Дешёвое Vino Tinto. Глава пятая п

Регина Наумова
      Только что отшумели, отгремели торжественные мексиканские празднества День Мёртвых. Уже задолго в школах дети рисовали черепа своих учителей. Булочники и кондитеры сооружали черепа из шоколада и сахара, точнее, кто из чего горазд. Народные мастеровые и профессиональные художники изготовляли искусные манекены покойников, которые устанавливались везде, где только можно. Торговали и головами великих людей, используя для этого крупные кокосы. Арина Яковлевна купила голову Обамы и подвесила её на верёвке при входе в дом. В Мексике к смерти относятся, можно сказать, наплевательски. "Ла вида но вале нада!" (Жизнь ничего не стоит!) - нередко можно услышать от мексиканца. О смерти сложено много весёлых песен. Такое отношение мексиканца к смерти тянется, видимо, со времён ацтеков. Они верили, что маленький человек рождается из кости умершего, следовательно смерть каждого даёт жизнь другому человеку, а для умирающего - вечное бытие. Получалось, что смерть -
благо для всех. Поэтому ацтекские юноши шли на алтарь жертвоприношений с радостью и гордостью, покорно давая разрезать себе грудь и вырвать трепещущее сердце.
    
      Открыт ноутбук. Женщина слушает русские народные песни, и это напоминает ей о прошлом.
      После окончания первого класса бабушка повезла внучку в бывшее некогда имение Аришиного прадеда, недалеко от города Калязин. В тех местах жила и работала в колхозе, жена бабушкиного брата, Василия Ивановича. Он ушёл на войну вместе с двумя младшими братьями. В 1942 году все пали смертью храбрых. - Подспудная цена ПОБЕДЫ.
      
       В большой деревянной избе все дружно садились за стол и каждый хотел первым зачерпнуть деревянной ложкой топлёную пенку сливок над вкуснейшей пшённой кашей на молоке, в большом глиняном горшке, только что вынутым ухватом из печи.  Детям давали ещё творог с ягодами. Ариша надолго запомнила эту вкуснятину.
 
     Ах, а какая сказочная была недалеко от дома запруда с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями. Там плавали утки со своими маленькими забавными утятами. Там  и Ариша научилась плавать "по-собачьи". Там, над водой летали большие перламутровые стрекозы. А под водой  были тёмные  камни, из под которых  мальчишки извлекали усатых раков. В деревне девочка видела как доят коров и коз, как пастухи пасут стада, как выращивают овощи на грядках... Ариша поняла и запомнила, как зависят города от тяжёлого труда колхозников.
 
       А вечерами девочке нравилось слушать грустные народные песни и весёлые озорные частушки.
      Слёзы подступают к глазам Арины Яковлевны и слагаются строфы под названием
Бабушкина Русь:

Сколько троп нехоженых
В дорогом краю
Дадено мне. Боже мой,
Рощи, как в раю.

Здесь моря овсяные,-
Гречи, ржи, пшена...
Васильки желанные
И лугов волна.

Долы златозубые
В неводах зари...
Взяли в руки грубые
Косы косари.

Песни задушевные
Льются, что вода.
Соловьи вечерние...
И моя звезда.

Над главою ризою
Виснут небеса.
Эка ночь, с сюрпризами, -
Встрёпанна коса

Ветерком отчаянным, -
Тщится взять, измять...
Страстью изначальною
Дух околдовать.

Мне того и надобно.
Чтобы славить Русь,
Страстно петь, не жалобно,
У стихий учусь.

Сила неуёмная
В песнях ветра есть
И ещё, - объёмная
Благостная Весть.

Пробираясь чащами,
Слыша зов трубы,
Строками журчащими
Полню кладь судьбы.

В ней в садовых лапищах
Птичек щебетня.
В солнечных накрапышах
Тени у плетня.

О великих прадедах
Сонм достойных дум, -
Много ими дадено! -
Дай Бог нам лишь ум...

Голубые омуты
Мной любимых глаз,
Жизненные хлопоты
И страны наказ,

Что живёт в кипении,
Духом молода, -
В золотом цветении
Веры и труда!

     - Бедная моя, Анна Алексеевна! - Говорит она, - мне так печально, что я больше не увижу тебя. Как ты любила меня, моя бабушка-матушка. А я была слишком глупа, чтобы платить тебе так, как ты этого заслуживала, дорогая.

     Воспоминания о бабушке по материнской линии были всегда воспоминаниями благоговейными, священными.
      Вот бабушка в школе имени Пушкина, где учится Ариша, дожидается внучку после уроков. Девочка задерживается и Анна Алексеевна подымается на второй этаж и заходит в опустевший класс.
     - Ой, бабуленька, я сейчас, вот только доску вытру, я сегодня дежурная. Мне теперь надо всё делать аккуратно. И весело продекламировала:

Да, прилежный я ребёнок, -
Скоро буду октябрёнок.
Только тех, кто любит труд
Октябрёнком назовут.

     Это нам сегодня читали стихи про октябрят, - поясняет первоклашка, - а я чуть-чуть переделала.-
     - Передельщица ты моя... Яблоко с бутербродом скушала?
     - Скушала, скушала, - машет Ариша рукой.
   
     А дома её бабушка рассказывает соседям:
     - Хорошая для девочек школа имени Пушкина. В классе светло, уютно. Впереди стоят совсем малюсенькие парты, за ними повыше, а за теми ещё повыше. Парты чёрного цвета, очень удобные. Столешницы в меру наклонены и по две откидывающейся дощечки, чтобы было удобно встать, а потом сесть, положив локотки на парту. Сидят по-двое. Посередине наверху на партах углубления для чернильниц, их называют непроливайками. По обе стороны от них  есть желобки для карандашей и ручек. Сейчас школьницы пишут карандашами, а к концу первой четверти уже - перьевыми ручками. Мы с Иришей давно запаслись коробочкой перьев "звёздочка". -

      А потом, Анне Алексеевне захочется похвастать перед соседями:
     - Ириша, в числе первых восьми первоклассниц (из отличников и хорошистов) в классе, на днях будет  принята в октябрята.-

     Весь класс, вчерашних дошколят, в канун годовщины Великой Октябрьской революции, на большом автобусе возили в Ленинские Горки. Там, в торжественной обстановке Аришу и ещё семерых девочек в белых фартучках и с большими белыми бантами приняли в первую в их жизни общественную организацию - "Октябрята". На  фартучки им прикололи  рубиновые звёздочки с изображением Ленина, когда он был в тех же годах, что они сейчас. Потом все школьницы пили вкусный натуральный лимонад и ели малютки-пирожные.
     Каким приветливым был тот солнечный осенний денёк. По опавшей листве, как по ковру бежала к дому счастливая девочка. Зелёное осеннее пальтишко распахнуто. Грудь, что называется, колесом, мол все, все смотрите какой значок мне прикололи!
     - Носик то от гордости за ветки деревьев задевает, - смеётся соседка Параша.
     - Бабуленька! - кричит, Ариша, - меня выбрали командиром звёздочки. А ещё в моей звёздочке есть физкультурник, библиотекарь, садовод и санитар.

     "Буду теперь я всем детям примером,
     Чтобы попозже  стать пионером", - распевает она и вертится перед трюмо, любуясь собой и значком.
     - Ну и егоза ты у меня, - умильно улыбается Анна Алексеевна. Она утверждала, что природа, создавая внучку, испробовала сомнительный рецепт, где к чрезмерно чувствительному характеру, ранимой натуре и ужасающей фантазии, с разрушительными языками пламени, не добавили флегмы.

     А вот и другая картинка. Ариша врывается в комнату и с порога кричит:
     - Бабуленька, с завтрашнего дня у нас будут уроки чистописания. Доставай скорей перья "звёздочка".
     Поначалу этот предмет давался девочке с трудом. Бабушка нередко вздыхала и шутила:
     - Что-то наше чистописание похоже на грязномарание. Никак мы с тобою не можем избавить тетрадь от клякс. -
     - Ох, бабуленька, это волоски виноваты, и откуда только они берутся такие приставучие? Как ни стараюсь, чтобы они к моим перьям не цеплялись, ничего не получается. Конечно чернилам это не нравится, вот они и отделываются от них спрыгивая  прямо в тетрадку, - грустно объясняла внучка.

      В школе первоклассниц учили писать буквы так, чтобы на сгибах и хвостиках букв пёрышко чертило тоненькие линии, а на стенках букв перо надо было нажимать посильнее и у Ариши кончики перьев нередко отламывались.

      Вы уже поняли, что в ту пору были школы для девочек и школы для мальчиков. С мальчиками тамошним школьницам пришлось учиться вместе с четвёртого класса. Соседом Ариши стал Данилин Алексей, обходительный паренёк, которому девочка сразу же понравилась. Через месяц он уже носил её портфель от школы до дома и угощал соседку по парте конфетами-тянучками "Коровка", если таковые попадались в его школьных завтраках. Арише такое поведение мальчика нравилось.
       Вбегая в комнату проказница бросала в сторону портфель и крутясь перед трюмо приговаривала:
      - Хорошенькая! Ох, хорошенькая! Я не только Алёшке нравлюсь, но и Чесноку, и братьям Плужниковым, и Эпштейну... Пусть Эмка Рубинштейн на меня за это злится!
      Потом быстро переодевалась во "дворовое платье" и летела во двор поиграть в "Белые и Красные", в "Казаки, разбойники" или в "Лапту".

      Какие замечательные подвижные игры были у детей пятидесятых годов: прятки, салочки, ножечки, вышибалы, чижик, городки, прыгалки... Любимой игрой Ариши были классики. Ловко толкая ногой битку, она умело перепрыгивала из квадрата в квадрат. Девочка ухитрялась не наступать на черту сама и не позволяла этого своей битке. Никто не мог сравниться с ней в этом. Любила она и погонять на велике. А зимой взрослые утрамбовывали для ребят сугробы, делали горки и заливали их водой. Дети тащили коробки, санки, кто-то на прямых ногах -это высший пилотаж, кто-то на корточках, а иные на попе катились вниз. Крики, смех, искренняя радость и товарищеская взаимовыручка... - здорово, дружно, весело!

      А современные дети, увы, предпочитают стучать по клавиатуре ноутбуков и мобильников, или сидеть во "Вконтакте"...

      Ариша училась и взрослела в Москве.
      Успевала посещать 2 кружка и театральную студию Дома Пионеров. В СССР для детей всё было бесплатным и хорошим. Вот несколько фраз из её дневника:

      "Мне 11 лет. Вот уже два года я пионерка. Перед вступлением в эту замечательную организацию прочитала повесть Аркадия Гайдара "Тимур и его команда". Я поняла, добрые дела не измеряются деньгами, не измеряются и чем-то материальным, они делаются абсолютно бескорыстно.
       Понятия "бескорыстие", "благородство", "добро" - это очень, очень важные понятия. Главная героиня говорит Тимуру: "Ты о людях всегда думал, они отплатят тебе тем же". Мне нравятся такие ребята, как Тимур и его Команда.
       Когда я отдаю салют, то поднимаю чуть выше головы руку и этим демонстрирую, что ставлю общественные интересы выше личных.
       С прошлого года хожу заниматься в районный Дом Пионеров, в кружки литературный и ботанический. А ещё я занимаюсь в театральной студии. Тётя Рита, родная мамина сестра, сказала, что я создана для триумфов и сильных ощущений, поэтому лучшее, что я способна сделать, - это попытаться стать актрисой. Мама за такие слова очень разозлилась на неё, а заодно, и на меня тоже... А мне это понравилось. Мне приятно всё, что красиво и интересно.
 
       Бабушка переживает, что я перегружаю свой организм. Но, если я буду бездельничать и терять время, что же из меня получится! Я должна окончить всё детское учение, чтобы потом успешно заняться учением для взрослых."

       Арина любила плакать и смеяться, любила приходить в отчаяние, любила быть в центре внимания, любила быть влюблённой, любила быть огорчённой и грустной. Слава, популярность, признание - вот её грёзы, её мечты в детском и подростковом возрасте. Видимо, а может мне это только кажется, для девочки это всё - развлечение, артистические детские роли...
        Главное, она любила жизнь.