Дикая розга. Уроки терпения и смирения - 1

Галина Николаевна Николаева
          
                УРОКИ ТЕРПЕНИЯ И СМИРЕНИЯ -1

                Я ХОЧУ, чтобы в тяжелые минуты жизни твоей ты мог проявлять 
                железное спокойствие и ясно понимать смысл сих испытаний.
                Я ХОЧУ, чтобы ты всегда и везде был доволен тем, что имеешь, и   
                даже за малое благодарил бы Меня.
                Я ХОЧУ, чтобы ты уподобился младенцу в доверии ко Мне,  и  тогда
                только ты сможешь получить хотя бы искру от мудрости Соломоновой.
                Митр. Мануил Лемешевский (беседа с Богом)
               
                ПОЧЕМУ Я БОЛЕЮ

           Последние пять лет мне часто приходилось бывать в больнице. И зимой, когда за окном все бело, и в ранние часы машина чистит дорожки от снега. И весной, когда вся природа оживает, готовят клумбы к посадке или сажают цветы. И летом, когда земля утопает в зелени и цветах. И осенью, когда природа плачет или сияет, покрытая золотом. В одно и то же время ожидают собаки у корпуса очередной подкормки, и голуби, и трясогузки. Стоит только к окну подойти и немного приоткрыть его, тут же слетаются и могут залететь в палату.
          Вот здесь-то было много времени на размышления о своей жизни. Возникал вопрос: «Почему часто попадаю в больницу?». И ответ нашла в книге архимандрита Амвросия: «Потому что ты больна. Когда тело заболевает, ты сразу обращаешься к врачу, покупаешь кучу лекарств, не считаясь с деньгами, когда-то ездила в санатории за тысячу километров, где тебя больную мазали грязью за деньги. И ты не ведала о том, что тело болит, потому что душа тяжело болеет и, в первую очередь, её надо лечить. И есть безплатная грязь, которая лечит, но за которую ты не благодаришь людей. Сколько раз Господь приходил к тебе на помощь, давая уроки терпения: клевета, сплетни, презрительные слова и другие неприятности – именно это та грязь, которая лечит и очищает твою душу, и её надо с радостью принимать. Только стерпи, не возмущайся, не осуди и не ропщи ради спасения своей души, ради Господа и во славу Его. Во всякой скорби благодари Бога и никогда не оправдывайся. Господь вам говорит: "Терпением вашим спасайте души ваши, претерпевший до конца спасется" (Лк.21,19;Мф.10,22).
           А как приобрести терпение, если его нет? Господь ежедневно дает и вразумляет тебя уроками терпения и смирения. Но злые духи донимают только по попущению Божию, и пойми - для твоего же спасения. Если бы мужа, родственников, соседей, врачей и других ни в чем не обвиняла, молилась бы за них, Бога благодарила бы и знала, что люди посланы тебе для выработки терпения, то душа твоя быстро стала бы здоровой. А в здоровой душе нет ни обид, ни раздражения. В ней сострадание к падшим во зле, в ней любовь и милосердие, в ней Сам Бог и телом тогда была бы здорова. Любая болезнь, особенно рак, дает человеку возможность проанализировать всю свою жизнь: что правильно он делал, а что неправильно. Человек начинает видеть свои ошибки, грехи, идет в церковь и кается в них. Только в Таинстве покаяния очищается душа.            
         
           Израильский народ четыреста лет находился в плену, и Бог через пророка Моисея вывел его из плена. Сорок лет израильтяне ходили по Египетской пустыне и роптали на Моисея. За то, что они роптали и обвиняли Моисея, никто из них не вошел в обетованную землю. Они не очистили души покаянием и смирением, и потому только те, кто был рожден во время странствования, вошли в землю, обещанную Богом израильскому народу. Даже сам пророк Моисей напоследок возопил к Богу: «Господи, что за народ! Забери мою душу!» И Господь сказал ему: «За то, что ты ропщешь, ты только увидишь обетованную землю, но не войдешь в нее"(Числа гл.14). Никогда не ропщите и не отчаивайтесь. За все благодарите Бога и радуйтесь, и Господь никогда не оставит вас. И для вас откроется обетованная земля – блаженная вечная жизнь».               
            А совесть мне добавляет: «Твоя гордыня затмевала тебе глаза и затыкала уши, и в результате собрала великий урожай грехов. Вот тебе и ответ на вопрос: «Почему я болею». Только по делам своим. И не надо роптать на болезни, на врачей, на людей. Знай же, что здоровье – это дар Божий. А болезнь – милость Божия. Благодари Господа, что Он не оставляет и спасает тебя. Ты видишь, как искусно работает враг души твоей, вводит тебя в ропот, а ты, всё еще как слепая, не видишь своей погибели. Ты часто получаешь «неуды» за ропот на врачей, медицинских сестер и за ропот в столовой. А вот святые даже плакали, если день проживали без искушений и говорили, что Господь не посетил их.
          Злобы, как огня, бойся, ни из-за какого благовидного предлога, тем более из-за чего-либо тебе неприятного, не допускай её до сердца: злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних, не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как любовью, всё терпящей, и ничем так не оскорбляется, как злобой, какою бы она ни прикидывалась благовидностью. "Не будь побежден злом, а побеждай зло добром" (Рим.12,21)».
         
           «Есть три пути спасения, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - Первый – не грешить. Второй – если согрешил, должен покаяться и принести плоды покаяния. Третий – если плохо каешься, необходимо терпеть болезни, скорби и всякого рода неприятности».
           Жаль, что в этой больнице, на огромной территории нет храма, или хотя бы уголка для проведения молебна. Остается только смотреть с грустью из палаты вдаль на купол церкви и слушать звон колоколов. В этом издерганном мире, где попираются нравственные ценности, так не хватает здесь нам, болящим, церкви - Богом учрежденной духовной лечебницы. Ведь душа наша, подобно телу, подлежит различным недугам, которые крайне опасны. Для исцеления болезней телесных изобретено множество средств, для исцеления же души от яда греховного никто не мог изобрести средства, кроме Самого Бога. И оно изобретено благостью Божией и, как необходимое для всех, преподается даром всем. Исцеление без покаяния - без изменения ума и сердца приводит к обострению болезни души, а вследствие этого и тела. Игнорирование единства души и тела по христианским понятиям представляет смертельную опасность. Ибо смерть и есть разделение души и тела.               
          Господи, согрешила, прости меня неблагодарную, отвергавшую Твою помощь. Ты знаешь, что полезно моей душе и, желая её очистить, как любящий Отец, даешь мне горькое лекарство. Для этого напоминаешь о Себе бедами, болезнями и скорбями, но я отказывалась от Твоих лекарств, и враг вводил меня в ропот и осуждение. Милостивый, помоги мне постоянно помнить и настроить себя, что те люди, которые причиняют мне зло – орудия Твоей воли Божией.               
               
                КАК ЖЕ ПРАВИЛЬНО ПЕРЕНОСИТЬ СТРАДАНИЯ?

             На этот вопрос священник Даниил Сысоев даёт исчерпывающий ответ в день "Поклонения веригам апостола Петра".
             Иерей Даниил Сысоев, кандидат богословия, известный миссионер и проповедник, был настоятелем храма апостола Фомы на Кантемировской в Москве. До этого он служил на Крутицком подворье, где служил и отец Николай.
             В ночь на 20 ноября 2009 года отец Даниил был застрелен в храме, приняв мученическую кончину, о которой мечтал, любя Господа всем сердцем и отдавая Ему все свои силы и способности. Донести благую Евангельскую весть как можно большему количеству людей было главным желанием и целью отца Даниила.
             Те, кто стрелял в него, хотели бросить вызов Церкви и Богу, но они просчитались, Бог поругаем не бывает, а кровь мучеников – это семя христианства.
             Отец Даниил взошел на свою Голгофу в храме, который строил, подобно древнему пророку, приняв смерть между алтарем и жертвенником. Несмотря на его безвременную кончину, его миссионерское дело продолжает жить и возрастать, принося свои плоды. Все новые и новые люди продолжают приходить к свету Христову, к источнику воды живой, хранимому в лоне Православной Церкви.
               
             «Священное писание рассказывает, что апостол Петр был неоднократно ввержен в темницы. Первый раз он был посажен в тюрьму в Иерусалиме, когда Ирод решил вывести на казнь. И, как говорят "Деяния апостолов", накануне казни апостол Петр лежал и мирно спал, прикованный двумя кандалами к стражам. "И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его" (Деян.12,7). Петр встал, надел сандалии, препоясался и пошел за ним.
             Пред ним открылись закрытые ворота, и он, пройдя несколько ступеней по улицам Иерусалима, вдруг увидел, что ангел исчез, и понял, что это не видение, он был действительно освобожден ангелом накануне своей собственной казни.
            После этого он отправился из Иерусалима проповедовать Евангелие Царствия Божия в Антиохию, потом на территории нынешней Турции. Закончилась его проповедь в Риме, где он был вновь ввержен императором Нероном в темницу Навертинской тюрьмы для особо опасных государственных преступников - в нижнее отделение, в каменный мешок, закованный в кандалы. Он обратил всех обитателей камеры в христианство. Там не было воды, он помолился Богу - и по его молитве из камня потекла вода, которая льется до сих пор из этой темницы, и в этом источнике он крестил всех обитателей этой тюрьмы. После этого он прославил Христа, будучи распят вниз головой по его собственной просьбе. В Риме вместе с ним была казнена его жена и его дочь - мученица Капитуя.

             Кандалы, которые носил апостол Петр, верующие сохранили, они выкупили их у стражников, и эти кандалы почитались как источник исцеления. Многие люди, на которых возлагались эти оковы, получали многочисленные исцеления, получали великую помощь благодати Божией. Эти оковы до сих пор находятся в Риме в великом приделе апостола Петра. Эти оковы являются зримыми следами страданий апостола.
             Часто бывало, что одежда, которую носили апостолы или святые, имела целительную силу, потому что благодать Божия охватывала всего человека и все, что его окружало.
             Как в раю Адам, еще верный Богу, давал безсмертие всему миру, так и здесь наша одежда может быть причастна благодати Божией.
             Вериги являются свидетельством страданий апостола, и они являются для нас образцом не только почитания как некоторой святыни, но еще и образцом перенесения страданий.
             Как говорит апостол Павел, друг апостола Петра: «Верующий в Бога все поспешествует во благое». Надо правильно учиться переносить страдания, так, чтобы они приносили духовную пользу. Часто люди страдают и думают, что нужно только перетерпеть, скрипя зубами, тихо превращая в порошок все, что попадается на зубы, и все на этом заканчивается.
             Страдания не случайно посылаются Богом. Бог посылает страдания по трем причинам:
             1. Чтобы научить больше этот грех не делать.
             2. Чтобы предотвратить грех.
             3. Для того, чтобы человек, перенеся страдания, получил небесный венец (как святой Иов или как апостолы, которые страдали за имя Христово).
            
             В любой ситуации страдание имеет большое духовное значение. Как сказал один писатель, это некий духовный рупор, в который Бог кричит нам, если мы Его в обычной ситуации не слышим. Поэтому надо научиться слушать и понимать, зачем пришло к нам страдание.
             Нужно понять, для какой цели нам дано страдание.  Именно для какой цели, а не за что. Да, элемент воздаяния есть, но это не главный элемент. Главное то, что страдания могут нас чему-то научить. Это очень важно использовать.
             Например, у человека, страдающего привычкой к самохвальству, заболела голова – тут уже не до самохвальства. Ты думаешь, что у тебя все получится, а у тебя зуб заболел – и все, один больной зуб тебя всего этого лишает. Или человека предали друзья, он страдает, он надеялся счастье на земле построить, но у него не получилось, и Господь, таким образом, учит нас, чтобы мы к небесам стремились. Он нас отрывает от земли, к которой мы прилипли.
               
             Смысл человека – иметь лицо, устремленное в вечность. И в страдании надо ставить вопрос «для чего?». Не поставив этого вопроса, мы рискуем получить повторный урок. После страдания, как продышались, нужно сказать: «Слава Богу за всё!», потому что, не поблагодарив Бога, мы не сможем найти выход, понять, зачем все это нужно. Сказать нужно даже тогда, когда не хочется говорить, когда кажется, что это лицемерие.
             Нам дьявол голову заморочил тем, что мы должны благодарить Бога только тогда, когда мы чувствуем к Нему благодарность. Это чушь. Чувствуем благодарность или не чувствуем – это вопрос второй. Мы должны заставить себя благодарить Бога, и постепенно благодарность Богу придет, потому что мы увидим смысл того, что произошло. Поблагодарив Бога, нужно сказать «для чего?».  «Не «за что?», это надо отложить в сторону, кроме очевидных безобразий, в которых нужно прийти и покаяться, священника пригласить, если болеете и покаяться.
              А так нужно задавать вопрос: «Что нам Бог хочет показать? Что Он хочет найти?
              Например, бабушка почти ослепла в последние годы своей жизни и спрашивала, зачем она живет, что в предыдущих грехах она покаялась, все свои грехи вспомнила, больше так не делает, всю свою жизнь по Евангелию проанализировала и не понимает смысла ей дальше жить слепой. Но Бог хотел научить эту женщину богообщению, не просто очиститься, а научить её молитвам. И человек вскоре понял, зачем ему страдания, и ушел из этого мира спокойным и радостным.
            Нужно найти, для чего сейчас страдания. Ни в коем случае нельзя пытаться мыслить шаблонно. Бог абсолютно одинаковыми страданиями может лечить разные беззакония, может учить разным добродетелям. Один человек может заболеть проказой в наказание за какой-то грех, а другой может получить проказу, чтобы победить диавола. А третий может заболеть проказой, чтобы явилась на нём слава Божия, как над прокаженным в Евангелии.
               
            Нам надо найти не вообще причину, потому что вообще причин нет, есть частная причина, точка зрения Бога на конкретного человека, потому что Бог управляет каждым человеком лично. Он вступает в личный контакт, у Него нет масс. Если сектанты говорят, что им нужны толпы, которые они хотят покрестить, то Богу нужны личности. Он общается лицом к лицу с каждым отдельным человеком. Поэтому надо искать смысл страдания в конкретном случае.
            Как искать? Углубляясь в слово Божие, углубляясь в молитву, и при этом обязательно набраться терпения. Потому что терпение - это обязательное условие понимания страдания. Если я бушую, кричу, кидаюсь на всех окружающих в меру своих возможностей, то как я могу что-то услышать. Во время страданий недопустимо говорить, что страдаю и поэтому имею право на скандал. На скандал человек не имеет права никогда, это уловка диавола, который хочет нас не допустить получить пользу от страданий.
               
            Давайте учиться пользоваться, будучи в терпении, уметь успокоиться, уметь за всё благодарить Бога, молиться Богу, и об облегчении страданий в том числе, потому что Бог не требует от нас в обязательном порядке молиться о том, чтобы мы продолжали находиться в том же состоянии. Мы можем молиться и об исцелении, нам дано такое право Богом. Если мы болеем, мы должны пособороваться. Если страдаем душевной болезнью, мы должны излечивать душу при помощи Таинства Причастия в частности, которое утоляет страдания души человека.
            Но главное, при этом мы должны искать еще и смысл: «зачем?», а не «почему?». При этом мы должны в течение всего этого процесса не забывать благодарить Бога до того, как поняли; во время того, как поняли; в тот момент, как поняли, зачем и как это произошло. А поняв, нужно реализовать то, что Бог хотел. Понял – сделай.
               
            Это всегда было в христианстве, есть заповедь, изволь исполнить. Есть воля Божия – изволь подчиниться. Есть повеление Создателя – изволь его реализовать.  «Царство Божие не в слове, а в силе» (1Кор.4,20), как говорит апостол Павел. Давайте учиться этому, тогда и наши страдания станут столь же чудотворными, как страдания апостола Петра, бывшего в темнице и при этом победившего грех, диавола и прославившего Бога через страдания.   
            Господь, предсказывая страдания апостола Петра, сказал, что он таким образом прославит Бога. Так и произошло, он прославил Бога своими кандалами, которые переполнены славой Божией, благодатью Божией. И наши страдания тоже могут наполниться ею, если мы за них поблагодарим. Да поможет нам в этом Бог Всемогущий. Спаси Господи!»