Парадокс разводов

Григорий Немировский
Практика разводов в семьях России всё больше вызывает тревогу среди людей, которые  неравнодушны к происходящему в стране. Около половины  молодых супругов разводятся, не прожив совместно более 2-3 лет. Гражданские браки без всяких обязательств стали почти нормой. Безотцовщина  приводит к невозвратимой потере нравственности и растлению детей. Калечит их души, способствует потере уважения к взрослым.
 На самом деле эта проблема является прямой угрозой безопасности страны, росту народонаселения, иммиджу России среди цивилизованных стран. 
Немалую роль в этом сыграла трагедия переворотов в России начала двадцатого века. Страна потеряла цвет своей нации, исчислявшийся миллионами. В значительной степени были преданы забвению религиозные  и нравственные устои народов.  Навязанная народу после Октября 1917 г. коммунистическая идеалогия по существу не смогла заменить тысячелетние духовные ценности.  Советский патриотизм исчерпал себя, особенно  после неудач в экономической политике и дальнейшего застоя последних несостоявшихся реформ Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева.. Влияние западной идеалогии и диктаторские методы управления страной со стороны властной элиты в конце концов привели людей к преклонению перед западной «демократией». Особенно на фоне неудовлетворения запросов социального плана. Надоевшие нехватка и очереди за товарами и продовольствием по причине перекоса экономики в сторону ВПК, сильное отставание в качестве изделий народного потребления и различные запреты и цензура в духовной жизни вызывали всё большее раздражение людей. И это вместе с расцветшим угодничеством к властям, ложными статистикой и отчетами чиновников перед ними. С незаслуженными привилегиями элиты: персональными конвертами с деньгами, спецмагазинами, элитной медициной 4-го управления, санаториями и  личными пляжами высшей элиты на юге страны- всё это растлевало души подданных страны.
Эта атмосфера способствовала падению нравственности, разжигала страсти и низменные чувства людей, терявших веру в справедливость и желание любым путём добиться большего в жизни. На этой почве росло число семейных раздоров, честный труд при низкой и несправедливой зарплате не обеспечивал необходимые условия для рождения и воспитания детей. Один  ребёнок в семье стал практически нормой. Недооплаченный труд приводил к снижению желания работать, потере профессионализма и в результате к падению качества товаров, их конкурентоспособности на рынках и т.п.
За многие послевоенные годы такое положение в СССР и западная пропаганда привели к росту преклонения перед развитыми странами Европы и США. А после горбачёвской перестройки 1985г. и возникновения свободного рынка в стране и «нового мышления» были развязаны руки не только честному бизнесу, но и дельцам криминального мира и разврата.
Недавняя телепередача о разводах с участием  священника Дмитрия Смирнова                показала, насколько тревожна ситуация,  какова глубина её запущенности. И что вызывает особое опасение- недопонимание её молодежью, властными органами и организациями просвещения, культуры и СМИ. 
Макс , сорокалетний муж, имея за плечами два высших образования , техническое и гуманитарное, и жизненный опыт, давно задумывался об этом. С чего начать , где истоки проблемы? И он задался вечным вопросом, который давно уже стал «притчей во языцех».
Что такое любовь и бывает ли она вообще ? На эту тему написан Монблан текстов, изречений и пр. Однако, до сих пор эта тема не исчерпана и навряд ли будет таковой в обозримые времена. Чтобы сразу поставить точку над И , он сузил эту неисчерпаемую тему до одного конкретного случая. Нет, речь не пойдёт  о любви к природе, богу, искусству, и пр. и пр.  Ему не давал покоя вопрос, вытекающий из заголовка повествования. О любви между мужчиной и женщиной. Долгие раздумывания совершенно , вдруг, дали удивительно простой ответ. Любовь двух есть самопожертвование. Конечно, это не его открытие. Но именно это лежит в основе поднятого вопроса. Источником её является природная любовь матери к ребёнку. И сразу же можно смело сказать, что да, это и есть истинная любовь, да она существует. Ибо только мать способна на самопожертвование во имя своего чада.  Ребёнок ещё в утробе матери чувствует её любовь и ласку к нему. С первым же криком он окунается в море любви  матери. И, как правило, она сопровождает его всю жизнь, правда, за исключением патологических случаев. Отношения с отцом имеют свой нюанс. Однако, в нормальных семьях, где почитается отец, ребёнок пользуется любовью обоих родителей. Нюанс заключается в том, что дети , любя отца, от природы несколько побаиваются отца и в любом случае ищут защиту у матери. Хотя бы потому, что мать физически намного более близка к ребёнку, чем отец.
В ситуации, когда в семье один ребёнок/ что стало почти традицией в стране ещё до начала 21 века/, ребёнок ещё более привыкает к своему единоличному вниманию со стороны родителя.
Подрастая, дети всё больше осознают любовь родителей к ним. И всё более  возрастающее положение их в семье. И связанную  с этим  надежду родителей увидеть их благополучными гражданами в будущем. Это подкрепляется постоянным вниманием к их проблемам, и разного рода поддержкой, как духовной, так и материальной. Для нормальных семей такое состояние семьи очень характерно. В такой жизненной ситуации дети приобретают тот жизненный стержень, который определит их характер, приоритеты, отношение к окружающим.
Более сложное положение создаётся в семьях одиночек-матерей/ а иногда и отцов/, оно  тяжело сказывается на развитии ребёнка, его характера. Особенно, если это мальчик. Без образа и примера отца, мужской руки он становится , мягко говоря, несколько женственным и капризным. Мужские качества в нём приглушены. Материальные и духовные трудности, переживаемые матерью, в будущем приводят нередко к желанию взять реванш. И это прямо отзовётся на его поступках во время взрослой жизни.
Когда нынешние  молодые создают свою семью, оба они ожидают того же внимания к себе, какое они имели у родителей. Избалованные своей единственностью у родителей, они практически и часто неспособны к самопожертвованию, или хотя бы к простому вниманию к проблемам и интересам друг друга.
Эгоизм и бездушие в этом случае преобладает над рассудком и даже обоюдной любовью. Или кажущейся любовью, которая является просто природной страстью разнополых/как правило/особей. И они часто не выдерживают такого семейного состояния, особенно при отсутствии сдерживающих факторов.Таких, как религиозное воспитание, забытые традиционные семейные  отношения, юридические запреты на расторжение браков, кроме особо уважительных  причин  и в случае отсутствия детей. Макс, проворачивая в мыслях последствия всего сказанного , вспомнил многие случаи семейных проблем среди знакомых, сослуживцев, друзей и даже родственников. Он продолжил разбирать по косточкам наболевшую, и столь актуальную тему…
Во вновь образованных молодых семьях часто расцветает система соперничества между супругами. Целью их жизни становится не традиционная семья и дети, а погоня за самоутверждением в семье и в обществе. Молодая супруга, выросшая даже в благополучной семье , нередко уходит от заложенных в ней семейных принципов по отношению к мужу, забывая о его потребностях. Кухня и хозяйство становятся обузой в достижении её целей. В свою очередь супруг, привыкший к безграничному вниманию матери, в своей семье чувствует себя потерянным. И это приводит к потере его внимания и уважения к избранной и любимой подруге. Семейное традиционное гнездо превращается в комнату, в лучшем случае, в квартиру.
Квартиру часто неухоженную, неуютную, с немытой посудой на кухне , где пропадает желание отдохнуть, преклонить голову, помечтать, заняться любимым делом  и забыться от жизненных неустроек и забот. О такой ли жизни мечтали молодые в семьях родителей, особо в благополучных и даже в семьях-одиночках.
Не имея  желания обвинять только женщин, Макс не забыл о проявившемся за последнее десятилетие, или более, альфонизме среди мужчин. Об этом несколько ниже.
Максу вспомнилась военная служба в гарнизоне. Сослуживец, прекрасный офицер-специалист, уважаемый командованием и своими подчинёнными, он  из очередного отпуска привёз молодую жену. Весь год он промаялся с ней в базовой квартире, где она рукой не повела прибрать или приготовить нормальный стол. А вечерами он искал её, пропавшую, в городке. К концу года она уехала в отпуск на родину, а вскоре прислала ему письмо. В нём она сообщала, что подала документы на развод с ним, и вышла замуж за офицера с гораздо большим финансовым содержанием и возможностями для жизненных удовольствий в большом приморском городе.
Так и написала, даже не отдавая себе отчета, насколько прониклась духом выгоды, наживы.
Это ли не характерное подтверждение падения нравственности. Даже в советское время, не говоря уже о дореволюционной патриархальной России, такой факт если не уникален, то возможен был крайне редко. Ныне же это совершено не случайное явление.
Припомнил Макс и относительно недавний случай в знакомой молодой семье. Получив на свадьбе значительную сумму денег от многих родственников и друзей, они решили поделить её между собой. Да так и не смогли. И хотя через год родился у них ребёнок, вскорости они разошлись.
Не менее прискорбный случай произошёл в семье по причине ранее упомянутого альфонизма. Молодой человек из семьи-одиночки вскружил голову хорошей девушке из благополучной семьи. Привыкшая видеть в мужчине- отце верного друга и защитника, и влюблённая, она, по укоренившейся уже  моде, вступила, наперекор родным, в гражданский брак с этим человеком.. Пока она владела собственным Мерседесом, всё у неё складывалось хорошо. Но случилось так, что машины она лишилась. Не прошло и двух лет совместной жизни, как «муж» покинул её. Такой трагедии она не перенесла и пыталась покончить собой. Спасло её чудо и поддержка друзей и родных.
Пресловутая  корысть, которая в советское время пресекалась как пережиток капитализма, и не была в «моде»,  ныне приводит порой не только к разводу молодых семей, но и к разладу среди сестёр или братьев. Однажды Макса поразила беда в семье его друга…
Восьмидесятые-девяностые годы 20 века. Несколько лет перестройки.
Дача друга достаётся двум его сыновьям. Никак не сумев поделить её, двое молодых женатых братьев при наускивании их жён, полностью прекратили  братские отношения  на долгие годы.
Макс взволнованный таким,  даже кратким и беглым анализом ситуации, пытался снизить накал впечатлений.И всё же, он  очень живо представлял себе весь масштаб и последствия проблемы. Воспитанный в семье в духе любви к родине, он не мог оставаться равнодушным ко многим язвам общества и государства. С чего начать?     В корне проблемы дети. Всё начинается с детства, с подхода к их воспитанию с первых шагов после рождения.
До тех пор, пока в школах наряду с физикой и математикой главными предметами не станут примерно : Семья и общество, нормы взаимоотношений. Государство и религия, как основа благополучия народа,
Пока не будет обеспечена возможность мужчине содержать семью с двумя-тремя детьми в условиях современного комфорта, а разница в доходах рядовых граждан и руководителей с чиновниками заодно не станет близкой к предельно установленной государством,
Пока государственные институты просвещения и образования, телевидение и СМИ не поставят во главу угла нравственное воспитание подрастающего поколения, начиная с ясельного возраста,
Пока  не сойдёт со страниц и экранов реклама наживы, реклама зажиревшей бизнес-элиты и прочей элиты, включая мир спорта и эстрады с огромными незаслуженными «доходами»,
Пока героями времени в СМИ не станут подлинные творцы народного благосостояния, учёные, выдающиеся инженеры и конструкторы, виртуозы рабочих профессий, мастера урожаев и самоотверженные воины  ---
до тех пор многие молодые семьи будут находиться в состоянии постоянного разлада,
до тех пор угроза стране от распада семей и падения темпа роста населения снята с повестки дня не будет. Причём, всё должно быть сделано в течение одной смены смены поколений, т.е. 20-25 лет. В противном случае Россия может остаться на задворках истории с опасностью полного распада.
Гипотетическая картина навряд ли нарисована сгущёнными красками. Но в глубине души Макс, оптимистичный «исследователь» процессов , происходящих в России, его родине с тысячелетней героической историей, испытывал неясные сомнения. Но веру в разум народа. Он постарался отвлечься от мало приятных дум, а вскоре вошёл в привычный мир занятий и интересов. В своей семье он не посчитал нужным обсуждать эту непростую тему. Осталась лишь в душе надежда, что другими неравнодушными гражданами страны могут быть предложены более эффективные способы остановить или снизить пугающее количество разводов, семейных драм на пути возрождения семьи, как основы благополучия страны и её процветания.