаждаться каждым прожитым мгновеньем. Люди, страдающие от муковисцидоза  просто живут – каждую секунду.
Я мечтаю
Я мечтаю, чтобы люди очнулись ото сна
В своих гнездышках, и чтобы они восхитились…
Я мечтаю о городах без загрязнений
Чтобы можно было свободно дышать чистым воздухом
Я мечтаю о небе со множеством звезд,
Где не будет злодеев и дураков
Я мечтаю, что можно было бы повернуть время вспять
И броситься наперекор ветру
Если хорошо подумать,
То ведь уже так давно
Нам хотелось бы получить шанс
Изменить те вещи,
Которые нам навязывают
Прежде, чем мы не выдержим и взорвемся
Уже давно нас окружают
Словами, оставляющими неизгладимый след…

Держаться. Быть сильным. Всегда. Это единственный способ самозащиты, который он знал, чтобы не позволить себе погрузиться в отчаяние. И писать стихи стало для него еще одним способом очиститься от боли, выразить все то, что было спрятано глубоко в душе.
Он  очень многого ждал от своих собственных текстов, в частности от Je r;ve, De temps en temps, Elles, Et si tu sens, Tu prends, и уже попросил различных композиторов подумать о музыке, которая могла бы им соответствовать.
Грегори успел положить свой голос на некоторые из этих песен, иногда в студии, иногда прямо у себя дома в своей собственной мини-студии. Муковисцидоз забирал у него все больше сил и энергии – теперь ему приходилось каждый месяц по две недели проводить под капельницей – но Грег все равно был способен выдать очень хорошую запись, причем с самой первой попытки. Даже в конце марта (а умер он  30 апреля, не дожив двух недель до своего 24-летия), он все еще записывал песни – De temps en temps у себя дома.
«Если ты почувствуешь, что пришел тот самый день»
Если ты почувствуешь, что пришел тот самый день
Пока у тебя еще остается огонь,
Который тлеет внутри тебя,
Ты будешь высушивать слезы,
Которые иногда появляются на глазах.
Пока у тебя еще остается улыбка,
Которая живет на твоем лице,
Ты сможешь еще написать
Тысячи других строк.
А если ты почувствуешь, что пришел тот самый день,
Что завтра ты переродишься,
Ты станешь той единственной звездочкой,
Которая будет видеть горизонт будущего.
И если ты почувствуешь, что пришел тот самый день –
Он пришел, чтобы облегчить твои страдания, это точно.
Ты станешь той единственной звездочкой,
Которая подарит тебе новую историю будущего.

И этот страшный день пришёл. Он пришёл неумолимо. Как приходит всё на этой планете – радости сменяют горести, беды приходят на смену безоблачному счастью. Так весны приходят на смену зимам.
Вот так и в том, последнем году его жизни, пришла весна. Апрель только что  сменил март. Наступило  2 апреля 2007 года.
Это был понедельник, и Грегори поехал в больницу Foch на обычный контрольный осмотр. Он не очень хорошо себя чувствовал, но думал, что ему как обычно просто пропишут очередной курс антибиотиков, и он сможет вернуться и пройти его на дому. Но после консультации и осмотра врач принял решение, что его нужно госпитализировать. Муковисцидоз прогрессировал и вошел в новую стадию – теперь уже нужно было срочно становиться в лист ожидания легких на пересадку – при условии, что Грегори все еще был на нее согласен. И все равно в тот момент ничто не указывало на то, что жить ему оставалось всего 4 недели.
Неделю спустя хирург Грегори принес ему на подпись бумаги, подтверждающие, что он официально занесен в список ожидающих пересадки легких. Грег посмотрел на своих родителей и сказал:
- Я подписываю самый прекрасный контракт в своей жизни!
На второй план ушли и карьера артиста, которая была ему так важна, и страх потерять голос. Самым сильным его желанием стало желание просто жить...
…Врачи так и не поняли, почему состояние здоровья Грегори ухудшилось так резко, так сильно и так внезапно, буквально в считанные дни. Пересадка вдруг перестала быть плановой необходимостью – она стала срочной, неотложной целью. И пришло ожидание – невыносимое, ужасающее чувство собственной беспомощности перед лицом утекающих сквозь пальцы часов молодой жизни, в которой было столько муки, страдания, боли, но в которой были взлёты Духа и часы Счастья человеческого…
В заключение этой маленькой зарисовочки предоставлю слово его отцу. Этот текст Пьер Лемаршаль написал через несколько часов после похорон сына для телевизионной передачи, которая должна была выйти в память о Греге. Вот этот текст.
«Ты был лишен возможности говорить, но мы никогда не забудем последний взгляд, который ты нам подарил, прежде чем уснуть навсегда. Казалось, ты говорил нам: «Усыпите меня, я больше не могу. Но я надеюсь снова увидеть вас, когда проснусь уже с новыми легкими. И пусть это произойдет побыстрее, ведь меня так ждут с моим новым альбомом. А если так получится, что я больше не проснусь, тогда скажите всем больным, которые черпали во мне надежду, чтобы они ее не теряли, и чтобы они сражались еще сильнее, с удвоенной силой. Передайте мою признательность всей команде врачей, которые занимались мною в течение всей моей жизни – докторам, кинезитерапевтам, медсестрам, медбратьям и всем остальным. И я хотел бы еще поблагодарить всех профессионалов из мира шоу-бизнеса за то, что они открыли мне свои двери, и сказать им, как я был счастлив пройти часть пути вместе с ними. Передайте всем моим поклонникам, что их теперь будет хранить еще одна звездочка, а моей семье и моим друзьям – что мое сердце наполнено их любовью. И главное – скажите моему маленькому ангелу, что я люблю ее… И приложите максимум усилий, чтобы мобилизовать людей, и привлечь их внимание к тому, как важно донорство, и какое невероятное количество жизней можно было бы спасти, если бы все это осознали. А я, может быть, выйду теперь на другую сцену, где буду петь вместе с ангелами. В таком случае – отпустите меня, пусть вам не будет больно. Забавно, но я больше не боюсь… это странно. Я вас люблю.»
…А пока, пока 30 апреля далеко и Грег на сцене – в своей стихии, купаясь в вечности и идя к свету…
…Ноги твердо стоят на земле – как его еще раньше всегда учила Франсуаза Визнер, его преподаватель вокала – взгляд прямой и глубокий… он передаёт целую палитру различных эмоций, по очереди - то хрупкий, то решительный, то искушенный жизнью, то яростный. И, оставаясь верен самому себе, все эти эмоции он черпает только внутри себя…
И вновь звучит бесконечно прекрасный Голос, который делает нас лучше.
«Ты победила»
Ты победила
Когда ты увидела, как он пришел в этот мир
Маленький, с закрытыми глазками
Ты поняла что он — это твоя жизнь
Ты была рядом с ним каждую ночь
Все биения твоего сердца
Танцевали в ритме твоего страха
Ты твердо верила в его будущее
И ты видела, как он взрослел...
Далеко от всех этих страданий
Но рядом с надеждой
Далеко от той жизни
Которую все ему предсказывали...
Которую все ему предсказывали...